Жизнь морей и океанов
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вицко Анна Васильевна

В увлекательной форме через игру и поиск дети расширяют первоначальное представление об обитателях морей и океанов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мир морей и океанов350.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения в средней группе

Тема: «Жизнь морей и океанов».

Цели:

- расширить у детей представление о животном мире морей и океанов;                            - обогащать словарный запас детей;                                                                   - пробуждать интерес к поискам нового и интересного;                                                      - воспитывать бережное отношение к окружающей среде;                                           - развивать творческие способности детей.

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

1.Воспитатель:

- Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса Землю, он назвал её «голубой планетой». (Ставит на стол глобус). Как вы думаете, почему?

-Правильно! Потому что большую часть Земли покрывает вода.

II. Основная часть:                                                                                                

1) Воспитатель: -Ребята, вы хотите узнать, какая часть Земли покрыта водой?

-Возьмите кружок, который лежит перед вами. Посчитайте, на сколько частей разделён круг? (4 части.) Одну часть закрасьте синим цветом. Покажите, что у вас получилось. Так же закрасьте ещё две часть. Сколько всего частей вы закрасили?

-Столько частей воды на земле.

-Сколько частей осталось не закрашенными?  Столько частей занимает на Земле суша. Выберите нужный цвет и закрасьте эту часть. Какой цвет вы выбрали и почему?

- Каким цветом окрашена большая часть?

- Каким цветом окрашена меньшая часть?

-Значит, на Земле больше суши или воды?

-Правильно, вода занимает на Земле в три раза больше места, чем суша. Поэтому океан называется мировым океаном.

2) Воспитатель:  – Сколько океанов на Земле? Оказывается, четыре.

- Самый большой по площади – Тихий океан. Он назван так потому, что когда первые мореплаватели пересекали воды океана, стояла тихая, безветренная погода. Впоследствии этот океан получил название – Великий. Ведь он самый грандиозный из всех океанов Земли!

-Самый маленький океан – Северный Ледовитый. Большую часть года его воды скованы льдом.

-Есть на Земле ещё два океана – Индийский и Атлантический, который несёт теплое течение и влияет на изменение погоды.

3) Физкультминутка: ( Включается аудиозапись – шум моря).

                                  Четыре океана

Четыре великана                                   А вот это знаменитый

Шумят и бьют волной-                         Океан наш Ледовитый.

Четыре океана,                                       Холоден, суров на вид,

Полны водой.                                         Льдом и снегом он покрыт.

Вот Великий океан-                               Есть ещё два океана,

Океан безбрежный.                                Два могучих великана.

То кипит в нем ураган,                          Вот Индийский океан

То он Тихий, нежный.                           Омывает много стран.

                               

                                 А это Атлантический,

                                 Красивый фантастически!

4) Опыт: «Создаем морскую воду» Воспитатель:

- Кто из вас был на море? Какая на вкус вода в морях и океанах?

-В одном литре океанской воды содержится35 граммов поваренной соли. Именно она придаёт солёный вкус  морской воде, делает её непригодной для питья.

-Сейчас мы сами создадим океанскую воду. Как вы думаете, сто нам для этого надо сделать? (Предположения детей).

-Растворим соль в воде.

5)-Никто точно не знает, как попало столько много  соли в океан. По одной из версий вода, которая течёт в моря, вымывает соли из почвы и размываемых пород.

6) Подвижная гра «Водяной, водяной».

Дети встают в круг. Выбирается водящий, которому завязывают шарфиком  глаза. Дети ходят по кругу и говорят слова:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Раз, два, три!

После этих слов дети останавливаются. Водящий должен отгадать, кто стоит перед ним, ощупав стоящего перед ним ребёнка. Если отгадал – водящего меняют. Игра продолжается три – четыре раза.

7) Дидактическая игра « Отгадай, кто живёт в море».

(На каждую отгадку воспитатель показывает изображение отгаданного предмета).

-В океанах великое множество живых организмов. Отгадайте загадки и скажите, кого можно встретить в морских глубинах.

И в звёздную ночь, и солнечным днём            В небе ночью много

Лазурные волны гуляют на нём.                      Сестричек и подруг,

И пенистый бьётся о берег прибой,                 Я к ним из океана

Он камешки точит и точит волной.                 Тяну свои пять рук.

                                   (Море.)                             (Морская звезда.)

В тёплых морях и между льдин

Плавает быстрый, весёлый… (дельфин).

