Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Артемова Наталья Николаевна

Цель: обобщить и систематизировать с детьми знания о  характерных признаках весны. Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, признаки, приметы весны, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_konkurs_tvorcheskiy_vospitatel.docx830 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект зянятия по ознакомлению  с окружающим миром в подготовительной к школе группы.

C:\Users\Пользователь\Pictures\kartina-priroda-peyzazh-504.jpg

Воспитатель: Артемова Наталья Николаевна.

Цель: обобщить и систематизировать с детьми знания о  характерных признаках весны. Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, признаки, приметы весны, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно – эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с приметами весны;  учить грамотно,  строить ответ на заданный вопрос, учить рассказывать стихотворение с помощью последовательно расположенных иллюстраций; продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме; Совершенствовать грамматический строй речи. - Развивающие: развивать умение подбирать нужные слова при ответах на вопросы, развивать память, внимание, усидчивость. Воспитательные:  воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.

Организационный момент:

«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.

«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.

«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".

«Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда послушайте загадку.

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень – листьям, нам – тепло,

Волшебство – чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - (весна).

Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне.

Воспитатель: Ребята, но сегодня утром я обнаружила в группе конверт с надписью «Детям детского сада». Наверно оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть что же в конверте. Здесь книга, посмотрите. Хотите узнать, что за сказка там спряталась?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте посмотрим!

 «Жили были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала: » Не печальтесь! У меня есть чудо, которое  может победить холод. Но мне одной не справиться».

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет.  Листок оборван, но здесь что-то еще лежит. (Воспитатель достает  желтый круг, разрезанный на части).

- Здесь в конверте еще лежат какие-то части фигуры, а на них вопросы. Может быть,  это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на  вопросы.

На деталях желтого цвета вопросы; « Назови правильно»

 Сколько времен года,

Сколько месяцев в году,

 Сколько месяцев в каждом времени года,

Сколько дней в неделе,

Сколько часов в сутки,

Назовите время суток

Назовите приметы весны.  (Выслушиваю ответы детей)

Назовите весенние месяцы. (Выслушиваю ответы детей)

 Какой сейчас месяц?  (Выслушиваю ответы детей)

А если нам сложить все детали, какая фигура получится? (круг) Какого цвета? (желтого),На что же похож желтый круг? (на солнце)

А почему все таки,  наступает весна, в чем ее сила? (Солнце  согревает нас своими  лучами.) Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Поэтому наступает весна.

- А чего не хватает у нашего солнца? (лучей)

Воспитатель: Поможем весне согреть землю ?

 Дети: Да

Воспитатель: Но для того, чтобы помочь весне нужно выполнить задания.

1 лучик: «Отгадайте загадки»

 ( Картинку с отгадкой выставляю на мольберте или прикрепляю к магнитной доске)

1.Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. ( Сосулька).

2.Ой, беда! ой, беда! Тает снег кругом вода.

Не наденешь валенки, на снегу… ( Проталинки).

3.Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП - звенит… (Капель).

4.В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит. ( Солнце).

5.Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей).

6.Тает, тает белый снег,

Мишка не зевай!

Ведь вода из полных рек

Льётся через край.

Может затопит берлогу,

Деревеньку и дорогу. ( Половодье, паводок).

7.Солнце пригревает,

Лёд на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

Весною называют?.. ( Ледоход).

2 лучик: А теперь из предложенных картинок нужно выбрать весенние приметы.

Карточки: Сосульки,  ручьи, ледоход, первые цветы, набухают почки, распускаются листья, насекомые, посадка деревьев, просыпаются животные после спячки. Дети выполняют задание, раскладывая карточки на столе.

Воспитатель: Отлично справились. А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка « Мишка».

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)

К нам опять пришла весна. ( Удивиться, опустить руки вниз)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил. ( Вращение головой)

Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)

Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)

И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)

В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)

Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)

Наконец медведь наелся (Погладить живот)

И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)

3 лучик: «Найди ошибку»

Воспитатель: А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.

Пригрело солнце, потому что тает снег.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Пришла весна, потому что пробудился медведь.

