НОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА "Богатства Республики Коми"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Составление интеллект-карты посредством систематизации и обобщения знаний о городах республики Коми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod-puteshestvie_po_rk.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в старшей группе по теме
«Богатства Республики Коми»
Цель: Составление интеллект-карты посредством систематизации и обобщения знаний о городах республики Коми.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с городами Республики Коми (Сыктывкар, Ухта, Печора, Инта, Воркута);
- обогащать представления о природе (мире флоры и фауны, полезных ископаемых, занятиях населения;
- учить ориентироваться по карте; расширять кругозор.
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и гордости за свой край, свою родину.
Материал: флажки-метки, мультимедийная презентация по теме «Путешествие по республике Коми», карта республики Коми, интеллект-карта, картинки, медали 3 цветов (зелёный, жёлтый, синий)
I часть. Организационный момент.
Приём –Упражнение «Приветствие»
В круг все встали и за руки взялись.
Повернулись влево-улыбнулись соседу,
Повернулись вправо-улыбнулись соседу,
Дружно скажем -здравствуйте!
Ход НОД
Приём «Радуга интересов»
- Ребята, я не знаю, чем бы каждый из вас хотел сегодня позаниматься. Но я хочу вам предложить выбрать медали разного цвета. Каждый выбранный вами цвет, означает вид деятельности, которым бы вы сейчас хотели заняться. Кто хочет узнать что-то новое – выбирает зеленую медаль, кто хочет посмотреть проектор - выбирает желтую медаль, кто хочет просто поиграть - выбирает синюю медаль. (Дети выбирают и надевают медали)
-Какие вы стали яркие и нарядные. Всем этим, играть, смотреть телевизор, двигаться, узнавать новое- мы сегодня с вами и будем заниматься.
Дети и воспитатель входят зал, образуют круг. На экране заставка. (Слайд 1).
Воспитатель: А кстати, вы не забыли, как называется наш город? (Слайд 2).
Дети: Сыктывкар.
Воспитатель: А что вы можете интересного рассказать о нашем городе? (Ответы детей). Чтобы узнать больше мы сегодня отправимся в путешествие по Республике Коми.
Если дети затрудняются с ответами, воспитатель задает вопросы:
1. Чего у нас в городе много? (торговых центров, автомобилей, деревьев, улиц, памятников и т. д.).
2. Какие у нас в городе есть фабрики и заводы? (Молочный завод, хлебозавод, завод по производству бумаги и т. д.).
3. Как называется река, на которой стоит наш город?
4. А кто знает, как раньше назывался Сыктывкар?
5. Какие театры и памятники есть в нашем городе?
Воспитатель: Да, ребята, Сыктывкар – это столица Республики Коми, ее главный город. Но самое главное, Сыктывкар – это наш родной город, здесь мы родились, здесь живут наши семьи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на карту Республики Коми (Слайд 3). Какая она? (Ответы детей). Очень большая. В нашей Республике много разных городов, сёл, деревень, в которых живут, трудятся, растут жители коми края. А какие еще города нашей Республики вам известны? (Ответы детей). А что вы можете интересного рассказать про Ухту? Инту? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, оказывается мы с вами не так уж много и знаем о городах нашей Республики. Надо это исправлять. А каким образом мы можем больше узнать о городах? (Спросить у родителей, почитать в Интернете, посмотреть в энциклопедии, отправиться на экскурсию и т. д.). Я вам сегодня предлагаю отправиться в виртуальное путешествие по нашей Республике и побывать в роли путешественников - исследователей. Вы согласны? Дети: Да.
Воспитатель:На карте флажками мы будем отмечать те места, куда мы сегодня попадём. Итак, вы готовы к путешествию? (Да). Давайте мы отметим начальный пункт путешествия флажком. (Дети на карте отмечают г. Сыктывкар).
Воспитатель: Для путешествия нам надо выбрать транспорт. На каком транспорте мы можем путешествовать по республике? (Автомобиль, самолёт, поезд, корабль, велосипед). Самый удобный вид транспорта для путешествий – поезд. И сегодня мы отправимся в путешествие на поезде. А откуда отправляются все поезда? (От железнодорожного вокзала). (Слайд 4). Предлагаю вам занять места в вагоне – скоро отходит поезд. Но, ребята, так как мы с вами находимся в поезде, а поезд – это общественный транспорт, то мы теперь с вами как называемся? (Пассажиры). А как должны вести себя пассажиры в общественном транспорте? (Не шуметь, не бегать, не прыгать, быть осторожными, внимательными и вежливыми).
Воспитатель: Ребята, мы отъезжаем от Сыктывкара, давайте скажем ему «До свиданья». Нас ждет впереди много увлекательных открытий. Ребята, посмотрите в окно (Слайд 5) - не успели мы отъехать от города, как попали куда, что вы видите в окно? (Лес). Да, Республика Коми богата лесами. А что такое лес? (Это когда много деревьев). А какие деревья растут в нашей республике? (Сосна, ель, береза, тополь, осина, рябина и т. д.). А сможете вы узнать деревья по их листочкам? Давайте проверим. (Игра «Назови дерево по листьям и плодам») (Слайд 6).
