«Береза — символ России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова Галина Георгиевна

«Береза — символ России»

 

Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.

Развивать творческие способности детей; воображение, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к русскому народному творчеству. Расширять и систематизировать знания детей о березе, как символе России. Продолжать знакомить детей с неофициальным символом России – березой,

развивать творческое воображение, память, речь, мыслительные способности, смекалку, сообразительность. Воспитывать любовь к Родине

Предварительная работа: Беседа о родном городе, рассматривание изображений родной природы, предметов изготовленных из бересты (дудочка, лапти, лукошко) ; заучивание стихотворений «Люблю березку русскую», 

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно- эстетическое  развитие», «Физическое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bereza-_simvol_rossii.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Береза — символ России»

 

Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.

Развивать творческие способности детей; воображение, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к русскому народному творчеству. Расширять и систематизировать знания детей о березе, как символе России. Продолжать знакомить детей с неофициальным символом России – березой,

развивать творческое воображение, память, речь, мыслительные способности, смекалку, сообразительность. Воспитывать любовь к Родине

Предварительная работа: Беседа о родном городе, рассматривание изображений родной природы, предметов изготовленных из бересты (дудочка, лапти, лукошко) ; заучивание стихотворений «Люблю березку русскую», 

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно- эстетическое  развитие», «Физическое развитие»

Ход занятия

Орг.  Момент

Дети заходят в группу, здороваются и встают в круг.

Игра «Добрые ладошки».
— Ребята покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (тепло).

— Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, свет!
Здравствуй, добрый мой сосед.
Дети садятся на стульчики.

Восп:   Я хочу прочитать вам замечательное стихотворение, внимательно послушайте его:

 Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина? (Дети отвечают) -Верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, город. Это - твоя страна. -Ребята, а как называется наша страна? ( слайд)

 Вот посмотрите какая огромная наша страна-Россия  Россия – могучая и величественная страна

Мы живём в России, значит мы (россияне) 

 А как называется самый главный город нашей страны, столица России ? дети: (Москва)

- Верно, ребята, Москва.. (слайд.)

Воспитатель: У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими.

Назовите символы нашего государства. 

Дети: (Гимн, герб, флаг).

 

Восп: А сегодня мы с вами поговорим еще об одном символе нашей Родины. Мы много о нем читали, рисовали, рассматривали картины. Кто догадался,о чем идет речь? (О русской березе). (Слайд)

 

 Россия и береза. Эти два понятия неразделимы. Березка воистину русское

дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь,

холщовую рубаху, каравай хлеба. Ни в одной стране мира нет столько берез

как у нас. Любит наш народ русскую красавицу. Она растет во всех уголках

нашей необъятной Родины. Береза не прихотлива к почве и растет даже на

карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. (Слайд)

О ней сложено много стихов, песен, написано картин. Какие стихи о березе вы знаете.

 1: Ты до того березонька красива

И в жаркий полдень, и в часы росы

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

2:  Это дерево мир освещало

Соблюдать чистоту помогало

От болезней от разных лечило

В его почках целебная сила.

Физ-минутка: Мы берёзку посадили,( Выпрямиться, стоя за столом.)

Мы водой её полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.)

И берёзка подросла,

К солнцу руки подняла, (Потянуть руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

Воспитатель: как Ласково ребята  называет народ берёзоньку: Алёнушка, белоствольная, кудрявая, раздольная, зелёная, светлая. 

Воспитатель:  Чтобы убедиться в том, что вы хорошо знаете русскую березку поиграем в игру"Мяч лови пословицу, примету или загадку о березе говори".

Пословицы

1. Бела береста - да деготь черен

2. Для врача и береза угроза.

3. Березового сока на грош, а лесу на рубль изведешь.

4. Береза ума дает.

Приметы.

1. Если из березы течет много березового сока- к дождливому лету.

2. Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки- весна будет

ранняя.

