Конспект НОД «Царица-водица. Река Усманка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека.Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_-_tsaritsa-voditsa_dlya_detey_starshey_gruppy.docx | 1006.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Царица-водица. Река Усманка»
Цель:
Показать детям о важном значении воды в нашей жизни. Закрепить, где и в каком состоянии существует вода.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнить и расширить представления детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах.
-Познакомить детей со способами очистки воды.
Развивающая:
- Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам.
- Воспитывать желание беречь воду и охранять окружающую природу.
Ход НОД:
Предлагаю детям отгадать загадку:
Вос: Много её — беда!
Мало её — беда!
Нужна она всем всегда
Больше чем даже еда! (вода)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает. В лес туманом заползает. На плите у вас кипит, | Паром чайника шипит. Без нее вам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить, Без воды нам не прожить |
А теперь посмотрите на глобус, мы уже знаем, что это модель нашей планеты. Каким цветом изображена на глобусе вода? Ее так много! Покажите всё, что на глобусе обозначает воду.
Обращаю внимание, что на земном шаре воды больше, чем суши. Не вся вода, которую мы увидели на глобусе, пригодна для употребления. В морях и океанах она соленая, в реках, большинстве озер вода - пресная.
Опыт с пресной и соленой водой.
Подвести детей к столу, где стоят 12 стаканов: в 6 вода соленая, «морская», в 6 – обычная из-под крана, пресная.
Вос: Попробуйте, ребята, сначала из этого стакана воду. Какая она на вкус? (Соленая, невкусная). Можно ее пить? (нет) Готовить пищу на ней? (нет) А теперь попробуйте вот из этого стакана воду. Какая она на вкус? (Чистая, несоленая, пресная, вкусная).
Вос: - Где в природе есть пресная вода? (В реках, озерах).
В нашем селе Новая Усмань тоже есть крупная река, которая называется Усманкой. Протяженность реки 151 км, а ширина в среднем 50 км. С правой стороны реки находится Воронежский заповедник.
Вос: А вам интересно познакомиться со всеми обитателями нашей реки.
- Кто знает, как называется это растение? По берегам Усманки часто встречается этот житель. (Это камыш.) В народе его просто называют камыш, а научное его название - рогоз. У него длинные узкие листья, а вверху коричневый, будто бархатный, початок.
- Посмотрите на это красивое растение, вы его наверняка знаете. Как оно называется?
- Это кувшинка и лилия. Листья кувшинки и лилии лежат сверху воды.
Посмотрите, а это их корни, они крепко держатся за илистое дно.
- Как вы думаете, на что похожи листья кувшинок? (Плавающий островок, блюдо, аэродром для стрекоз.)
- Посмотрите, кто это бегает по воде? (Жучки.)
- Это клоп-водомерка. Как вы думаете, почему его так назвали? (Меряет шагами воду.)
- По воде он бегает очень быстро и не тонет, так как он очень маленький и
легкий. Его ножки смазаны жиром и широко раздвинуты, он как будто скользит на лыжах по воде.
- Ребята, а кто из вас знает, кто такие головастики? (Ответы детей).
- Правильно, это маленькие дети лягушки. Мама-лягушка откладывает икру, из каждой икринки вылупляется головастик. Головастики совсем не похожи на свою маму. Посмотрите, чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).
- Постепенно у головастиков отпадает хвост, вырастают лапки, и он становится лягушонком.
Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом речных птиц, а еще лягушки украшают реку своим пением - кваканьем.
- Ребята, посмотрите, кто это ползет к своей норке? (Это рак.) Дети рассматривают рака, описывают его внешний вид.
- Своими клешнями рак защищается и ловит добычу, а усами ищет себе
дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. Раки живут только в чистой воде. Если люди будут беречь водоемы от загрязнений, в них будут обитать раки.
- А вот и рыбье царство - гордость реки, пища для животных и людей. Чтобы было в реке много рыбы, надо реку охранять.
- Посмотрите, какие красивые рыбы водятся в нашей реке Усманке. Кто знает этих рыб, как они называются? (Ответы детей).
- Что помогает рыбам плавать в воде? (Тело, хвост, плавники и т. д.)
- Ребята, а это что за страшная рыба притаилась в зарослях? (Щука.)
- Щука - опасный хищник, об этом можно догадаться по ее острым зубам.
- В реке Усманке много разных рыб. Давайте перечислим еще раз, кто живет в рыбьем царстве (сом, щука, угорь, карась, лещ, плотва, окунь, сазан и т.д.)
- Ребята, понравилось вам в рыбьем царстве. Предлагаю вам сделать свое рыбное царство (ручной труд «рыбки в аквариуме»)
Вос: Давайте представим, что вся вода на планете поместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на пол стакана. Так много или мало пресной воды на планете? (Мало). Значит, как нужно относиться к воде? (Разумно, бережно, экономно).
-На глобусе есть участки белого цвета, найдите их, как вы думаете, что это? (Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льдины и снега, которые никогда не тают).
А самая чистая и вкусная вода в родниках.
Вос: - Кто пил воду из родника? Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, холодная. Она проходит через естественный природный фильтр: песок, камешки, уголь. Подобные фильтры создают для очистки воды в быту. А мы с вами сейчас попробуем очистить грязную воду с помощью своих фильтров.
Опыт по фильтрации воды. Для опыта нам понадобится чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.
Что происходит? (вода очищается)
Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (он остается на фильтре)
Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой.
Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в пищу? (нет)
Почему? (потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)
-А пока наша вода очищается, давайте отдохнем.
Динамическая пауза:
«Дождик»
Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом
А какие бывают дожди?
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Сколько знаю я дождей Сосчитайте поскорей: Дождик с ветром. Дождь грибной, Дождик с радугой-дугой, Дождик с солнцем, Дождик с градом, | Дождик с рыжим листопадом. Дождь со снегом, Дождь с грозой, Дождь холодный, Проливной Вот как много есть дождей Для растений и людей |
ИТОГ:
- Ну, что же пора снова вернуться в нашу группу. Что больше всего понравилось вам в нашем путешествии мы узнаем от наших «корреспондентов». Проводится игра «Интервью» (Дети задают вопросы, делятся впечатлениями от занятия, оценивают свое участие в нем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»
Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности, совершенство...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «ЦАРИЦА - ВОДИЦА»
Познакомить детей со свойствами воды; продолжать учить детей проводить элементарные опыты; развивать логическое мышление; учить делать выводы доступные данному возрасту; закрепить знания о том, что во...
Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности Царица-водица
Цель:- уточнять и расширять знания детей о воде, ее роли в жизни человека и *кивых организмов, о свойствах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки);- дать элем...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Царица - водица". Образовательная область "Познание".
В ходе экспериментирования ребенок учится учиться. Целью данной деятельности является расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объе...
Интегрированное занятие с экспериментированием с детьми старшей группы «Водица-царица, водица-мастерица».
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ЦАРИЦА - ВОДИЦА"
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ С ПРОВЕДЕНИЕМ ОПЫТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Рыбье царство в реке Усманке
старшая группа...