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, не заметили, как подъехали к какому – то городу. Итак, наша первая остановка – это город Ухта (Слайд 7). Что интересного мы сейчас узнаем об этом городе? Город Ухта называют «Жемчужиной Севера». Он располагается в центре республики Коми (Слайд 8). Давайте найдём и отметим его на нашей карте (дети отмечают). Город богат полезными ископаемыми: нефть, чёрные и цветные металлы, лечебно-минеральные и пресные воды и многое другое. Главное занятие жителей Ухты – нефтедобыча (Слайд 9). Город Ухта - исторический город. В нем много достопримечательностей – различных памятников, скульптур, исторических зданий (Слайд 10): памятник Прометеям Севера, памятник Ю. А. Гагарину, памятник нефтянику и газовику, памятник воинам, погибшим в годы войны («Вечный огонь», фонтан. Природа Ухты красива во все времена года (Слайд 11). Понравился вам город, ребята? (Ответы детей). А нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места в вагоне поезда. Отправляемся! Что сейчас видите в окно? (Слайд 12). (Опять лес). А как вы думаете, в этом лесу кто-то живет? (Да. Животные). А каких животных нашей республики вы знаете? (Ответы детей). А теперь задание для самых внимательных – вы должны назвать животное, которое не живет в нашей республике (Игра «Кто лишний»). (Слайд 13).
Воспитатель: Ребята, мы с вами доехали до следующего северного города Печора (Слайд 14). Печора -это портовый город. Давайте отметим его на карте. А ещё в городе Печора добывают электроэнергию и там есть гидрометеорологическая обсерватория. Здесь работают люди, которые следят за погодой и дают её прогноз жителям всей республики (Слайд 15). Река Печора – самая широкая в Республике Коми (Слайд 16). В чистой, незагрязненной промышленными отходами реке, обитают разнообразные виды рыбы (Слайд 17): щука, сига, окунь, нельма, чира. Люди здесь занимаются рыболовством. А кто-нибудь из вас, ребята, знает, откуда берет начало река Печора? Посмотрите (Слайд 18). Какие красивые пейзажи. Это место в нашей республике называется Печоро – Илычский заповедник. Природа здесь первозданная, потому что людям трудно добираться по горным хребтам и речкам. А эти каменные статуи вы когда-нибудь видели? Как они называются? (Столбы выветривания). Это удивительное место. Когда-нибудь мы совершим путешествие в этот заповедник и познакомимся поближе с его достопримечательностями. А сейчас вы наверно немного устали. Давайте с вами поиграем в коми игру …….
С помощью коми считалки выбирается водящий –
В медведя ( Ошкысь)
Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют:
Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка
Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем.
Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.
Воспитатель: наше путешествие продолжается, юный путешественник –исследователь, посмотри в окно. Мы приехали с вами ещё в один северный город, который называется Инта. (Слайд № 19). Я также предлагаю отметить его на карте. Город, который многое может нам рассказать. В этом северном городе добывают уголь. (Слайд № 20). А давайте мы с вами прогуляемся по улицам города (Слайд № 21). Он красив зимой и летом, в нем много достопримечательностей – это и водонапорная башня, она изображена на гербе города. Этот архитектурный памятник охраняется государством. Он выложен из красного кирпича. Обратите внимание на украшение домов. Они стоят как сказочные теремки. А вот – Монумент Славы, посвященный воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. (Слайд 22).
Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся дальше. Посмотрите в окно – леса уже не видно, вокруг простирается бескрайнее поле – мы попали в тундру. (Слайд 23). А вот вдалеке виднеется самый северный город нашей республики - Воркута. (Слайд 24). Давайте мы отметим самый северный город на наших картах. Воркута - город шахтеров, там добывают ценное топливо для всей страны - каменный уголь (показываю иллюстрацию шахтеров).
Долго длится зима и очень короткое лето на крайнем севере, где даже летом земля не успевает до конца оттаять, и поэтому там не растут деревья. Огромные безлесые пространства с множеством болот называют тундрой (Слайд 25).
Воспитатель: А как вы думаете, что это такое в небе над городом? (Слайд 27). (Северное сияние). Северное сияние – это необычайно красивое природное явление. Вообще, северное сияние — это свечение верхних слоев атмосферы, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. Красиво? Очень красиво.
III часть. Итог.
Воспитатель: Ребята, смотрите, за окном уже темнеет. Нам пора возвращаться. А пока мы едем, посмотрите на карту, в каких городах Коми республики удалось нам побывать. (Дети дают ответы).
Воспитатель: Дорога долгая, ребята.
Здесь наши мамы и папы, братишки и сестренки, бабушки и дедушки. Здесь наш любимый детский сад. Внимание, ребята, мы приближаемся к Сыктывкару, вот уже виден железнодорожный вокзал. (Слайд 36). Готовимся к выходу.
Заполнение интеллект-карты
-как называется наша Республика? (Коми), мы её поместим в центр.
-А чем же богата наша Республика Коми? (дети подбирают картинки и наклеивают на карту)
Ребята, а теперь покажите свои медали.
Мы сегодня узнавали новое? (зелёный)
По проектору о Республике Коми видели? (жёлтый)
Играли в игру? (синий)
Воспитатель: А на прощание я хочу дать вам домашнее задание – нарисовать полюбившиеся виды городов республики Коми, в которых мы сегодня побывали и с помощью карты рассказать родителям о нашем сегодняшнем путешествии. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Сыктывкар-столица республики Коми "
Приобщение детей к коми национальной культуре. Материал знакомит детей с главным городом Республики Коми – Сыктывкаром. Формирует представление о Сыктывкаре как столице нашей Республики....
Конспект занятия "Птицы республики Коми"
Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...
Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)
Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....
Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».
Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....
Проект «Родная моя республика», посвященного 95-летию Республики Коми
Цель проектаФормирование основ нравственной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и любви к родному краю.Назначение проектаМероприятия, направленные на расширение знаний и представле...
Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"
Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности посвященный 100-летию Республики Коми. Развлечение «Коми промысловый календарь» для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
Развлечение «Коми промысловый календарь»Цель: приобщение детей к богатому культурному наследию Коми народа.Программное содержание:- познакомить детей с предметами крестьянского быта, с ору...