Конспект занятия "Путешествие в подводный мир"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия "Путешествие в подводный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_podvodnyy_mir.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«Путешествие в подводный мир»
Цели:
- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
- закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.
Программное содержание: познакомить детей с многообразием обитателей рек, морей и океанов, дать представление о жизни обитателей морских глубин, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни и приспособленности живых организмов. Воспитывать чувство любви и привязанности к природе.
Ход занятия:
Я сегодня получила послание сос от папы осьминога. У него пропали малыши. И он просит нас ему помочь их найти. Поможем. Тогда отправляемся в путешествие.
Воспитатель: Ребята, я сегодня принесла в группу глобус. Кто-нибудь из вас знает, для чего он нужен?
Варианты детей
Воспитатель: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля. Он представляет собой шар, имеет ось и такой же как у Земли ее наклон, он вертится вокруг оси.
Шарообразная форма глобуса дает нам возможность видеть, как выглядит Земля на самом деле. Как на ней расположены материки и океаны, какие они имеют размеры относительно друг друга. На карте увидеть это достаточно сложно, так как она плоская.
Посмотрите внимательно на глобус. Мы можем увидеть на разные цвета. Зеленым цветом обозначены равнины, где растет трава, желтым – пустыни, темно-коричневым – горы. Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?
Дети: Вода
Воспитатель: Правильно, это вода. На нашей планете много разных водоемов. Водоём – это место скопления и хранения воды.
Какие водоемы вы знаете?
Варианты детей
Воспитатель: Ребята, хотите вместе со мной отправиться в путешествие по морям и океанам на поиски осминожек? Тогда представьте, что мы с вами команда на научно-исследовательском судне. Мы будем путешествовать по морям, и изучать морской мир. Ведь море – это край невероятных чудес, даже учёные не всё знают о морях. Путешествуя, мы познакомимся с обитателями морей. (построение судна)Занимаем места.
Слайд 1:
Более 2/3 поверхности земли покрыто морями и океанами. Это огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете: ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается вновь в виде дождя и снега, питая растительный и животный мир. Вода занимает в три раза больше места на Земле, чем суша!
Слайд2:
Сначала я расскажу вам о Мировом океане. В нём содержится 96% воды нашей планеты! Но материки разделяют его на отдельные океаны. Сколько же океанов на Земле?
Оказывается четыре. Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Атлантический.
Слайд 3:
Самый большой по площади – Тихий океан. Его назвали так потому, что когда первые мореплаватели пересекали воды океана, стояла тихая безветренная погода, ни штормы, ни бури не вздымали бескрайнюю водную гладь. Впоследствии этот океан получил ещё одно название – Великий. Ведь он самый большой из всех океанов Земли.
Слайд 4:
Самый маленький океан – Северный Ледовитый. Его назвали так потому, что он находится рядом с Северным полюсом Земли, и большую часть года его воды скованы льдом.
Северный Ледовитый океан – царство холода и тьмы! Полгода его окутывает глубокая темнота, ведь именно полгода в этих широтах длится полярная ночь.
Слайд 5:
Есть на Земле ещё два океана
Два могучих великана.
Вот Индийский океан
Омывает много стран.
Слайд 6:
А это Атлантический,
Красивый фантастически!
Слайд 7:
Части океанов, которые сильно вдаются в сушу, называются морями. Морей на Земле много, около 90. Самые большие из них – Филиппинское, Аравийское и Коралловое.
Слайд 8:
Ребята, кто из вас бывал на море? Расскажите, какое вы видели море? (рассказы детей).
А кто пробовал, какая на вкус морская вода? ( не вкусная, горькая и соленая). Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В ней растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются при изготовлении лекарств, но пить морскую воду НЕЛЬЗЯ и поэтому все путешественники, отправляясь в плаванье, запасались пресной водой. А сейчас мы с вами опустимся на морское дно и познакомимся с морскими обитателями
Слайды 9-14:
Хрустальное блюдце! Не видите блюдца?
А может то зонтик лежит на волнах?
В нём щупальца – спицы. А спиц тех коснуться
Не каждый решиться. Обжечься есть страх!
(Медуза)
Медуза состоит из воды. Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Однако красота большинства видов медуз бывает весьма обманчивой. Ведь все медузы ядовиты. Есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать у человека сильные ожоги, боль и серьёзные шрамы.
Воспитатель: - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Один - много»
Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Описание игры: Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.
- Море – моря;
- Рыба – рыбы;
- Лодка – лодки;
- Кит – киты;
- Осьминог - осьминоги;
- Дельфин – дельфины;
- Медуза – медузы;
- Акула – акулы;
- Коралл – кораллы.
Слайды 15-19:
Передние – ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая.
(Морская черепаха)
Черепаха очень ловкий пловец. Питается в основном медузами и ракообразными. Откладывает яйца в песок на берегах небольших бухт.
Слайды 20-21:
Короткое тело покрыто шипами!
Шипами умело сразится с врагами.
Раздуется важно, как шарик. И всё ж…
Порою хоть страшно, плывёт
(Рыба-ёж)
Рыба еж – один из обитателей океанов, а также тропических морей. Размер ее укороченного тела достигает 50 сантиметров. А вот что отличает рыбу ежа от других обитателей подводного мира, так это ее способность в случае опасности увеличиваться в размерах, принимая форму шара. Видя перед собой угрозу, рыба начинает поглощать в себя воду, и мы можем наблюдать ее удивительное перевоплощение. Чтобы принять еще более угрожающий вид, рыба выпускает наружу свои шипы. В таком состоянии она может находиться до тех пор, пока не исчезнет опасность, и становится несъедобной для многих морских хищников.
Слайды 22-23 :
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской... (конек)
Морской конёк – небольшая рыбка одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня. Морские коньки плавают вертикально. Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле конька, делают его незаметным среди водорослей и защищают от хищников. У морских коньков деток воспитывает папа.
Слайды 24-25:
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(Морская звезда)
Морская звезда относится к животным хищникам. Питаются звёзды моллюсками. Сначала может показаться, что морские звёзды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
Слайды 26-28:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это...
(краб)
Крабы – это легко приспособляющиеся животные. Краб относится к десятиногим ракообразным. У него маленькая голова, короткое брюшко, подогнутое под челюстегрудь.
Есть у краба и конечности – клешни: четыре клешни по бокам и две, самые большие, спереди. Тело краба покрыто панцирем.
Слайд 29-30:
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете...
(кит)
Синий кит – самое большое животное из когда-либо обитавших на нашей планете. Только что появившийся на свет «малыш»
достигает в длину 7,5 метров! В 7месяцев – 16 метров, а взрослый самец достигает 30 метров в длину и весит 150 тонн.
Как выглядит взрослый синий кит? Он очень красив! Спина у него нежно-голубая, словно океанские волны, а собранное в складки брюхо покрыто жёлто-оранжевой пленкой.
Слайды 31-35:
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть...
(дельфин)
Дельфины - морские обитатели, не одно столетие привлекающие внимание людей своим умом и загадочностью. Их изящное тело идеально приспособлено для плавания. Дружелюбие и любопытство часто делало дельфинов друзьями людей. Известны случаи, когда эти китообразные спасали жизнь тонущим.
Физминутка "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи).
Слайды 36-39:
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно...
(акула)
Акула – крупный водный хищник. Еще с древних времен эта хищная рыба живёт в морях и океанах. Акулы обитают практически во всех морях и океанах. Некоторые виды можно встретить даже в озерах и реках. В воде акула чувствует себя превосходно: легко передвигается со скоростью в 60 км/ч, рассекая воды морей и океанов, а также прекрасно охотится, молниеносно схватывая добычу, благодаря мощным челюстям с острыми зубами. Акулы схожи с водными млекопитающими: дельфинами, китами, тюленями и касатками.
Слайды 40-44:
Из песка торчат глаза,
И проблемы всем сулят,
Ты на них не наступай,
Там в песке зарылся …
(Скат)
Скаты, как и акулы, являются одними из самых древних рыб. Они уникальны в том, что при плавании не используют хвост, как это делают другие рыбы. Скаты передвигаются лишь за счет движений плавников, напоминая при этом бабочек. Большинство скатов живет в морской воде, однако существует и несколько пресноводных видов.
Для скатов характерно весьма «расплющенное» тело и большие грудные плавники, сросшиеся с головой. Пасть, ноздри и пять пар жабр находятся на плоской и, как правило, светлой нижней стороне.
Слайд 45-46:
У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала.
(Рыба-пила)
Этот обитатель Мирового океана выделяется среди прочих тем, что на голове у него есть костяной нарост с зазубринами, действительно напоминающий пилу и составляющий приблизительно четвертую часть от общей длины тела.
Точное биологическое наименование этой рыбы – пилорыл обыкновенный, и относится он к семейству скатов. На спине у рыбы-пилы расположены два плавника, а на хвосте – один, причем в отличие от многих других скатов он не имеет шипа.
Слайды 47-48:
Что за рыбина морская?
Быстро волны рассекая,
На носу метровый меч,
Чтоб добычу быстро сечь.
Ты ей лучше не перечь,
Так как это рыба – …
(Меч)
Меч-рыба представляет собой крупного морского хищника. Обитает в тёплых тропических и субтропических водах с температурой от 18 до 22 градусов по Цельсию. Но в этом правиле бывают и исключения. Рыбу можно встретить в более холодных водах от 5 градусов по Цельсию. Попадается она и в очень тёплой водичке вплоть до 27 градусов по Цельсию. Данный вид склонен к длительным миграциям. Летом популяция смещается к холодным регионам, зимой тяготеет к тёплым. Обычная толща воды, в которой обитает рыба, равняется 500-550 метров. Но хищник может опускаться и глубже вплоть до 2,5 км.
Слайды 49-50:
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба…
(Камбала)
Камбала представляет собой особый род рыб семейства камбалообразных. Причем существует речная и морская камбала, они обитают соответственно в морях и реках. Это очень удивительная рыба, ведь она обладает сплющенным телом, которое перевернуто на бок.
Слайд 51:
Рыбы-топорики – глубоководные рыбы, встречающиеся в умеренных и тропических водах мирового океана. Свое название получили за характерный внешний вид тела, напоминающий форму топора – узкий хвост и широкое «тело-топорище».
Вырастают они до не больших размеров – некоторые виды достигают длины тела всего 5 см.
Некоторые виды топориков собираются в огромные стаи, образуя широкий плотный «ковер». Иногда для водных судов становится затруднительно пробить этот пласт своими эхолокаторами, например для точного определения глубины.
Питаются топорики мелкими ракообразными.
Слайд 52:
Этих удивительных рыб трудно спутать с другими. Ведь когда они плавают самостоятельно нельзя не заметить на их голове плоское ребристое образование, напоминающее подошву ботинка. Если вы видите акулу, морскую черепаху, ската или дельфина с «висящей» на их теле рыбой – будьте уверены, что это и есть прилипала.
Главное ее отличие от других рыб — наличие на спине, на месте спинного плавника, небольшого органа — присоски. Его предназначение — прикрепляться к телу крупных животных, которые обитают в тропической части Мирового Океана.
Так, на теле акулы можно наблюдать до десяти прилипал, которые облепили ее спину, нижнюю часть тела. А некоторые виды рыб-прилипал живут в даже жабрах акулы!
Вот таким способом путешествуют эти рыбы по просторам морей, не прилагая практически никаких усилий. Кроме акул, прилипалы прикрепляются к морским черепахам, крупным китообразным. И, самое интересное, по наблюдениям ученых, эти животные равнодушно относятся к таким “пассажирам” у себя на спине.
Слайд 53-55:
Не шагаю по дороге,
Хотя, ног довольно много.
Я в морской живу пучине,
И скрываюсь в бездне синей.
(Осьминог)
Осьминоги являются головоногими моллюсками.живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог – хищник, питается мелкими рыбками. Ребята, а вы знаете, почему это животное так называется? Осьминог получил своё название за количество ног. Их ровно 8. Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому – «осемь», поэтому люди стали называть это удивительное животное «осьминог».
Тело осьминога напоминает большую грушу с отходящими от неё длинными отростками – щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.
А хотите стать осьминожками? (работа с детьми за столами: коллективная работа поиска осьминожек).Родители осьминожки напуганы и растеряны. Почему? Что случилось? Я, кажется, поняла, в чем дело, они потеряли своих малышей. Давайте им поможем найти своих детей, а поможет нам моё стихотворение-подсказка:
Жил осьминог со своейосьминожкой,
И было у них осьминожков немножко.
Все они были разного цвета:
Первый – зелёный,
Второй – фиолетовый,
Третий, как зебра весь полосатый,
Чёрные оба – четвертый и пятый.
Шестой – темно-синий,
От носа до ножек,
Жёлтый-прежёлтый
Седьмой осьминожек,
Восьмой – словно спелая ягода –
Красный…
Словно не дети,
А тюбики с краской!
(Э. Успенский.
(коллективная работа)
(возвращаемся на стульчики)
Слайд 56-57:
Нет красивее чудес!
Это настоящий лес!
Только вырос он тайком…
Под водой на дне морском.
(водоросли)
Водоросли – это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Водоросли создают уютные места обитания для рыб и животных морей. А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны? Кто из вас пробовал морскую капусту? В морской капусте целая аптека с витаминами.
Слайд 58:
Планктон – разнородные, мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные сопротивляться течению. Такими организмами могут быть бактерии, некоторые водоросли, простейшие, моллюски, ракообразные, яйца и личинки рыб, личинки различных беспозвоночных животных. Планктон является пищей для большинства остальных водных животных.
Море таит в себе множество чудес. Хотя снаружи нам кажется, что это просто вода. На самом деле – это дом для множества живых существ.
Следующий водоем, о котором я хочу вам рассказать – это озеро. Озеро бывает и большим и маленьким. Давайте сравним море и озеро.
Дети сравнивают и делают вывод, что озеро меньше, чем море.
Воспитатель: Озера могут быть и солеными и пресными. Самые большие озера нашей планеты: озеро Верхнее, озеро Байкал, озеро Ньяса, озеро Мичиган и другие. В нашей области тоже есть озеро, оно называется Соленка. Оно какое? Оно обладает лечебными свойствами .
В озерах обитают караси, карпы, улитки.
Последний водоем, о котором мы сегодня поговорим – это река. Если предыдущие водоемы имеют стоячую воду, то в реке вода течет и передвигается, а затем впадает в море (показываю на глобусе). Река обозначена тонкой линией. Начало реки называется истоком. Углубление в котором течет вода – русло реки, а место, где она впадает в море – устье.
Как называетсярека, рядом с которой мы живем? (Илек)
Слайд 59-63:
Воспитатель: Кто знает какая рыба водится в нашей реке.
Дети: в реке водятся лещ, щука, налим и другие обитатели.
(предложить детям пазлы с морскими обитателями)
Дети выкладывают и рассказывают, что получилось.
НО вот и подошло наше путешествие к концу.
Итог:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Кому мы помогли? Что сделали?
- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
Будете любить дети природу:
Реки, озёра, моря,
О ней проявлять заботу -
Будут тогда чудеса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"
Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...
конспект занятия "В подводном царстве"
конспект совместной деятельности...
Конспект "Волшебная страна, подводное царство"
Нетрадиционные формы рисования...
Конспект «Путешествие по подводному миру. Речные рыбы»
Этот коспект фронтального занятия по логопедии поможет вам провести НОД в области "Познавательного развития" весело, занимательно, а главное интересно для ваших воспитанников....
Конспект познавательного занятия "Подводное путешествие" для детей подготовительной группы.
На занятии закрепляем знания детей о море, как сообществе водных обитателей: растений и животных, приспосабливающихся к жизни в воде; уточняем представления о разных состояниях моря. Заранее (недели з...
Конспект "Погружение в подводный мир"
Конспект "Погружение в подводный мир"...
Конспект -открытого занятия "Подводное царство"
Конспект-открытого занятия " Подводное царство"в старшей группе "Колобок"...