«Животные леса родного края».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Графова Юлия Александровна

«Животные леса родного края».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_rodnogo_lesa.docx56.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8» Корсаковского городского округа

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Животные леса родного края».

                                            Воспитатель: Графова Юлия Александровна

2021г.                                                      

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Животные леса родного края».

Цели:

1. Способствовать формированию обобщенных представлений о животных леса Сахалинской области, пониманию ценности животного мира.

2. Развивать умение правильно называть диких животных, давать описание внешнего вида  и  краткую характеристику  жизнедеятельности каждого животного.  

3. Воспитывать у детей интерес к жизни животных местных лесов, бережное отношение к ним; уточнить представления о значении Красной книги.

Материалы:

- Красная книга России;

- макет теремка с открывающимися окошками;

- картинки животных для теремка (бурый медведь, кабарга, белка, росомаха, заяц-беляк, бурундук);

- иллюстрации лисы, рыси, соболя, ласки, горностая, белки-летяги, волка, косули, барсука;

- конвертики с заданиями для детей;

- игра-пазлы «Сахалин»;

- аудиозапись голосов зверей;

- фонограмма песни «В гостях у сказки».

Звучит фонограмма песни «В гостях у сказки». Воспитатель показывает детям макет теремка с закрытыми окошками (в окошках спрятаны  картинки животных).

Воспитатель:      «Стоит в поле теремок – теремок.

                              Он не низок, не высок – не высок.

                              Кто – кто  в теремочке живет,

                              Кто – кто в невысоком живет?»

- Ребята, посмотрите, какой красивый теремок! В этом домике поселились животные, которые обитают в нашем лесу. А лес находится на острове. Как называется наш остров?

Дети:                    Остров, на котором мы живем, называется Сахалин.

Воспитатель:      Правильно. Давайте же узнаем, какие животные живут в                                                                       Сахалинском лесу. Нужно открывать по одному окошку.

Открываем окошко с картинкой бурого медведя.

Воспитатель:     Кто это?

Дети:                  Медведь.

Воспитатель:     Медведи бывают разные. Какой же именно медведь обитает в наших  лесах?

Дети:                  Бурый медведь. У него шерсть коричневого цвета.

Воспитатель:     Расскажите, что вы знаете о жизни бурого медведя.

Дети:                  Медведь – хищное животное. Он большой, лохматый, ловкий и

                           хитрый. Ходит медведь на четырех лапах. Любит кушать рыбу, которую ловит в речке сам. Может задрать любое животное. Любит лакомиться ягодами и мёдом. Все лето он накапливает жир, а зимой ложится в берлогу на сон.

 

Воспитатель:    Слово «медведь» произошло от древнерусского «мёд ведать», то есть «знающий, где мёд». С давних пор так и называют любителя мёда медведем.  

                           Посмотрите, в окошке для нас медведь приготовил задание.

                   (Воспитатель читает задание – загадать загадки о медведе.)

Ребёнок:          Летом ходит без дороги

                         Возле сосен и берёз,

                         А зимой он спит в берлоге,

                         От мороза прячет нос.             (Бурый медведь)

Ребёнок:         Вперевалку зверь идёт

                        По малину и по мёд.

                        Любит сладкое он очень.

                        А когда приходит осень,

                        Лезет в яму до весны,

                        Где он спит и видит сны.          (Бурый медведь)

Открываем следующее окошко теремка с картинкой кабарги.

Описание: САХАЛИНСКАЯ КАБАРГА

Воспитатель:    Кто знает это животное?

Дети:                 Это – кабарга.  Животное похоже на маленького оленя без рогов. Шерсть коричневая с пятнами на боках. Задние лапы длиннее передних. У самцов растут клыки. Кабарга пугливое животное,  как заяц может запутывать следы, чтобы её не поймал хищник. Любит прыгать по склонам. Питается кабарга лишайниками, веточками, листиками, хвоёй и другими растениями.

Воспитатель:    Собирая корм, животное может подниматься по наклонному стволу дерева или прыгать с ветки на ветку до высоты 3-4 метров.

- Кого опасается кабарга в лесу?

Дети:                На кабаргу охотятся хищники: медведь, росомаха, рысь и лиса.

Воспитатель:  Вы правильно сказали, что кабарги пугливые, робкие, но очень неосторожные. Они легко попадают не только под пули охотников, но и в силки, петли, различные западни. В результате численность этих удивительных животных резко сократилась, и сейчас встретить кабаргу, к сожалению, очень трудно. Она занесена в Красную книгу России (показ книги).

- Для чего люди создали Красную книгу?

Дети:                 Чтобы все люди знали, каких животных нужно охранять и беречь.

Задание от кабарги – собрать картинку с её изображением из пазлов.

Открываем окошко с картинкой белки.

Дети:                 Это пушистый зверёк – белка. Живёт она на дереве в дупле. Любит белочка грибы, орехи, ягоды и разные растения. Но может забраться в гнездо птички и съесть яички или птенцов. На зиму она делает запасы еды, чтобы выжить. В дупло складывает желуди и орехи, а грибы высушивает на веточках. Белочка – шустрая, заботливая, трудолюбивая.  Шубка у неё рыженькая, а зимой серенькая. У белки большой пушистый хвост, на ушках кисточки.

Воспитатель:    Хвост служит ей рулём при прыжках с ветки на ветку или парашютом при падении с дерева на землю. А вот родственница обыкновенной белки – белка-летяга (показ картинки) вовсе умеет летать. Её передние и задние лапки соединены широкими кожными складками и покрыты мягкой, пушистой шерстью. Летяга планирует с самой высокой вершины ели на нижнюю ветку, управляя своим хвостом.

