Анализ инновационной деятельности воспитателя "Человек-часть природы"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Цель работы: Повышение качества формирования экологических знаний и культуры детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_innovatsionnoy_deyatelnosti_vospitatelya_das.docx | 172.97 КБ |
chelovek_-_chast_prirody_pedsovet.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Анализ инновационной деятельности воспитателя Донгак А.С.
Тема: «Человек – часть природы»
Период: 1.09.2018 – 31.05.2019
Группа: Средняя
Цель работы: Повышение качества формирования экологических знаний и культуры детей дошкольного возраста.
Исходя из цели, сформированы следующие задачи:
- изучить педагогическую литературу по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
- создать условия для формирования у детей знаний элементов экологической культуры и норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом
- систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе
- развивать экологическое мышление, познавательное и творческое воображение в процессе проектной и исследовательской деятельности детей
- развивать умение пользоваться приборами – помощниками при проведении исследований
- развивать умения самостоятельно определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно в природе
- воспитывать творческую личность, имеющую чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы
- вовлекать в проектно исследовательскую деятельность родителей
Свою работу по экологическому воспитанию, над которой работаю второй год, начинала с детьми младшей группы. В процессе работы над темой данного опыта, я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов:
- наблюдение
- игровые задания
- тестирование
Для выбора методов и методик я изучила литературу по экологическому воспитанию детей: С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; П.Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию». Необходимым было ознакомление с программами дошкольного экологического образования, которые в настоящее время весьма многочисленны, поэтому по своему характеру их объединяют в несколько групп. Программы первой группы - акцентируют внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). Для программ второй группы - характерно акцентирование внимания на эстетическом и нравственном воспитании детей, при этом вопросы непосредственно экологии отходят на второй план. Природные объекты в рамках данного типа программ рассматриваются с позиций "стихий" (земля, воздух, вода, огонь). Программы третьей группы - выделяется по степени преобладания в их содержании вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.). Так в программе С.Н. Николаевой "Юный эколог" отмечается, что материал программы должен реализовываться через различные виды практической деятельности: уход за животными и растениями, ведения календаря природы, проведение опытов, участие в подготовке и проведении акций. Основной целью программы является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В программе представлено пять разделов:
- первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания
- третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных
- в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать
- пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой[1]
Таким образом, программа позволяет широко использовать проектную деятельность для реализации ее задач. С учетом изученного материала, я применяю на практике разнообразные методы и приемы в работе, стараюсь использовать инновационные методы.
В своей работе я использовала методы и приемы:
1.Исследовательский метод: (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии. Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную скорее на приобретение новых знаний, чем на интеграцию уже имеющихся.
2.Метод проектов: с помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально.
Среди таких качеств - умение:
- работать в коллективе
- брать ответственность за решение
- разделять ответственность
- анализировать результаты своей деятельности
3. Словесные: (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание и прослушивание аудиодисков, дидактические и словесные игры, придумывание рассказов и сказок познавательного характера к своему художественному творчеству).
4. Наглядные: (рассматривание объектов живой природы, иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов; просмотр видео и презентаций, наблюдения в природе).
5. Практические: (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и исследований, анализ, творческие задания, сюжетно – ролевые игры, творческая деятельность детей).
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- элементарный анализ (причинные связи)
- сравнение
- экспериментирование
- применение информационно-коммуникативных технологий
Методы, стимулирующие эмоциональную активность:
- игровые
- воображаемые ситуации
- игры драматизации
- сюрпризные моменты
- элементы новизны
Методы, способствующие установлению связи между видами:
- обучение способу установления связи между разными видами деятельности
- перспективное планирование
- развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую
Методы обучения и развития творчества:
- эмоциональная насыщенность окружения
- мотивирование детской деятельности
- исследование предметов и явлений живой неживой природы (обследование)
- игровые приемы
- прогнозирование
- проблемные ситуации и задачи
При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка на долгосрочное взаимодействие. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Для эффективной организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, в своём опыте работы, я использовала следующие принципы:
- принцип регионализации экологического воспитания: применение регионального подхода позволяет основательно усвоить детям основные цели экологического воспитания, вовлечь их в посильную практическую деятельность
- принцип доступности: крайне важен для ребенка определенного возраста
- принцип системности и последовательности: важна последовательность усвоения знаний.
- принцип непрерывности (оптимизации) - постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией
- принцип гуманизации: ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе
- принцип дифференциации: создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы
- принцип интеграции: реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, в сочетании с разными видами деятельности
- принцип наглядности: соблюдение требований к подбору наглядно-демонстрационного материала к культуре показа и оформления наглядности
- принцип развивающего обучения: воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации
- принцип целостного подхода к образованию и воспитанию
- принцип целенаправленности
- принцип комфорта: страх, дискомфорт резко снижают мотивацию социального взаимодействия
- принцип деятельности: усваивается то, что многократно повторяется, развивается то, что тренируется
- принцип ассоциаций: способствует планомерному освоению знаний нового пространства, не содержащего «белых пятен»
- принцип общения: позволяет чувствовать себя частью группы
- принцип достижения результата: как превращения знаний, навыков, достижения качественно новой оценки себя и коллектива
- принцип природосообразности
- принцип культуросообразности
- принцип воспитания в коллективе
- принцип здоровьесберегающий
- принцип безопасности
В результате работы по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектно исследовательской деятельности, достигнута поставленная цель и задачи опыта работы.
Наше взаимодействие дало отличные результаты и сформировало у детей:
- базу их оптимальных отношений с природой
- качественные показатели экологической культуры личности
- накапливание познавательного баланса
- начало гуманного отношения к природе, её экологической среде
- чувства сострадания и сопереживания
- познавательную активность в исследовательской и проектной деятельности
- уровень экологической воспитанности
- экологическое мышление
- навыки, умения и знания
- бережное отношение к природе родного края
Это те, экологические основы культуры, на которых в дальнейшем будет формироваться практически вся жизнедеятельность будущего гражданина нашей России.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Повышение качества формирования экологических знаний и культуры детей дошкольного возраста.
Методы и приемы используемые во время работы: - исследовательский - словесные - наглядные - практические
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"
Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"...
Валиева Регина. Анализ инновационного проекта (программы) "Детский сад-территория здоровья и спорта" МБДОУ № 15 "Страна чудес".
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – в любых социально-экономических и политических условиях является одной из наиболее актуальных проблем жизни и развития общества. ...
Анализ результатов диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности.
В документе проанализирована готовность педагогов к инновациям...
«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»
С 2019 года МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...
Аналитическая справка по анализу анкет для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации инновационной деятельности»
Аналитическая справка по анализу анкет для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации инновационной деятельности»...
Анализ организованной деятельности "Природе нужна помощь" подготовительная группа
Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи....
Отчёт по инновационной деятельности в средней группе «Эколята – дошколята, маленькие защитники природы»
В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительно...