НОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА "Богатства Республики Коми"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гудырева Анжелика Вячеславовна

Составление интеллект-карты  посредством систематизации и обобщения знаний о городах республики Коми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod-puteshestvie_po_rk.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в старшей группе по теме 

«Богатства Республики Коми»

Цель: Составление интеллект-карты посредством систематизации и обобщения знаний о городах республики Коми.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с городами Республики Коми (Сыктывкар, Ухта, Печора, Инта, Воркута);

- обогащать представления о природе (мире флоры и фауны, полезных ископаемых, занятиях населения;

- учить ориентироваться по карте; расширять кругозор.

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви и гордости за свой край, свою родину.

Материал: флажки-метки, мультимедийная презентация по теме «Путешествие по республике Коми», карта республики Коми, интеллект-карта, картинки, медали 3 цветов (зелёный, жёлтый, синий)

I часть. Организационный момент.

Приём –Упражнение «Приветствие»

В круг все встали и за руки взялись.

Повернулись влево-улыбнулись соседу,

Повернулись вправо-улыбнулись соседу,

Дружно скажем -здравствуйте!

Ход НОД

Приём «Радуга интересов»

- Ребята, я не знаю, чем бы каждый из вас хотел сегодня позаниматься.  Но я хочу вам предложить выбрать медали разного цвета. Каждый выбранный вами цвет, означает вид деятельности, которым бы вы сейчас хотели заняться. Кто хочет узнать что-то новое – выбирает зеленую медаль, кто хочет посмотреть проектор - выбирает желтую медаль, кто хочет просто поиграть - выбирает синюю медаль.  (Дети выбирают и надевают медали)

-Какие вы стали яркие и нарядные. Всем этим, играть, смотреть телевизор, двигаться, узнавать новое- мы сегодня с вами и будем заниматься.

Дети и воспитатель входят зал, образуют круг. На экране заставка. (Слайд 1).

Воспитатель: А кстати, вы не забыли, как называется наш город? (Слайд 2).

Дети: Сыктывкар.

Воспитатель: А что вы можете интересного рассказать о нашем городе? (Ответы детей). Чтобы узнать больше мы сегодня отправимся в путешествие по Республике Коми.

Если дети затрудняются с ответами, воспитатель задает вопросы:

1. Чего у нас в городе много? (торговых центров, автомобилей, деревьев, улиц, памятников и т. д.).

2. Какие у нас в городе есть фабрики и заводы? (Молочный завод, хлебозавод, завод по производству бумаги и т. д.).

3. Как называется река, на которой стоит наш город?

4. А кто знает, как раньше назывался Сыктывкар?

5. Какие театры и памятники есть в нашем городе?

Воспитатель: Да, ребята, Сыктывкар – это столица Республики Коми, ее главный город. Но самое главное, Сыктывкар – это наш родной город, здесь мы родились, здесь живут наши семьи.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на карту Республики Коми (Слайд 3). Какая она? (Ответы детей). Очень большая. В нашей Республике много разных городов, сёл, деревень, в которых живут, трудятся, растут жители коми края. А какие еще города нашей Республики вам известны? (Ответы детей). А что вы можете интересного рассказать про Ухту? Инту? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, оказывается мы с вами не так уж много и знаем о городах нашей Республики. Надо это исправлять. А каким образом мы можем больше узнать о городах? (Спросить у родителей, почитать в Интернете, посмотреть в энциклопедии, отправиться на экскурсию и т. д.). Я вам сегодня предлагаю отправиться в виртуальное путешествие по нашей Республике и побывать в роли путешественников - исследователей. Вы согласны? Дети: Да.

Воспитатель:На карте флажками мы будем отмечать те места, куда мы сегодня попадём. Итак, вы готовы к путешествию? (Да). Давайте мы отметим начальный пункт путешествия флажком. (Дети на карте отмечают г. Сыктывкар).

Воспитатель: Для путешествия нам надо выбрать транспорт. На каком транспорте мы можем путешествовать по республике? (Автомобиль, самолёт, поезд, корабль, велосипед). Самый удобный вид транспорта для путешествий – поезд. И сегодня мы отправимся в путешествие на поезде. А откуда отправляются все поезда? (От железнодорожного вокзала). (Слайд 4). Предлагаю вам занять места в вагоне – скоро отходит поезд. Но, ребята, так как мы с вами находимся в поезде, а поезд – это общественный транспорт, то мы теперь с вами как называемся? (Пассажиры). А как должны вести себя пассажиры в общественном транспорте? (Не шуметь, не бегать, не прыгать, быть осторожными, внимательными и вежливыми).

Воспитатель: Ребята, мы отъезжаем от Сыктывкара, давайте скажем ему «До свиданья». Нас ждет впереди много увлекательных открытий. Ребята, посмотрите в окно (Слайд 5) - не успели мы отъехать от города, как попали куда, что вы видите в окно? (Лес). Да, Республика Коми богата лесами. А что такое лес? (Это когда много деревьев). А какие деревья растут в нашей республике? (Сосна, ель, береза, тополь, осина, рябина и т. д.). А сможете вы узнать деревья по их листочкам? Давайте проверим. (Игра «Назови дерево по листьям и плодам») (Слайд 6).

