ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ "МОДЕЛИРОВАНИЕ НА МАГНИТНОЙ ДОСКЕ БИОЦЕНОЗА ЛЕСА"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рудинская Галина Юрьевна

Формирование  начал  экологической  культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» Корсаковского городского округа Сахалинской области

МОДЕЛИРОВАНИЕ  НА  МАГНИТНОЙ  ДОСКЕ  БИОЦЕНОЗА  ЛЕСА

Образовательная  деятельность: «Познание»  (формирование целостной картины мира)

Форма  организации  мероприятия:  совместная  деятельность  детей  с  педагогом

Группа:  подготовительная  к  школе

Воспитатель:  Рудинская  Галина  Юрьевна

ТЕМА:  «Что будет, если из  леса исчезнут  все птицы».  (Моделирование  на  магнитной  доске.)

ЗАДАЧА:   Формирование  начал  экологической  культуры.

ЦЕЛИ:  

1.Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса  одного  из экологических  звеньев – птиц.

2.Воспитывать интерес к собственным открытиям через  исследовательскую  работу,  через  экспериментирование  с  моделями.

ПЛАНИРУЕМЫЕ    РЕЗУЛЬТАТЫ:  развитие  интегративных  качеств  «любознательный,  активный»,  «эмоционально  отзывчивый»,  «овладевший  средствами  общения  и  способами  взаимодействия  с  взрослыми  и  сверстниками»,  «способный  управлять  своим  поведением  и  планировать  свои  действия  на  основе  первичных  ценностных  представлений,  соблюдающий элементарные  общепринятые  нормы  и  правила  поведения».

МЕТОДИЧЕСКИЕ   УКАЗАНИЯ:  Непосредственно  образовательная  деятельность  построена  на  эвристической  беседе,  в  итоге  которой  дети  должны  сделать  самостоятельные  выводы.  Воспитатель  подводит  детей  к  этим  выводам  серией  вопросов,  логически  связанных  между  собой.

МАТЕРИАЛ:  магнитная  доска,  набор  деталей  модели  биоценоза  леса.

СЛОВАРНАЯ   РАБОТА:  бактерии.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ   ЛИТЕРАТУРА:  А.И.Иванова  «Мир  растений.  Наблюдения  и  эксперименты  в  детском  саду»                                                                                               ТЦ «Сфера»  2010

СОДЕРЖАНИЕ:

1-й  блок  -  вспомнить,  кто  живет  в  лесу  и  кто  чем  питается;

2-й  блок -  обсудить  вопрос,  как  сказывается  на  биоценозе  в  целом  изменение численности  отдельных  групп  живых  организмов;

3-й  блок  -  собрать  модель  биоценоза  леса;

4-й  блок  -  рассмотреть  последствия  исчезновения  из  леса  птиц.

ХОД  ОРГАНИЗОВАННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Блок  1

    -Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что там  имеется,  растет,  кто там живет?  (Ответы  детей:  они  называют  в  разнобой  различные  виды  зверей,  птиц,  насекомых,  а  также  деревья,  кустарники,  травы,  грибы.)

    -Кто  в  лесу  ест  листья  деревьев?  (Насекомые).

    - А  насекомых  кто-нибудь  ест?  (Птицы).

    - А что еще  едят птицы?  (Птицы едят  семена  и  плоды  деревьев,  ягоды).

    -А  кто  еще  ест  траву,  кору  деревьев,  веточки?  (Насекомые,  зайцы,  мыши,  лоси.)

    - Птиц,  зайцев,  лосей  кто-нибудь ест?  (Их  едят  лисы,  волки,  медведи,  совы.)

    -А кто ест  лису  и  волка?  (Скорее  всего,  дети  ответят,  что  никто  их  не  ест.)

    - А  если  они  заболели  и  погибли,  тогда  их  кто-нибудь  съест?  (Их  съедят  насекомые,  черви,  бактерии.)

    ВЫВОД:  в  лесу  все  кого-то  едят.  Лес  кормит  сам  себя.  При  этом  животных  и  растений  меньше  не  становится,  лес  сохраняется.