3. Береза перед ольхой лист распустит- лето будет сухое, а ольха перед

березой - мокрое.

Загадки.

1 Стоят столбики белы, на них шапочки зелены.

2. Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете.

3. Она весну встречает, сережки одевает.

4. Стоит Аленка, платок зеленый, тоненький стан, белый сарафан.

5. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Воспитатель

Ребята, скажите по каким признакам мы можем узнать березу (белый ствол).

Какие бывают листочки? (зеленые, изумрудные, золотые, клейкие)

С кем сравнивают красавицу березу? (с девушкой, невестой).

Березу называют белоствольной, кору называют берестой. Береста это

защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий

человека. Но в белой коре есть отдушины- черные точки. Они называются

чечевички, через них береза дышит.

А вы знаете в какое время года заготавливают бересту и собирают березовый сок 

Дети: (нет)

Заготавливают бересту в конце весны в начале лета. В это время она

свободно отделяется. Для березы это не опасно, если делать умело. Кора

нарастет вновь. Из коры березы изготавливают берестяную посуду.                  

                             (Показ поделок из бересты). (Слайд)

А теперь давайте  подойдем к экрану и посмотрим , с какой любовью

русские художники изображали березу. Обратите внимание, как она меняется

в зависимости от времени года и состояния погоды.

Какая она зимой? (Береза зимой не замерзает, хотя и без листиков. Она

живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро

ломаются, поэтому их нельзя трогать. Если подобрать обломанные ветром

ветки и поставить в воду, то они зазеленеют.

Весной? (Почки покрыты клейкими чешуйками. Сережки на березке, из

которых формируются плоды, похожи на сплюснутый орешек с

крылышками, благодаря которым они легко разносятся ветром).

Летом? (Крона ветвистая, листья треугольные, зубчатые, зеленые.

Осенью? (Осенью листочки начинают желтеть, сначала сверху, где воздух

холоднее, а затем внизу. Листочки похожи на золотые монетки).

Люди верили, что это дерево способно исполнять их желания. Поэтому

приходили к березе и говорили о своих мечтах. А еще в березовых рощах

воздух очень чистый, поэтому микробам там живется неуютно. 

Воспит: а давайте ребята мы с вами приступим к рисованию после того , как мы с вами немного поиграем. Игра «Найди берёзовый листок»

Воспитатель:   Ребята помогите найти берёзовые листочки (звучит музыка).

Воспитатель:   Почему вы выбрали именно эти листочки?

Какие края у берёзовых листочков? (зазубренные).

Воспит: Давайте мы с вами сделаем красивую берёзку, чтобы она украшала нашу группу, но для этого мы с вами будем сегодня использовать нетрадиционную технику рисования. С помощью капустных листьев мы с вами будем рисовать листочки березы.

Воспитатель: В заключении я  хочу  вас ребята  попросить выразить свои впечатления и на берёзовых листах нарисовать свои  пожелания о нашем мероприятии.

Давай пожелаем друг другу, что ты  что они расскажут дома ..

Берёза – дерево счастья оберег от бед. Привяжите свои пожелания и впечатления на нашу берёзу.

 Красны девицы к берёзе подойдите, Пожелания свои привяжите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ: «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИИ»

Аннотация: Непосредственно образовательной деятельность игра – путешествие «Береза – символ России» для детей подготовительной к школе группы. Воспитанники закрепляют знания о Родине, рассматривая илл...

Презентация "Береза - символ России"

Цель : развивать чувства патриотизма и любви к Родине. Задачи: -расширять знания детей о русской    березе –как символе России; развивать познавательный интерес. ...

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме "Береза-символ России"

В учебном материале изложена информация по обучению и знакомству детей с малой Родиной, с символом России-березой, а также историческая справка об использовании березы как дерева и сырья....

Проект "Русская береза - символ России"

Белоствольная березаСимвол Родины моейНету деревца другого,Сердцу русскому милей....