Вот так рыба – удивленье:

Нет чешуек, есть плавник,

Хвост крючком, глаза навыкат,

Цвет меняет – озорник.

                                     (Морской конёк.)

В темноте на дне морском                              Что за чудные фонтаны

Он в пещере сделал дом.                                 Посредине океана?

У него есть восемь ног,                                   Это выплыл и шумит

Его имя …(осьминог).                                     Чудо-юдо рыба-…(кит).

8) Подвижная игра «Море волнуется раз…»

 Вода стоит спиной к игрокам, которые выделывают всевозможные пассы, изображая различные фигуры в движении и произносит слова: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три, морская фигура на месте замри», затем оборачивается. Тот, кто не успел замереть или пошевелился первый, становится водящим.

9) Дидактическая игра «Выбери лишнее животное»

Из представленных фигурок животных выбрать лишнего: акула, морская звезда, дельфин, рыба-пила, осьминог, морж, тюлень, ящерица. Объяснить свой выбор.

10) Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Детям представлены четыре картинки: щука, краб, морской ёж, скат-хвостокол. Нужно выбрать лишнее животное и объяснить свой выбор.

11) Дидактическая игра «Назови лишнее животное»

Заяц, волк, лиса, дельфин – назовите лишнее животное и объясни свой выбор. (Звучит аудиозапись «Голоса морских обитателей» -дельфин).

12) Дидактическая игра «Хлопай – топай)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее по смыслу к слову «океан», топните, услышав слово, не подходящее к слову «океан»: прибой, дуб, берег, волна, шторм, солёная вода, огромный, бесшумный, горы, кораллы, остров,  болото, аист.

13) Коллективная творческая работа «Модель океана»

В коробочку дети вставляют синюю бархатную бумагу на заднюю стенку,  голубую – на боковую стенку, коричневую – вниз. На дно выкладывают морские камушки, ракушки, фигурки кораллов и морских животных, на стенки наклеивают самоклеющиеся рисунки морских рыб. Затем к верхней стороне коробки на двусторонний скотч за леску подвешивают фигурки морских рыб, наверх коробки ставят фигурки моржа, тюленя, морского котика.

        

 

14) Подвижная игра «Айсберг»

 Заранее чертятся три круга: первый большой, чтобы поместились все дети, второй поменьше, третий – самый маленький, для двоих ребят. Дети бегают по площадке, изображая морских обитателей. По команде «Айсберг!» дети бегут в большой круг. По команде «Айсберг растаял!» дети выбегают из большого круга. Во второй раз по команде « Айсберг!» дети бегут во второй круг, третий раз – в маленький. Победитель тот, кто все три раза оказался в кругу.

III. Итог:

-Наше развлечение подошло к концу. Скажите, почему Ю.А.Гагарин назвал нашу планету «голубой»?

-Какие океаны знаете?

-Сколько частей нашей планеты занимает вода?

-Хоть воды на земле очень много, её надо беречь. Запасы воды ограничены. Мы пользуемся не солёной водой, а пресной. Как мы с вами можем беречь воду?

-выключать кран с водой;

-умываться при малой струе воды;

-не оставлять кран с водой открытым;

-не разливать понапрасну воду;

-не загрязнять воду  в открытых водоёмах, берега рек и водоёмов, не бросать в воду мусор, камни, ветки.

                                 

                       

Гости из младшей группы рассматривают наш аквариум

                                                                                               

                                     

Литература:

  • Т.Скиба «первая энциклопедия для маленьких «Почемучка»
  • Эндрю Клив «Мир животных». Альбомы: «Молюски», «Акулы», «Киты и дельфины», «Удивительные животные».
  • Подвижные игры с детьми 5 – 6 лет.
  • Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей.Лексическая тема: "Обитатели морей и океанов"

С целью организации речевой среды дома предлагаю  следующий материал по теме: "Обитатели морей и океанов"...

Животные морей и океанов

Материал поможет закрепить знания детей о морских обитателях...

Игра-путешествие "По морям, по океанам"

Обощающее и закрепляющая игровая   деятельность в рамках  тематической недели "Вода"...

Осьминоги - обитатели морей и океанов

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект по художественному творчеству (художественный труд) для детей подготовительной к школе группы....

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

Конспект НОД " Жизнь в морях и океанах" - старшая группа

Конспект помогает педагогам познакомить детей с обитателями морей и океанов....