Воспитатель: Ребята, пока мы играли, не заметили, как подъехали к какому – то городу. Итак, наша первая остановка – это город Ухта (Слайд 7). Что интересного мы сейчас узнаем об этом городе? Город Ухта называют «Жемчужиной Севера». Он располагается в центре республики Коми (Слайд 8). Давайте найдём и отметим его на нашей карте (дети отмечают). Город богат полезными ископаемыми: нефть, чёрные и цветные металлы, лечебно-минеральные и пресные воды и многое другое. Главное занятие жителей Ухты – нефтедобыча (Слайд 9). Город Ухта - исторический город. В нем много достопримечательностей – различных памятников, скульптур, исторических зданий (Слайд 10): памятник Прометеям Севера, памятник Ю. А. Гагарину, памятник нефтянику и газовику, памятник воинам, погибшим в годы войны («Вечный огонь», фонтан. Природа Ухты красива во все времена года (Слайд 11). Понравился вам город, ребята? (Ответы детей). А нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места в вагоне поезда. Отправляемся! Что сейчас видите в окно? (Слайд 12). (Опять лес). А как вы думаете, в этом лесу кто-то живет? (Да. Животные). А каких животных нашей республики вы знаете? (Ответы детей). А теперь задание для самых внимательных – вы должны назвать животное, которое не живет в нашей республике (Игра «Кто лишний»). (Слайд 13).

Воспитатель: Ребята, мы с вами доехали до следующего северного города Печора (Слайд 14). Печора -это портовый город. Давайте отметим его на карте. А ещё в городе Печора добывают электроэнергию и там есть гидрометеорологическая обсерватория. Здесь работают люди, которые следят за погодой и дают её прогноз жителям всей республики (Слайд 15). Река Печора – самая широкая в Республике Коми (Слайд 16). В чистой, незагрязненной промышленными отходами реке, обитают разнообразные виды рыбы (Слайд 17): щука, сига, окунь, нельма, чира. Люди здесь занимаются рыболовством. А кто-нибудь из вас, ребята, знает, откуда берет начало река Печора? Посмотрите (Слайд 18). Какие красивые пейзажи. Это место в нашей республике называется Печоро – Илычский заповедник. Природа здесь первозданная, потому что людям трудно добираться по горным хребтам и речкам. А эти каменные статуи вы когда-нибудь видели? Как они называются? (Столбы выветривания). Это удивительное место. Когда-нибудь мы совершим путешествие в этот заповедник и познакомимся поближе с его достопримечательностями. А сейчас вы наверно немного устали. Давайте с вами поиграем в коми игру …….

С помощью коми считалки выбирается водящий –

В медведя ( Ошкысь)

Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют:    

 Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка

           Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,

           Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.

           Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.

Воспитатель: наше путешествие продолжается, юный путешественник –исследователь, посмотри в окно. Мы приехали с вами ещё в один северный город, который называется Инта. (Слайд № 19). Я также предлагаю отметить его на карте. Город, который многое может нам рассказать. В этом северном городе добывают уголь. (Слайд № 20). А давайте мы с вами прогуляемся по улицам города (Слайд № 21). Он красив зимой и летом, в нем много достопримечательностей – это и водонапорная башня, она изображена на гербе города. Этот архитектурный памятник охраняется государством. Он выложен из красного кирпича. Обратите внимание на украшение домов. Они стоят как сказочные теремки. А вот – Монумент Славы, посвященный воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. (Слайд 22).

Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся дальше. Посмотрите в окно – леса уже не видно, вокруг простирается бескрайнее поле – мы попали в тундру. (Слайд 23). А вот вдалеке виднеется самый северный город нашей республики - Воркута. (Слайд 24). Давайте мы отметим самый северный город на наших картах. Воркута - город шахтеров, там добывают ценное топливо для всей страны - каменный уголь (показываю иллюстрацию шахтеров).

Долго длится зима и очень короткое лето на крайнем севере, где даже летом земля не успевает до конца оттаять, и поэтому там не растут деревья. Огромные безлесые пространства с множеством болот называют тундрой (Слайд 25).

Воспитатель:  А как вы думаете, что это такое в небе над городом? (Слайд 27). (Северное сияние). Северное сияние – это необычайно красивое природное явление. Вообще, северное сияние — это свечение верхних слоев атмосферы, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. Красиво? Очень красиво.

III часть. Итог.

Воспитатель: Ребята, смотрите, за окном уже темнеет. Нам пора возвращаться. А пока мы едем, посмотрите на карту, в каких городах Коми республики удалось нам побывать. (Дети дают ответы).

Воспитатель: Дорога долгая, ребята.

Здесь наши мамы и папы, братишки и сестренки, бабушки и дедушки. Здесь наш любимый детский сад. Внимание, ребята, мы приближаемся к Сыктывкару, вот уже виден железнодорожный вокзал. (Слайд 36). Готовимся к выходу.

Заполнение интеллект-карты

-как называется наша Республика? (Коми), мы её поместим в центр.

-А чем же богата наша Республика Коми? (дети подбирают картинки и наклеивают на карту)

Ребята, а теперь покажите свои медали.

Мы сегодня узнавали новое? (зелёный)

По проектору о Республике Коми видели? (жёлтый)

Играли в игру? (синий)

Воспитатель: А на прощание я хочу дать вам домашнее задание – нарисовать полюбившиеся виды городов республики Коми, в которых мы сегодня побывали и с помощью карты рассказать родителям о нашем сегодняшнем путешествии. До свидания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сыктывкар-столица республики Коми "

Приобщение детей к коми национальной культуре. Материал знакомит детей с главным городом Республики Коми – Сыктывкаром. Формирует представление о Сыктывкаре как столице нашей Республики....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)

Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....

Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».

Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....

Проект «Родная моя республика», посвященного 95-летию Республики Коми

Цель проектаФормирование основ нравственной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и любви к родному краю.Назначение проектаМероприятия, направленные на расширение знаний и представле...

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности посвященный 100-летию Республики Коми. Развлечение «Коми промысловый календарь» для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

Развлечение «Коми промысловый календарь»Цель: приобщение детей к богатому культурному наследию Коми народа.Программное содержание:- познакомить детей с предметами крестьянского быта, с ору...