Проект Зимушка-зима
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Тема проекта «Зимушка-зима!»
Краткосрочный проект для детей младшей группы
Вид: информационно-игровой, творческий, исследовательский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Парус» города Анадыря»
Тема проекта «Зимушка-зима!»
Краткосрочный проект для детей младшей группы
Вид: информационно-игровой, творческий, исследовательский
Разработал: воспитатель
Тулганова Валентина Алишеровна
Анадырь, 2020 г.
Технологическая карта проекта
Содержание | Пояснение |
Название проекта | «Зимушка-зима!» |
Раздел программы | Познавательное развитие |
Тип проекта | познавательно-исследовательский |
Вид проекта | информационно-игровой, творческий, исследовательский |
Организатор | воспитатель |
Участники проекта | - дети; - воспитатели; - родители |
Сроки реализации | краткосрочный – неделя |
Методы | -Сбор информации -Предварительная работа -Беседы -Наблюдения -Эксперименты |
Проблемный вопрос | Недостаточная информированность детей о временах года |
Обоснование проекта (актуальность) | после поздней, серой, дождливой осени выпал ослепительно белый снег, который вызвал у детей массу эмоций, радости, восторга! Наступила зима - время холода и мороза, веселых забав и удивительных, даже волшебных праздников. Наблюдения за изменениями в природе, эксперименты, зимние забавы дают возможность для эмоционального и чувственного освоения мира ребенком младшего дошкольного возраста, способствуют развитию восприятия, воображения, творчества, установлению элементарных причинно – следственных связей. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. |
Цель проекта | создать условия для расширения представлений детей о зиме как о веселом и красивом времени года. |
Задачи проекта | Образовательные: Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, знакомить с особенностями поведения лесных животных и птиц зимой. Расширять и активизировать словарный запас детей. Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на прогулках, во время игр. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Воспитывать любовь к окружающему миру. |
Ожидаемый результат | - Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период. - Воспитание бережного отношения к природе. - Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию. |
- Механизмы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (подготовительный, организационный):
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу для чтения детям.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
2 этап – основной (реализационный):
Календарно-тематическое планирование по работе с детьми
№ | Дата проведения | Вид деятельности |
02.12 | Дидактическая игра «Собери снеговика» Дыхательная гимнастика «Снежинки» Словесная игра «Что зимой бывает» Рисование «Снегопад» | |
03.12 | Дидактическая игра «Наоборот» Словесная игра «Подбери слово» Лепка «Снеговик» Исследовательская деятельность «Из воды в лед» | |
04.12 | Беседа на тему "Почему к нам приходит зима? Познание «Сосчитай снеговиков» Аппликация «Большие сугробы» | |
05.12 | Дидактическая игра «Что прячется за сугробом» Беседа «Признаки зимы» Подвижная игра «Снежки» | |
06.12 | Беседа «Зимующие птицы» Викторина «Когда это бывает». Словесная игра «Отгадай по описанию». Досуг в младшей группе «Зимушка-зима!» |
3 этап – заключительный:
Итоговое мероприятие: Спортивны досуг в младшей группе «Зимушка-зима!»
Приложение 1:
Дидактические игры по теме
«Собери снеговика».
Цели:
- Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
- Совершенствование фразовой речи.
У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.
«Наоборот».
Цели:
- Развитие слухового внимания, логического внимания.
- Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.
Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).
«Что зимой бывает».
Цели:
- Развитие представление о приметах зимы.
- Совершенствование связной речи.
Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.
«Снежинки»
Цели:
- Развитие сильного направленного выдоха.
- Закрепление в речи предлога На.
У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.
«Что прячется за сугробом»
Цели:
- Развитие зрительного внимания.
- Активизация словаря по теме.
Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.
«Когда это бывает».
Цели:
- Учить детей называть времена года по их признакам.
- Развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.
Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.
- Снег на полях,
Лед на реках
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
- Сошли снега, шумит вода,
Земля уже цветами полна.
Растет травка молодая,
Все мертвое оживает,
Когда это бывает? (Весной).
- Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
- Голые поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
«Отгадай по описанию».
Цели:
- Учить детей называть времена года по признакам.
- Развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года.
Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.
Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.
Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.
«Подбери слово».
