Занятие по окружающему миру "Зимушка, зима!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №67»
Конспект занятия по теме: «Здравствуй, Зимушка-Зима!»
(подготовительная группа)
Магадан 2020
Программное содержание:
1. Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в природе ( о растительном и животном мире, явлениях неживой природы).
2. Вызвать у детей желание рассказать о своих впечатлениях, полученных на прогулках, во время занятий.
3. Вовлекать детей в активное речевое общение.
4. Воспитывать экологическую культуру, развивать умение обобщать полученные знания.
Материал: иллюстрации, 1 стакан для опыта.
Словарная работа: талая вода, тонкий лед, снег «скрипит».
Ход занятия.
- Доброе утро ребята, я хочу вам загадать загадку, а вы угадайте, о каком времени года в ней говорится.
«Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?» (Это загадка о зиме).
- Почему вы так думаете? (Только зимой реки покрыты льдом, снег кругом).
Значит, о каком времени года мы сегодня будем говорить? (зиме)
- Назовите признаки зимы. Чем она отличается от других времен года? (зимой холодно, морозы, метели, пушистый иней на деревьях, небо низкое, серое, реки покрыты льдом, сосульки)
- В начале зимы снег еще не глубокий, морозы не большие, лед на реках тонкий и ходить по нему опасно.
- В середине зимы лютые морозы, скрипит под ногами лед, много снега.
- В конце зимы часты метели, крепкие морозы бывают только ночью. Днем солнце начинает уже пригревать, снег подтаивает, на крышах появляются сосульки.
- Ребята, а сейчас у нас начало, середина или конец зимы? (середина зимы)
- Зима очень красивое время года, а какие три зимних месяца вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
Послушайте как великий русский поэт А. С. Пушкин описывает зиму.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
-Красиво не правда ли?
- А теперь отгадайте еще одну загадку.
«Во дворе горой, а в избе водой» (снег)
- Верно, это снег. Скажите мне, а какой снег? (белый, холодный, пушистый, хрустящий, из него можно делать снежки и различные фигуры)
Если снег внести в группу, что с ним произойдет (он растает, превратится в воду)
Почему? (потому что в группе тепло)
А если мы эту воду вынесем опять на улицу, она превратится опять в снег? (нет, она превратится в лед)
(ставлю стакан со снегом на батарею)
Помните, в сказке Мороз Иванович трясет свои перины, а из них падает снег. Кто знает, откуда появляется снег? Почему он падает? (влага испаряется, поднимается вверх, а там от холода влага превращается в снег и падает в низ)
- Вспомните, как вы на прогулке рассматривали снежинки. Скажите, они все одинаковые или нет? Почему они таяли на руке и не таяли на варежке?
- А изменяется ли снег в зависимости от погоды? В сильный мороз? (снег пушистый, рассыпчатый, скрипит под ногами) Можно ли из такого снега слепить снежки? (нет). А если мороз несильный, какой снег? (мягкий, липкий) Из такого снега можно слепить снежки? Почему? (он подтаял)
- Ребята, скажите, как вы думаете, много снега – это хорошо или плохо? Для кого хорошо? (для растений, детей) Для кого плохо? (для зверей, птиц).
- А какого цвета снег? (белый)
«Если только захочу, снег я мигом проглочу»
А тогда что будет? (можно заболеть, не покататься на коньках и на лыжах).
- Но снег только кажется белым и чистым.
Физкультминутка
А сейчас прошу вниманье
Я хочу вам дать заданье
Быстро лыжи надеваем
Друг за другом все шагаем.
(Дети имитируют движения на лыжах)
А сейчас все в круг встаем
Снежки в руки мы берем
Хорошо снежки бросай
И друг в друга попадай
(дети имитируют игру в снежки)
А теперь лопаты взяли
Все сугробы откопали
Снег кидаем дружно
Всем трудиться нужно.
- А кто любит зиму? Ведь зимой холодно, мороз щиплет нос и щеки, не пускает он на улицу. За что же можно любить зиму? (зимой весело, потому что можно кататься с горки, на ледянках, коньках, санках, играть в снежки, с друзьями в хоккей, стоить крепость, лепить снеговиков)
(После ответов детей поставить картину с изображением зимних забав).
- Оказывается, зима не только самое холодное время года, но и самое веселое. И мороз не страшен тем, кто не стоит на месте.
Вывод: зимой весело, потому что она приносит много забав детям.
- А что делают зимой взрослые? Какие заботы приносит им зима? (утепляют в квартирах окна, чистят на улице дороги, чтобы могли проехать машины, в городе снег с тротуаров убирают снегоуборочные машины, увозят его на самосвалах за город)
- А как вы думаете, чем заняты зимой звери в лесу (показ иллюстрации)? Какие звери спят зимой? (медведь, барсук, еж, мышь). Волки, лисицы, зайцы – сменили шубы на более теплые. А у белки шубка стала серая, а летом была рыжая. У зайца летом была серая, а зимой стала белая. Что же звери делают зимой? (одни спят, другие ищут себе пищу по всему лесу)
- Посмотрите на эту картину. Каким одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие). Назовите их. Почему они не улетают на юг? (они приспособлены к морозам, могут найти корм и зимой, некоторые из них предпочитают жить близко к людям). Всегда ли птицы могут найти себе еду? Нет, когда сильные морозы и метель, птицы не могут летать. Как же помочь птицам, чтобы они не погибли? Сделать кормушки. И вы уже сделали кормушки и кормите птиц прилетающих на участок.
Итак, ребята, зима – это хорошее или плохое время года? Для кого оно хорошее? (для детей, растений). Для кого оно тяжелое? (для животных, птиц).
В природе все продумано и взаимосвязано. Мы с вами часть этой природы и должны ее любить, оберегать и охранять. Вы согласны?
Вот посмотрите, помните в этом стакане был снег? Откуда взялась вода? Там ведь был снег. Что с ним стало? (он растаял и превратился в воду). Превратился в талую воду. Эта вода чистая? (нет) Значит, и снег был не чистым. Можно такой снег брать в рот? Почему нельзя? (там микробы, можно заболеть). Вывод: снег в рот брать нельзя.
Итог:
Что нового мы сегодня узнали на занятии?
Назовите мне автора стихотворения чей стих я прочитала.
(ответы детей)
Ребята мне приятно было с вами побеседовать о зиме до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Зимующие птицы нашей области. Поможем птицам."
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе...
Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"
Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"...
Конспект занятия по окружающему миру "Зима. Зимние забавы"
Конспект занятия по окружающему миру с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи на тему "Зима и зимние забавы"...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Зимующие птицы»+ рисование "Снегирь"
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная. Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природ...
Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"
Это занятие о зимующих птицах. О том, как они переносят зимнее время года. Что необходимо помогать птицам в зимнее время года....
Занятие по окружающему миру «Зимующие птицы»
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;Учить находить и н...
конспект занятия по окружающему миру "ЗИМА"
конспект занятия "ЗИМА"...