Задание от белочки – сделать беличью зарядку.

Физминутка

Зарядкой белочке не лень                               Руки перед собой, согнуты

Заниматься целый день.                                  в локтях; прыжки на месте.     

С одной ветки прыгнув влево,                        Прыжок влево.

На сучке она присела.                                      Присесть на корточки.

Вправо прыгнула потом,                                 Прыжок вправо.

Покружилась над дуплом.                               Покружиться на месте.

Влево-вправо целый день                                Прыжки вправо-влево.

Прыгать белочке не лень.                                Прыжки на месте.       

Воспитатель:  Молодцы! Открываем следующее окошко. Кто же там поселился?

Описание: Росомаха

Дети:                 Это животное называется росомаха – хищник. Похожа росомаха на маленького лохматого медведя с темно-коричневой шерстью. Этот зверь очень сильный и ловкий, может загнать даже оленя. Питается грызунами, яйцами птичек, птенчиками, ягодами. Росомаху считают санитаром леса, так как она поедает умерших животных.

Воспитатель:    Это животное очень отважное. Бывает, что росомаха попадает в капкан охотника. В этом случае она может сама отгрызть себе лапу и убежать. Лапа быстро заживает, так как слюна этого зверя целебная.

Задание от росомахи – прочитать стихотворение о животном.

Ребёнок:          Росомаха, росомаха,

                       Ты не кошка, не собака.

                       Не боишься ты пурги

                       И глухой ночной тайги.

                                Вот мелькнули чьи-то тени –

                                Это гонишь ты оленя.

                                Хоть мала и неказиста,

                                Бегаешь ты очень быстро,

                                Ты сражаешься отважно,

                                Чтобы выжить, это важно!

Открываем следующее окошко теремка, но животного не видно

(картинка перевёрнута).

Воспитатель:  Кто же это? Отгадайте.

                         Что за зверь лесной

                         Встал, как столбик, под сосной?

                         И стоит среди травы –

                         Уши больше головы.

Дети:                Это заяц.

Воспитатель:  Правильно (переворачивает картинку). В наших лесах водится заяц-беляк. Так его прозвали из-за цвета шерсти в зимнее время.

Дети:               Заяц – пугливое животное. От врагов прячется под кустами и деревьями. У него длинные уши и короткий пушистый хвостик. Задние лапы длиннее передних. Очень быстро бегает и умеет прыгать.

  Воспитатель:  Всё верно. Во время прыжка заяц выбрасывает вперёд сначала длинные  задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему трудно.  

                           Убегая  от погони, заяц старается избежать спуска с горы, но если всё-таки оказывается на вершине, то скатывается с неё кубарем.

Дети:                 Шубка летом серая с рыжиной, а зимой становится белой, только кончики ушек остаются черными.

Воспитатель:    А почему зайца в народе называют косым? Да потому что глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зайчик может видеть, что делается у него сбоку и даже сзади. Ни лиса, ни росомаха незамеченными к нему не подкрадутся!

Дети:                 У зайцев очень острые зубы, поэтому он легко может грызть кору и веточки деревьев. Любят питаться разными растениями, овощами, семенами.

Задание от зайчика – спеть песенку.

Дети исполняют русскую народную попевку «Зайчик»:

Зайка бегает в лесу,

       Щиплет травку-лебеду,

                                                      Он рвёт и берёт,

       Под берёзоньку кладёт.

 Воспитатель: Открываем последнее окошко теремка. Кто же это?

Дети:               Это бурундук. Маленький зверёк весёлый, шустренький. Шерсть у него желтоватая с тёмными полосками. У бурундука длинный хвостик. Ест это животное всё подряд: ягоду, грибы, растения, ловят насекомых и червей. На зиму ложатся спать в свои домики. А домики бурундуки  устраивают в пнях и дуплах деревьев.

Ребёнок:         Бурундук, бурундучок –

                        Полосатенький бочок.

                        Ни минуты не молчит,

                        То щебечет, то свистит.

                              Этот умненький малышка

                              Собирает кедра шишки,

                               Их старательно лущит,

                               Напевает, не молчит.

                                    Он внимательно, без спешки

                                    Чистит вкусные орешки,

                                     И несёт их за щекой

                                     В свой уютный дом лесной.

          Задание от бурундука – определите голоса животных, которые живут

по соседству с бурундуком (воспитатель включает аудиозапись голосов зверей: медведя, лисицы, рыси, белки.)

Воспитатель:  Ребята, вот мы и открыли все окошки лесного теремка. А как вы думаете, все ли животные леса в нём поселились?

Дети:               Нет. В лесу живёт много других зверей.

Дидактическая игра «Найди животных нашего края»

          (воспитатель раскладывает  иллюстрации  лисы, соболя, ласки, горностая, рыси, волка, косули и барсука,  просит назвать животных и убрать лишние иллюстрации).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно убрали  иллюстрации животных:

                        в наших лесах не водятся волк, косуля и барсук.

                        Скажите, дети, а может кто-то угрожать этим животным?

Дети:                Да. Хищники могут съесть травоядных животных.  А человек может убить всех зверей.

Воспитатель:  Какие последствия могут произойти с гибелью животных?

                         (ответы детей)

Ребёнок:           Дерево, трава, цветок и птица

                          Не всегда умеют защититься.

                          Если будут уничтожены они,

                          На планете мы останемся одни.          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...

«Животный мир родного края. Кто в лесу живёт?»

Конспект занятия по окружающему миру родного края для детей старшего дошкольного возраста...