Воспитатель: Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?

Капель, проталина, урожай, сосулька.

Подснежник, весна, листопад, грач.

Таять, капать, набухать, заготавливать.

Март, апрель, декабрь, май.

4 лучик: Дидактическая игра « Прилетели птицы».

Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

1.Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём, ни окон

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут … (Гнездо).

2.На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает.

Там и тут бегут ручьи.

Гнёзда делают … (Грачи).

 Воспитатель:  

-Какие птицы возвращаются весной?

-Как назвать этих птиц, одним словом?

-Чем заняты птицы весной?

-Для чего им нужны гнёзда?

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.

Аисты, кукушки, совы и ватрушки.

Лебеди и утки. Спасибо шутке!

Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам.

Воспитатель: Ребята, скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? (Первоцветы).

Правильно. Первоцветы - это многолетние  растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются.  Отгадайте загадки о весенних цветах.

5 лучик: Отгадайте загадки

1.У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.  (Подснежник).

2.Белые горошки на зелёной ножке… (Ландыш).

  3. Он цветочный принц-поэт,

   В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам… (Нарцисс).

4.Замечательный цветок,

   Словно яркий огонёк.

   Пышный, важный, словно пан

   Нежный, бархатный… (Тюльпан).

5.Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик).

6.Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха).

7.Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба).

Физминутка.

Как весна с зимою  повстречались, (повороты в стороны, руки на поясе)

Как зима с веною распрощались, (машут друг другу руками)

Как весна ручьями разливалась, (лодочка, руки вправо, влево),

Как весна цветами распускалась, (присесть на корточки)

Как вставало утром солнце красное, (руки вверх, к центру круга)

Как светило людям оно ласково, Как весну мы славим за ее дела,

 Слава ей, что она пришла.

Воспитатель: Какие птицы прилетают самые первые весной? Ответы детей (Скворцы)

В народе говорится так: «Скворцы прилетели, значит, весна пришла»

6 лучик: «Посади скворца в скворечник»

Детям раздаются карточки с изображением скворца, на обороте записан пример. На отдельном листе бумаги наклеены скворечники с номерами. Детям нужно решить пример и посадить скворца в нужный скворечник. В каком скворечнике больше скворцов.

7 лучик: Подвижная игра.

Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, закрепление знаний детей о признаках весны.

Солнце, солнце, выходи Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.

И всю землю освети! Идут по кругу, взявшись за руки.

Чтоб весна скорей настала, Останавливаются и опускают руки вниз

Чтобы нам теплее стало, Перекрещивают руки на груди и трут плечи

Чтоб капели звонко пели, Движение кистей рук, имитирующие падение капель

Чтоб весной ручьи звенели, Волнообразно двигают руками

Чтоб цветочки распускались, Поднимают руки над головой и опускают вниз

С юга птицы возвращались. Взмахивают руками

Солнце, солнце землю грей! Хлопают в ладоши на каждое слово.

Пусть весна придет скорей!

8 лучик: «Так или не так?»

Воспитатель: Ребята, послушайте маленькие рассказы о том, что произошло с ребятами. И скажите, правильно ли они поступили? Если так нельзя, то, как надо поступить?

1 ситуация.

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

- Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко!

- А в нём яичко!

- Может возьмём его домой и у нас будет птенчик.

- Мы будем заботиться о нём.

Девочки взяли яичко с собой.

Правильно ли девочки поступили?

 Дети: Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2 ситуация.

Две сестрёнки гуляли по лесу.

- Какой красивый цветок! Интересно как он называется?

- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

-Давай сорвём его и отнесём маме!

Девочки сорвали цветок, и пошли домой.

Правильно ли поступили девочки?

Дети: Ландыши занесены в красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

3 ситуация.

Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил взять его домой.

Правильно ли поступил мальчик?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой. В неволе они могут погибнуть.

4 ситуация.

После дождя дети пошли гулять во двор.

-Посмотри, сколько червячков!

-Давай соберём их и девчонок испугаем!

