Рыбье царство в реке Усманке
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Экологическое занятия для старших дошкольников
Тема: «Рыбье царство в реке Усманке».
Цель: дать понятие, что в водоеме, также как на земле, обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, раков, насекомых, растений; пополнять словарь новыми словами: рогоз, стрелолист, кубышка, клоп-водомерка, жук-плавунец и т. д.; воспитывать бережное отношение к водным обитателям.
Ход занятия
- Ребята, кто из вас летом купался в реке? А какие реки вы знаете в нашем воронежском крае? (Ответы детей).
- А хотите, мы с вами отправимся в путешествие по замечательной реке Усманке? (Дети соглашаются.)
Воспитатель предлагает детям посмотреть карту Воронежской области, и вместе они находят на ней реку Усманку.
- Как можно добраться до реки? (На машине, на автобусе, на электричке.)
- Поедем все вместе на электричке. Электричка быстро доставит нас на место.
(Обыгрывают электричку, отправляются в музыкальный зал, оформленный в соответствии с тематикой: пол накрыт желтой скатертью - песок, нарисованы водоросли, рыбы, сверху все накрыто голубой марлей - водой.)
- Ребята, мы попали в речное царство. Посмотрите, как здесь красиво! Какой чистый желтый песок на дне Усманки! Интересно познакомиться со всеми жителями этого таинственного царства.
- Кто знает, как называется это растение? По берегам Усманки часто встречается этот житель. (Это камыш.) В народе его просто называют камыш, а научное его название - рогоз. У него длинные узкие листья, а вверху коричневый, будто бархатный, початок. А рядом с рогозом другое растение - стрелолист. Как вы думаете, почему его так назвали? (Ответы детей).
- Правильно, у него листья крупные, похожие на треугольные стрелы. В листьях стрелолиста много крахмала и, если их высушить и растолочь, то можно испечь вкусные лепешки.
- Посмотрите на это красивое растение, вы его наверняка знаете. Как оно называется?
- Это кувшинка и лилия. Листья кувшинки и лилии лежат сверху воды. Посмотрите, а это их корни, они крепко держатся за илистое дно.
- Как вы думаете, на что похожи листья кувшинок? (Плавающий островок, блюдо, аэродром для стрекоз.)
- Посмотрите, кто это бегает по воде? (Жучки.)
- Это клоп-водомерка. Как вы думаете, почему его так назвали? (Меряет шагами воду.)
- По воде он бегает очень быстро и не тонет, так как он очень маленький и легкий. Его ножки смазаны жиром и широко раздвинуты, он как будто скользит на лыжах по воде.
- А это жук-плавунец. По названию можно догадаться, что он - хороший пловец. Этот жук - хищник. Сам маленький, а питается головастиками и рыбешками.
- Ребята, а хотите поиграть? Вы будете рыбками и головастиками, а Артем будет жук-плавунец. (Подвижная игра.)
- Ребята, а кто из вас знает, кто такие головастики? (Ответы детей).
- Правильно, это маленькие дети лягушки. Мама-лягушка откладывает икру, из каждой икринки вылупляется головастик. Головастики совсем не похожи на свою маму. Посмотрите чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).
- Постепенно у головастиков отпадает хвост, вырастают лапки, и он становится лягушонко
.
Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом речных птиц, а еще лягушки украшают реку своим пением - кваканьем.
- Давайте попробуем спеть песню, как лягушки. (Дети квакают на разные голоса и прыгают по-лягушачьи.)
- Ребята, посмотрите, кто это ползет к своей норке? (Это рак.)
Дети рассматривают рака, описывают его внешний вид.
- Своими клешнями рак защищается и ловит добычу, а усами ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. Раки живут только в чистой воде. Если люди будут беречь водоемы от загрязнений, в них будут обитать раки.
- А вот и рыбье царство - гордость реки, пища для животных и людей. Чтобы было в реке много рыбы, надо реку охранять.
- Посмотрите, какие красивые рыбы водятся в нашей реке Усманке. Кто знает этих рыб, как они называются? (Ответы детей).
- Что помогает рыбам плавать в воде? (Тело, хвост, плавники и т. д.)
Дети рассматривают рыб, отмечают характерные особенности, рассказывают из личного опыта, где они встречали таких рыб, и т.д.
- Ребята, а это что за страшная рыба притаилась в зарослях? (Щука.)
- Щука - опасный хищник, об этом можно догадаться по ее острым зубам.
Игра «Караси и щука».
- В реке Усманке много разных рыб. Давайте перечислим еще раз, кто живет в рыбьем царстве (сом, щука, угорь, карась, лещ, плотва, окунь, сазан и т.д.)
- А теперь послушайте сказку про Сазанчика.
Воспитатель читает стихотворение.
Сказка про Сазанчика
Жил Сазанчик в приветливой речке;
Прогуляться любил недалечко:
В камышовую рощу мохнатую,
На речную полянку покатую,
Где трава, и тростник, и песок,
И весла голубого кусок.
Стало скучно Сазанчику в речке,
Неуютно в уютном местечке.
Он подумал: «Что же мне ждать?
В глупой речке зачем пропадать?»
А навстречу ему Окунек:
«Эх, Сазанчик, тебе невдомек:
Рыбам жить можно только в реке,
Пропадешь от реки вдалеке!»
Но Сазанчик махнул плавником
И не стал говорить с Окуньком.
Вот и берег - большая страна
Над спокойной водою видна.
И Сазанчик глядит, не дыша:
До чего же земля хороша!
И Сазанчик подпрыгнул разок
И упал на горячий песок.
Эх, Сазанчик, попал он в беду –
Даже думать забыл про еду!
Стал Сазанчик метаться и биться,
Шепчет: «Надо назад воротиться!»
Еле-еле до речки добрался,
Сам не помнит, как жив он остался.
А в реке столько свежей воды!
А в реке столько вкусной еды!
Светит доброе солнце зеленое,
Не горячее, не раскаленное,
И трава золотая растет...
И счастливый Сазанчик плывет!
(И. Токмакова)
- О чем эта сказка? Что случилось с Сазанчиком? Почему Сазанчик чуть не погиб? Какой вывод для себя можно сделать, прослушав эту сказку? Почему нельзя забирать животных из тех мест, в которых они живут?
- Ребята, понравилось вам в рыбьем царстве?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить это рыбье царство в реке Усманке? (Не засорять реку, не бросать мусор, не мыть в реке машины, не срывать кувшинки, не ловить маленьких мальков и головастиков, не мучить лягушек, не пугать в камышах диких уток и гусей; если увидим живую рыбку на берегу, поможем ей добраться до воды в свой дом.)
Жить в подводном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!
Человек - природе друг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в Рыбье Царство»
Уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах....
Проект по окружающему миру (подготовительной группы) на тему: Экологический проект «Рыбье царство»
Этот проект нацелен на развития познавательных и творческих способностей детей....
презентация "Рыбье царство Югры"
презентация "Рыбье царство Югры" для старшего дошкольного возраста....
"Рыбье царство в реке Волга"
Этот материал может быть использован для проведения занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему:"Рыбье царство в реке Волга"...
Конспект НОД «Царица-водица. Река Усманка»
Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека.Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с ...
Презентация "Рыбы. обитающие в реках и водоёмах Среднего Урала"
Картинки рыб и пояснения к ним....
Презентация эко-макета "Рыбы живущие в реке Енисей"
Эко макет "Рыбы живущие в реке Енисей"...