ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ "МОДЕЛИРОВАНИЕ НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ БИОЦЕНОЗА ЛЕСА"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование начал экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ "МОДЕЛИРОВАНИЕ НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ БИОЦЕНОЗА ЛЕСА" | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» Корсаковского городского округа Сахалинской области
МОДЕЛИРОВАНИЕ НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ БИОЦЕНОЗА ЛЕСА
Образовательная деятельность: «Познание» (формирование целостной картины мира)
Форма организации мероприятия: совместная деятельность детей с педагогом
Группа: подготовительная к школе
Воспитатель: Рудинская Галина Юрьевна
ТЕМА: «Что будет, если из леса исчезнут все птицы». (Моделирование на магнитной доске.)
ЗАДАЧА: Формирование начал экологической культуры.
ЦЕЛИ:
1.Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев – птиц.
2.Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Непосредственно образовательная деятельность построена на эвристической беседе, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы. Воспитатель подводит детей к этим выводам серией вопросов, логически связанных между собой.
МАТЕРИАЛ: магнитная доска, набор деталей модели биоценоза леса.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: бактерии.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: А.И.Иванова «Мир растений. Наблюдения и эксперименты в детском саду» ТЦ «Сфера» 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
1-й блок - вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается;
2-й блок - обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;
3-й блок - собрать модель биоценоза леса;
4-й блок - рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.
ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Блок 1
-Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что там имеется, растет, кто там живет? (Ответы детей: они называют в разнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы.)
-Кто в лесу ест листья деревьев? (Насекомые).
- А насекомых кто-нибудь ест? (Птицы).
- А что еще едят птицы? (Птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды).
-А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Насекомые, зайцы, мыши, лоси.)
- Птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Их едят лисы, волки, медведи, совы.)
-А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)
- А если они заболели и погибли, тогда их кто-нибудь съест? (Их съедят насекомые, черви, бактерии.)
ВЫВОД: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.
Блок 2
-Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо? (Совам, лисам, волкам.)
- Почему? (Потому что у них появилось много еды.)
-А кому от этого плохо? (Растениям, а также животным, которые едят растения.)
-А если в лесу станет огромное количество волков и лисиц. Кому от этого плохо? (Зайцам, мышам, оленям и другим травоядным животным.)
-А кому хорошо? (Растениям, потому что их не будут поедать грызуны и другие животные.)
ВЫВОД: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.
Блок 3
-Ребята, теперь давайте выложим на доске лес. Дерево и траву прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами. (Последовательность прикрепления деталей: деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, птицы, звери. Детали каждого экологического звена лежат отдельно. Дети приглашаются к доске по очереди. Они должны думать, куда разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка обсуждаются всеми, при необходимости вносятся коррективы.)
ВЫВОД: посмотрим, как хорош и красив наш лес. Все ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах?
Блок 4
-А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось. (Говоря это, педагог снимает с доски всех птиц.)
-Кому от этого станет хорошо? (Насекомым.)
-Их станет больше или меньше? (Больше.)
-Тогда давайте отразим это на доске, выложим много насекомых. (Вызываются 1 -2 ребенка и они быстро выкладывают всех имеющихся в наборе насекомых. Делается пауза: дети должны осознать данное явление.)
-Кому от этого стало плохо? (Насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)
-Чтобы увидеть, что случится на самом деле, мы должны заменить зеленые деревья на голые, цветущие поляны - на пески и камни.
-Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Зайцы, белки, ежи, лоси и другие травоядные животные.)
-Что может случиться с ними? (Они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где осталась пища.)
-Если в лесу не осталось травоядных животных, давайте уберем их с доски.
-Как же будут себя чувствовать хищники? (Они будут голодать. Им нечего есть. Они тоже погибнут.)
-Давайте уберем хищников. (Вызванный ребенок убирает.)
-Что же осталось от пышного красивого леса?
-А по какой причине это произошло? С чего все началось? (ИЗ ЛЕСА ИСЧЕЗЛИ ПТИЦЫ.)
Дети молча рассматривают созданную на доске удручающую модель леса.
ВЫВОД: так могло бы быть. Но я верю, что когда вы вырастите, то не допустите, чтобы в лесу исчез хоть один природный объект!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.
В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду
материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные
ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...