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
- «Доскажи словечко»
1.Тихо, тихо, как во снег 2.С неба все скользят пушинки
Падает на землю…. (снег) серебристые…..(снежинки)
3. На поселок, на лесок 4. Вот веселье для ребят
Все снижается…. (снежок) Все сильнее…. (снегопад)
5. Все бегут в перегонки 6. Словно в белый пуховик
Все хотят играть в ….. (снежки) Нарядился…. (снеговик)
7. Рядом снежная фигурка 8. На снегу- то посмотри
Это девочка…. (снегурка) С красной грудкой….. (снегири)
9.Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил…. (снег)
БЕСЕДА на тему "Почему к нам приходит зима?
Цели: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Развивать внимание и память.
Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
- Чтение отрывка из стихотворения С.В.Коноваленко «Времена года».
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы
Она художница прилежная
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея-
Такая сказочно красивая!
- О каком времени года идет речь?
Сегодня ребята, я шла в садик очень рано. На березке, которая растет возле нашей группы, я увидела вот этот странный конверт. На нем написан адрес «Детский сад «Рябинка», детям группы «Ласточка». Без вас я не стала его вскрывать и читать письмо. Хотите, прочтем его вместе?
«Здравствуйте, дорогие девчонки и мальчишка!
Пишет вам Лесовичок. Мы встречались в осеннем лесу. Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моем лесу.»
Воспитатель. Ну что ж, примем приглашение Лесовичка? Давайте вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы?
- Почему наступает зима?
- Почему зимой идет снег? (ответы детей)
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой- снег.
Приметы зимы:
- дни короткие, рано темнеет;
- на улице холодно, выпадает снег, стоят морозы, ветры;
- прекращается рост растений, деревья стоят голые, без листьев;
- у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят.
А теперь мы будем собираться в гости к Лесовичку. Как мы будем одеваться? А почему обязательно нужно брать варежки?
А сейчас мы с вами поиграем. Видите, на доске прикреплены самые разные рукавички. На столе тоже рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравится. Затем на столе найдете пару к выбранной рукавичке.
Дети находят на столе рукавички парные к прикрепленным на доске. (Рукавичек больше по количеству детей).
Дети делятся на 4 команды.
Воспитатель. А теперь к столу, на котором лежит синий круг, подойдут те дети, у которых варежки с синим узором. Ваша команда будет называться синей, и работать вы будете за этим столом. Стол с красным кругом предназначен для детей, у которых варежки с красным узором. Вы – красная команда. Аналогично образуются желтая и зеленая команды.
1 задание Лесовичка.
Отгадайте загадки.
- Он вошел никто не видел.
Он сказал- никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (Мороз)
- Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
- Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает- ковром устилает (Снег)
2 задание Лесовичка
Досуг в младшей группе «Зимушка-зима!»
Цели: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения; формировать умение играть в команде.
Задачи:
1. Закрепить знания о зимнем времени года, играх и забавах.
2. Развивать у детей двигательные качества и умения. Формировать умение координировать свои движения.
3. Развивать у детей способности к фантазии и импровизации.
4. Развивать интерес к народным играм.
Материал: три снежинки, шесть кубиков, три комплекта снеговиков из картона.
Ход: Воспитатель вспоминает с детьми какое сейчас время года: зима. Он рассказывает о том, как много игр и забав существует зимой в России.
Воспитатель разделяет детей на три группы и предлагает назвать одну команду «Снежинка», вторую- «Снеговик», а третью- «Зима».
Первый конкурс «Сдуй снежинку».
На трёх столах лежат вырезанные из бумаги снежинки. К столам приглашаются по одному представителю из команды. Дети должны дуть на снежинку, таким образом, перемещая её с одного края стола на другой.
Игра проводится несколько раз.
Второй конкурс «Построим башню».
Дети переносят по одному кубики с одного места на другое, выстраивая башню. Игра повторяется несколько раз.
Третий конкурс «Собери снеговика»
Воспитатель спрашивает детей, любят ли они играть со снегом.
Воспитатель: Давайте, и мы с вами слепим снеговика.
На стол выкладываются три комплекта снеговиков из картона (белые круги разных размеров, вёдра и пуговицы). Приглашаются представители команд. Они должны собрать снеговика быстро и правильно.
Затем воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Дед Мороз». Игра проводится по командам.
Цель: прививать умение выполнения характерных движений.
Ход игры: воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живёт в лесу и приносит зимой подарки.
Воспитатель (грубым голосом)
Я -Мороз Красный Нос,
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
(Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики)
Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!»
Дети разбегаются. Игра повторяется каждый раз. «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей» (мишек, лисичек, лесных птичек). Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».
Игра «Разрезные картинки». Для игры выбираются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Дети составляют картину.
Воспитатель. Нам очень понравилось у Лесовичка, но зимний день короткий и пора возвращаться домой. Поблагодарим Лесовичка за то, что он пригласил нас в гости. Но нас ждет наш детский садик.
Беседа «Зимующие птицы»
Задачи:
- Обратить внимание детей на птиц, живущих рядом с нами.
- Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
- Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними.
Подготовительная работа:
изготовление кормушек для птиц,
заготовка осенью ягод рябины, семян березы, шишек.
Оборудование:
запись голосов птиц, картина с изображением зимы, картинки с изображением зимующих птиц, фотографии, воробей, снегирь; куропатка, кормушки, корм для птиц.
Воспитатель.
- Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в природу?
- У меня есть волшебная палочка, сейчас вы закроете глаза, я ей взмахну, посчитаю до пяти, и мы окажемся… (звучит запись голосов птиц).
II. Беседа по картине.
- Как вы думаете, где мы оказались? Да, верно, мы очутились в зимнем лесу, где так чудесно поют птицы. Давайте рассмотрим нашу полянку (дети рассматривают картину с изображением зимы).
- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
- Что вы видите на картине? (На рябине сидят снегири).
- Расскажите, что вы знаете о снегирях, какие они?
- Да, снегири – это зимующие птицы, они живут у нас на севере, питаются ягодами рябины, семенами березы.
- А еще есть птицы, которые и летом, и зимой живут с нами? (воробей, ворона и др.). Какие это птицы? (зимующие)
III. Физминутка
Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам)
В красных майках снегири (4 наклона головы на сторону)
Распушили перышки,
Греются на солнышке. (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)
IV. Игра «Накорми птицу».
- Ребята, как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? Почему?
- Правильно, зима – очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птицы голодны, они сильнее мерзнут и могут погибнуть. Зимой день очень короткий, поэтому, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам необходимо съесть больше пищи, чем летом. Как можно помочь птицам зимой?
- Правильно, птиц нужно подкармливать. Для этого мы с вами сделали кормушки, которые на прогулке повесим на участке.
- Давайте покормим зимующих птиц.
- Что любит снегирь? (рябина)
- Чем угостим воробья? (семенами березы, семечками, крошками хлеба)
Дети насыпают корм для птиц в кормушки.
- Мы не будем забывать о птицах на нашем участке, будем подкармливать их зимой.
V. Дидактическая игра «Что прячется за сугробом».
Приложение
Отгадайте загадку.
В тундре холодно зимой,
Дует ветер ледяной.
Птица в снег зароется
И снежком укроется (Куропатка)
VI. Рассказ о куропатке.
- Белая куропатка гнездится почти по всей тундре. Гнездо располагается на земле, среди кустиков карликовой березки, ягодников, зарослях ивняка или просто между кочек, поросших редкой травой и лишайниками. Родители охраняют своих птенцов от холода и врагов. Куропатки смело атакуют поморников, чаек, даже песцов и собак. Иногда они нападают даже на человека. Пища куропаток летом- листья кустарников и травянистых растений, ягоды, семена. Зимний корм- почки и тонкие побеги ив, если высокие снега, птицы питаются почками, сережками и побегами берез. Очень своеобразно чередование сезонных нарядов белых куропаток. Зимой они чисто белые, за исключением темных точек глаз и клюва. В студеную зиму они зарываются глубоко в снег, так спасаются от лютых северных морозов. Голос – своеобразный треск. Вот такие они куропатки.
Послушайте стихотворение.
Куропатка, куропатка
Ты зачем зарылась в снег?
- Объясню я вам, ребятки,
Согревает снег, как мех.
Дует ветер ошалелый
Слышен вой его и свет.
Глубже в снег зароюсь белый
Он и мягок, и пушист.
VII. Итог.
- Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете помогать им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Зимушка - зима»
Проект формирует компетентность в сфере самостоятельной деятельности. Получаемые умения и знания основываются на приобретении и усвоении информации из различных источников. ...
Проект "Зимушка - зима" в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ №10 "Берёзка." Воспитатель Капуста Л.Я.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный. Проектная идея: конкретизировать представления о зиме, как о времени года у детей подготовительной группы. Вы...
экологический проект "Зимушка-зима"
экологический проект по ознакомлению детей с зимним временем года...
Проект ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА
Методическая разработка...
Проект: «Зимушка – зима, зима снежная пришла»
Актуальность заключается в том, чтобы формировать у детей представление о признаках зимы, зимних забавах и о новогоднем празднике. При совместной работе педагогов, детей и их родителей, дать элементар...
Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...