Технологическая карта ООД "Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Стоянова Ирина Николаевна

Конспект ООД по образовательной области  - познавательному развитию

Возрастная группа  - средняя группа

Тема: «Воздух – невидимка»

Интеграция образовательных областей:  «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vozduh_nevidimka.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект ООД по образовательной области  - познавательному развитию

Возрастная группа  - средняя группа

Тема: «Воздух – невидимка»

Интеграция образовательных областей:  «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные:

  • подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • способствовать формированию у детей познавательного интереса;
  • обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
  • учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

  • развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Способы организации детей: стоя, сидя за столами

Оборудование:

  • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей), фонарик;
  • стаканчики с водой и горохом, коктейльные трубочки (по количеству детей);
  • бумага для рисования, кисточки, гуашь;
  • емкость с водой, пустая стеклянная банка;
  • легкая ткань;
  • видеозапись «письмо от Совы», телевизор;
  • халаты и шапочки на каждого ребенка.

Словарная работа Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты, лаборатория

Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха невозможна жизнь.

Предварительная работа беседа  о воздухе, проведение опыта «тонет не тонет», разучивание физкультминутки, наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактическая игра «Живое-неживое». Беседы из цикла «Земля-наш общий дом». Чтение познавательной литературы, беседа «Что такое ветер?».

Ход ООД:

№ п/п

Этап, его продолжительность

Длительность*

Методы, формы. приемы

1.

Открытый вход в деятельность

2мин.

Воспитатель: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

                            Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

                            И, наверно, не пойдет в аптеку.

                            И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу - скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.

Воспитатель: Ребята, к нам утром в группу влетел воздушный шарик. Посмотрите у него на ниточке что-то привязано. (диск) Это, наверное, нам.  Хотите посмотреть, что там? (Письмо Матильды Леокардовны)

2.

Вводно-организационный

1 мин.

Воспитатель: ) Посмотрите, какая у меня легкая воздушная ветерку послушная ткань. Давайте встанем все в круг, возьмемся за ее края и отправимся в путь.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Ребята, что нам помогло надуть наш парашют? 
Дети: Воздух!

3.

Мотивация на деятельность

2 мин.

Вос-тель: Вот и попали мы с вами в лабораторию Тетушки Совы.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много можно здесь узнать

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим. 
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель:  Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Давайте подойдем к нашему лабораторному столу

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

6 мин.

Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст. 
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.

ВоспитательЧто вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете долго ли может человек прожить без воздуха? Давайте проверим

Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Вывод: человек не может жить без воздуха.

5.

Динамическая пауза

2мин.

Физкультминутка Воздух-невидимка

Воздух-невидимка,                 руки вверху вправо-влево
Выходи гулять!                       «зовут»
Воздух-невидимка,                 руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать?              Хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу,      бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду!    Потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,      шаги на месте
Самого полезного воздуха найду!            Руки накрест к плечам 
Если вместе с папой в горы я пойду,       тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду!     «фонарики»

6.

Практическая работа

7мин.

Воспитатель: 
Опыт 3. "Что легче: вода или воздух?" Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.
Воспитатель 
:как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.
Опыт 4. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Дети: Здорово!

7.

Открытый выход из деятельности

2 мин.

Воспитатель:Ребята, Вы отличные воздухоискатели! Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный Я буду говорить о воздухе и если это утверждение правильное вы поднимите зелёный кружок, если нет, красный. Давайте попробуем

. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Человек может жить без воздуха.

Ветер – это движение воздуха.

Воздух тяжелее воды.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)

МБДОУ детский сад №10

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект ООД по образовательной области  - познавательному развитию

Возрастная группа  - средняя группа

Тема: «Воздух – невидимка»

                                                                            Провела: воспитатель I категории

Стоянова И.Н.

г. Донецк

Февраль 2017 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательно- исследовательская деятельность технологическая карта НОД "Воздух- невидимка"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИОпытно – экспериментальная деятельность "Воздух невидимка" ЗАДАЧИобразовательной программы-Д...

Технологическая карта ООД по экологии средняя группа: "Воздух - невидимка"

Технологическая карта по экологии средняя группа: "Воздух - невидимка"...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Воздух-невидимка"

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: «Воздух-невидимка»Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Цель: Созд...

Технологическая карта занятия по организации исследовательской деятельности с детьми Тема: «Воздух –это невидимка»

Технологическая карта организации исследовательской деятельности с детьми.Тема: «Воздух –невидимка»Дата проведения: 10.04.2023 гГруппа: разновозрастная группа компенсирующей направле...

Презентация технологической карты "Воздух невидимка"

Составление индивидуальных карт - схем о свойствах  воздуха посредством экспериментальной деятельности....