Учебно-методический материал (старшая группа) по теме "Береза-символ России"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
В учебном материале изложена информация по обучению и знакомству детей с малой Родиной, с символом России-березой, а также историческая справка об использовании березы как дерева и сырья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обособленное структурное подразделение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 города Красноармейска»
«Береза-символ России»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
Аржевикина
Татьяна Ивановна
г.КРАСНОАРМЕЙСК
2013 ГОД
Программное содержание: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Материал: Берёзка, аудиозаписи, светец и лучина, спички, емкость с водой, веник березовый, туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.
Ход занятия:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.
- А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы).
- Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы).
- А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы).
- Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).
- Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек.
А знаете ли вы что у каждого человека есть своя малая родина. Место - где он родился.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт:
Отчий дом, в саду смородина.
Старый тополь у ворот.
Наш город Красноармейск для многих из нас и есть малая родина. По велению судьбы в наш город приехали люди разных национальностей. В городе Красноармейске живут азербайджанцы, украинцы, казахи, молдаване и другие народы. Все люди нашего города хотят жить в мире и согласии. Каждому человеку дорог свой родной край, своя природа. Образом России является дерево, а какое вы узнаете, если отгадаете загадку.
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки, золото – сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой.
-(ответы детей)
Начиная с 14 апреля , люди собирали берёзовый сок и поили им больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов. Именно про это дерево сложена загадка:
С одного дерева, да четыре угодья:
Первое - от темной ночи свет.
Второе – некопаный колодец.
Третье - старому здоровье.
Четвертое - разбитому связь.
В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При ее свете женщины и девушки пряли в долгие зимние вечера, пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение, при котором все становилось таинственным и чудесным, ушло в прошлое. Дети, мы с вами тоже попробуем посидеть при лучине в зимние темные дни. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не боятся пожара в деревянной избе. Посмотрите, как это было (зажигаю лучину, помещаю ее в светец, ставлю емкость с водой).
А это вторая отгадка – сок из « некопаного колодца». А почему так говорят – некопаный? Правильно, ведь сок у берёзы собирают, причем так, чтобы не нанести вред берёзе. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. Из молодых берёзовых листьев готовили витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком (дети и гости угощаются чаем или приготовленным соком).
А это что? (показываю на берёзовый веник). Русская баня всегда была полезна и молодым, и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде. А потом парятся- хлещут себя веником, водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали легкими и шелковистыми. Ребята, сходите в баню со своими мамами и папами, потом расскажите о своих впечатлениях. Я вам сейчас покажу как нужно пользоваться веником (тихонько похлопываю детей). А сейчас мы пока уберем веник, оставим его до бани. На столе у нас еще одна отгадка. Почему в загадке говорится - разбитому связь? Правильно, с помощью бересты можно связать, отремонтировать разбитое или сделать новую емкость для ягод, грибов, напитков - легкую и небьющуюся посуду. Вот посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов - соли, чая, круп. Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.
Вот видите ребята, сколько в берёзе тайн хранится.
В народе говорят, что береза – символ России.
Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Каждый из нас восхищается светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкою. По – своему красива берёзка в разное время года.
Ты до того, березонька, красива,
И в жаркий полдень,
И в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
И одно из них то, что хороша она в любое время года, а особенно весной и ранней осенью (показ иллюстраций). Как можно сказать об осенней берёзе (золотое платье, солнечная одежда).
А весной береза похожа на девицу, с молодыми нежными листьями, висячими сережками. очень много есть песен, в которых славят красоту берёзы, ее сравнивают с красотой юной девушки , которая в песне называется Берёзкиной сестрицей. Послушайте стихотворение- под тихую спокойную музыку.
Ельня, Ельня берёзонька,
Ельня, Ельня кудревата,
Кудревата, беловата.
Похотел пан жениться,
На душе красной девице,
На берёзовой сестрице…
Раньше, в давние времена, когда наши бабушки и дедушки были совсем молодыми, существовал такой обычай - завивать ветки берёзы, либо сплетать их между собой, пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания, загадывали о своей судьбе.
Одну берёзку срубали, приносили домой, наряжали в лучшую одежду, украшали платками, бусами, лентами, которые снимали с себя. Нарядив берёзу, называли «гостенькой», « цветком», «кумушкой». Сейчас мы с вами повторим этот обычай, обряд. Нарядим нашу берёзку. Дети снимают с себя бусы, ленты, надевают на берёзку.
Встанем в хоровод вокруг берёзки:
Встанем в хоровод вокруг берёзки.
Берёзонька весёленька,
Кудрявенькая, зелененькая,
Кудрявенькая, зелененькая,
Завивайся-ка да во весь год.
Нам весёлым быть да весь год!
Дети, когда люди наряжали берёзку, они говорили друг другу хорошие, добрые слова, хвалили друг друга, говорили о своей любви, о том, кто кому нравится. Давайте подружимся, чтобы никогда не ругаться, не обижаться, не ссорится.
( хором, стоя в парах, дети произносят слова).
Ай, кумушки- голубушки
Подруженьки мои
Кумитеся, любитеся,
Любите меня,
Пойдите во зеленый сад,
Возьмите меня,
Завьем венки на все деньки,
На все праздники!
Много стихов, песен сложено о берёзке. Давайте споем куплет песни « Во поле берёза стояла».
А хорошо ли это заломать берёзку? (Ответы детей) А больно ли берёзке? (ответы). Давайте поиграем в игру «Больно ли пальчику?».
-Вам больно? Вот так же больно и берёзке.
А могут ли берёзки плакать?
– Ребята, послушайте экологическую сказку “Плач березы”. Давайте будем дружить друг с другом, Как птица — с небом, как травы— с лугом, Берёза пусть будет ни одна. Давайте подружимся с берёзкой и подарим ей хоровод «Ай да березка!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-336053-1384082657.jpg)
Учебно-методическое пособие по развитию речи для старшей группы *Мы живем в России*
Цель : Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут».Задачи: 1. Продолжать обучать детей ориентироваться на географической карте.2. Развивать связную речь детей: расширять сл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-352810-1385242284.jpg)
Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга»
Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/22/picture-819180-1474527474.jpg)
Учебно-Методический материал (старшая группа) по теме: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Выпускная работа на факультете по направлению:Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС...
Учебно - методический материал (старшая группа)
Представленный речевой материал для закрепления лексических тем в домашних условиях. Материал подготовлен по различным направлениям речевого развития: лексики, грамматики, связной речи. Данные у...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1173131-1572987681.jpg)
Наглядный материал по финансовой грамотности. Учебно-методический материал (старшая группа)
Знакомство детей с валютой разных стран...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1492942-1698677796.jpg)
Беседа " 9 мая" учебно-методический материал (старшая группа)
Беседа " 9 мая"учебно-методический материал (старшая группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/13/picture-1523921-1715608988.jpg)
Перечень учебно-методической литературы в старшей группе
Список литературы для работы с тетьми старшего возраста...