Блок  2

    -Представьте  себе,  что  в  лесу  стало  много  мышей.  Кому  от  этого  хорошо? (Совам,  лисам,  волкам.)

    - Почему?  (Потому что  у  них  появилось  много  еды.)

    -А  кому  от  этого  плохо? (Растениям,  а  также  животным,  которые  едят  растения.)

    -А  если  в  лесу  станет  огромное  количество  волков  и  лисиц.  Кому  от  этого  плохо? (Зайцам,  мышам,  оленям  и  другим  травоядным  животным.)

    -А  кому  хорошо? (Растениям,  потому  что  их  не  будут  поедать  грызуны  и  другие  животные.)

    ВЫВОД:  таким  образом,  если  каких-то  животных  становится  много,  кому-то  бывает  хорошо,  а  кому-то  плохо.

Блок  3

    -Ребята,  теперь  давайте  выложим  на  доске  лес.  Дерево  и  траву  прикреплю  я, а  остальное  вы  будете  располагать  сами. (Последовательность  прикрепления  деталей:   деревья,  кустарники,  травы,  грибы,  насекомые,  птицы,  звери.  Детали  каждого  экологического  звена  лежат  отдельно.  Дети  приглашаются  к  доске  по  очереди.  Они  должны  думать,  куда  разместить  отдельные  объекты.  Итоги  работы  каждого ребенка  обсуждаются  всеми,  при необходимости  вносятся  коррективы.)

ВЫВОД:  посмотрим,  как  хорош  и  красив  наш  лес.  Все  ли  мы сделали  верно?  Все  ли  животные  находятся  в  удобных  для  себя  местах?

Блок  4

    -А  теперь  начинается  самая  главная  работа.  Представьте  себе,  что  из  леса  исчезли  все  птицы.  То ли  их  кто  напугал,  то  ли  еще  что  случилось,  но  птиц  в  лесу  не  осталось.  (Говоря  это,  педагог  снимает  с  доски  всех  птиц.)

    -Кому  от  этого  станет  хорошо? (Насекомым.)

    -Их  станет  больше  или  меньше? (Больше.)

    -Тогда  давайте  отразим  это  на  доске,  выложим  много  насекомых. (Вызываются  1 -2  ребенка  и  они  быстро  выкладывают  всех  имеющихся  в  наборе  насекомых.  Делается  пауза:  дети  должны  осознать  данное   явление.)

    -Кому  от  этого  стало  плохо? (Насекомые  быстро  съедят  все  листья  на  деревьях  и  всю  траву.)

    -Чтобы  увидеть,  что  случится  на  самом  деле,  мы   должны  заменить  зеленые  деревья  на  голые,  цветущие  поляны  -  на   пески  и  камни.

    -Насекомые съели всю  растительность.  Кто  еще  остался без  пищи?  (Зайцы,  белки,  ежи,  лоси  и  другие травоядные  животные.)

    -Что  может  случиться  с  ними? (Они  либо  погибнут  от  голода,  либо  уйдут  в  другие  места,  где  осталась  пища.)

    -Если  в лесу  не  осталось  травоядных  животных,  давайте  уберем  их  с  доски.

    -Как  же будут  себя  чувствовать  хищники? (Они будут  голодать.  Им  нечего  есть.  Они  тоже  погибнут.)

    -Давайте уберем  хищников. (Вызванный  ребенок  убирает.)

    -Что  же  осталось  от  пышного  красивого  леса?

    -А  по  какой причине это  произошло?  С  чего  все  началось?  (ИЗ  ЛЕСА  ИСЧЕЗЛИ  ПТИЦЫ.)

Дети  молча  рассматривают  созданную  на  доске  удручающую  модель  леса.

  ВЫВОД:   так  могло  бы  быть.  Но  я  верю,  что  когда  вы  вырастите,  то  не  допустите,  чтобы  в  лесу  исчез  хоть  один  природный  объект!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...