Собирают червяков в банку, закрывают банку крышкой.

-Пойдём, посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Правильно ли поступили ребята?

Дети: Червей собирать нельзя. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений. А ещё ими питаются некоторые животные и птицы.

9 лучик: «Назови, одним словом».

Воспитатель: Ну, что же вы молодцы! Ответьте на вопросы, одним словом.

Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это?  (птицы)

У какого дерева белый ствол? (у берёзы)

Как называется дом муравьёв? (муравейник)

Сколько ног у жука? (шесть)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

Кто носит свой дом на спине? (улитка)

У какого зверя есть иголки? (у ежа)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (зайца)

Сколько ног у паука? (восемь)

Чем в основном питаются перелётные птицы? (насекомыми)

Какая птица лечит деревья? (дятел)

Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

Кто в лесу плетёт паутину? (паук)

У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (у божьей коровки)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?  (дикие)

10 лучик: Коллективный пересказ

Беседа по прочитанному.

Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.

Наступила весна. Пригрело весеннее солнце и в лесу начал таять снег. С пригорка побежали веселые ручейки, они наполнили большую лужу и побежали дальше в лес.  В лесу все стало оживать и вот от зимней спячки проснулся медведь и начал выбираться из своей берлоги. Медведь был очень худой и голодный. Он побрел по лесу в поисках пищи. Из под коры деревьев стали выбираться жучки и букашки. Они расправили свои крылышки и полетели по весеннему лесу.

Вот и ящерица проснулась. Она выбралась из норки, забралась на пенек и греется на солнышке. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Он вылез сонный, на иголках трава, листья.  Сидя на пригорочке, ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие. Ежик побежал по поляне искать себе еду. В весеннем лесу он может поймать жучков, червячков да лягушек. Под теплым весенним солнышком ожил огромный лесной дом-муравейник.

С рассвета до темна, хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.  К старому пню прилетели две маленькие серенькие птички. Стали они вместе строить гнездо, чтобы вывести новых птенцов.

 Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Наступила весна, пригрело весеннее солнце.

Воспитатель: Что стало происходить в лесу?

Дети: Начал таять снег.

Воспитатель. Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?

Дети: С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.

Воспитатель: Кто проснулся от зимней спячки?

Дети: Медведь пробудился от зимней спячки. Он выбрался из берлоги худой и голодный и побрел по лесу в поисках пищи.

Воспитатель. Какие насекомые выбрались из старого пня?

Дети: Из под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.

Воспитатель: Кто сидит на пеньке?

Дети:Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.

Воспитатель: Кто очнулся от зимнего сна?

Дети: Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.

Воспитатель: Послышалось шуршание. Это кто проснулся?

Дети: Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках трава, листья.

Воспитатель:  Что делал ежик на пригорочке?

Дети: Ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.

Воспитатель:  Куда побежал ежик?

Дети:  Ежик побежал по поляне искать себе еду.

Воспитатель: Чем питается голодный ежик?

Дети:  Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.

Воспитатель: Кто ожил под теплым весенним солнышком?

Дети:  Огромный лесной дом-муравейник.

Воспитатель:  Чем заняты муравьи?

Дети:  С рассвета до темна,  хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.

Воспитатель:  Кто прилетел к старому пню?

Дети: Прилетели две маленькие серенькие птички.

Воспитатель:  Что они стали строить?

Дети:  Стали они вместе строить гнездо.

Рефлексия

Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в кружок.

Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли солнышку получить лучики, чтобы оно ярче светило и помогло Весне победить холод.

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились.

Ребята, я приготовила для вас разные звёздочки. Каждый возьмёт себе 1 звезду. Красную возьмёт тот, кому сегодня было трудно справляться с заданиями. Жёлтую возьмёт тот, кому только  некоторые задания показались трудными, а с другими он легко справился. Зелёную возьмёт тот, кому сегодня было всё понятно и у него всё легко получилось. (Дети выбирают звёздочку и объясняют свой выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"

КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится  на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...

Ольга Витальевна Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Ольга Витальевна ДыбинаЗанятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий...