технология познавательно-исследовательской деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
планирование | 21.68 КБ |
технология | 26.49 КБ |
презентация | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе.
Месяц | Объект | Тема совместной образовательной деятельности | Цель | Материал и оборудование |
Неживая природа | ||||
Сентябрь | Воздух | Игры с воздушным шариком и соломинкой. | Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха. | Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой. |
Октябрь | Песок, глина | Мы – волшебники | Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств, при взаимодействии с водой. | Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито. |
Ноябрь | Вода | Игры с водой «Водичка – водичка…?» | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики. |
Декабрь | Вода | Ира «Цветные льдинки». | Используя игровую ситуацию, познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. | Стаканчики, формочки, краска, ниточки, палочки для размешивания. |
Январь | Снег | Игровая ситуация: «К нам пришёл Снеговичок». | Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды. | Снеговик, вылепленный из снега, емкость |
Физические явления | ||||
Январь | Звук | Звук «Угадай, чей голосок?». | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики; коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой. |
Февраль | Цвет | Волшебная кисточка. | Познакомить с получением промежуточных цветов, путем смешивания двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зелёный). | Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров. |
Март | Теплота | Горячо – холодно. | Научить определять температурные качества веществ и предметов. | Емкости с водой разной температуры, ванночка. |
Человек | ||||
Март | Органы чувств | Игра: «Наши помощники». | Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза - смотреть, уши - слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств. | «Чудесная коробочка» с дырочками, в которой находится лимон. Коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачны й чайник с водой. |
Рукотворный мир | ||||
Апрель | Бумага | Игра: «Волшебные превращения бумаги» | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется). | Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емко сть с водой, алгоритм описания свойств материалов. |
Май | Древесина | Игровая ситуация: «У нас в гостях Буратино» | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины. Определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Деревянные предметы, емкости с водой, дощечки и бруски, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала. |
Используемая литература:
Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми с 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-80с.
Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015.
Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Текст/О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова,В.В.Щетинина.-М.:ТЦ «Сфера», 2005.
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Месяц | Раздел познавательно-исследовательской деятельности | Тема | Цель совместной образовательной деятельности |
Сентябрь | История воды и воздуха | Что растворяется в воде? (соль, сахар, песок, крупа). | развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий. |
| Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) | Рыхлая и твердая почва. | развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям. |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Пройдем по лужам? | познакомить со свойством резины - непромокаемостью; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять практические действия. |
| Что мы знаем о себе? (организм человека) | Что может нос? | развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы |
Октябрь | История воды и воздуха | Испарение | расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Магнитная задачка. | познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям |
| Тайны живой природы (мир растений и животных) | Для чего растениям плоды? | формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования |
Ноябрь | Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины) | Превращения песка и глины. | познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Картон. | познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
| Тайны живой природы (мир растений и животных) | Почему животным тепло зимой? | познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий |
Декабрь | История воды и воздуха | Гололедица. | закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое - твердое), продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий |
| Что на поверхности? | Камни. | продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Деревянный мир. | продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
| Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Что «умеет» язычок?
| продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности |
Январь | Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Стеклянный мир. | познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности |
| Тайны живой природы (мир растений и животных) | Чем полезен холодный снег для растений? | формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования |
Февраль | История воды и воздуха | Помощница вода. | продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Какие разные игрушки! | продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Поплаваем? | учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет - не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования |
| Тайны живой природы (мир растений и животных)
| Расти, семечко, расти! | формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий |
Март | История воды и воздуха | Водяные переливы. | продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Сравнение свойств резины и древесины. | закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес |
| Четыре сезона (природные явления) | Почему тает снег? | формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес |
| Тайны живой природы (мир растений и животных) | Сажаем лук. | продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования |
Апрель | Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Ушки - «подслушки». | продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес |
| История воды и воздуха | Где прячется воздух? | продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение |
| Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) | Магнитная сила. | продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследования объектов, развивать интерес к исследованиям |
| Предметы с секретом. Тайны живой природы
| Что природа создала? Что сделал человек? | продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности |
Май | История воды и воздуха | Чистая вода. | продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера |
| Что мы знаем о себе? (Организм человека) | Видимые - невидимые отпечатки. | продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес |
|
|
|
|
| История воды и воздуха | Из чего «сделаны» облака? (на прогулке). | продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность |
Используемая литература:
Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми с 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-80с.
Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015.
Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Текст/О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова,В.В.Щетинина.-М.:ТЦ «Сфера», 2005.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(ВЕРАКСА Н.Е., ГАЛИМОВА О.Р.)
1.Пояснительная записка.
Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский.
Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование, начиная с дошкольного возраста, человека такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка системы практических мер в подготовке, обучении и воспитании обучающихся и одна из важных задач здесь – сформировать у ребенка тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.
Теоретической базой являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. По мнению Н.Н. Поддьякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995). Использование этого метода пропагандировали такие классики педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Психологами установлено, что любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, другими словами, потребность в умственных впечатлениях характерна для каждого здорового ребенка – дошкольника. Но при этом очень важно помнить, что для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, а любознательность – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность, необходимо создание определенных условий, которые развивают продуктивные формы мышления
Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
Познавательно - исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения.
Отсюда следует, что на сегодняшний период в дошкольном образовании организация одного из основных видов деятельности в познании окружающего мира – экспериментирования – является актуальной.
Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов.
1.1 Актуальность.
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самореализовываться.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.
Исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль, облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний, способствует развитию речи), трудом, изобразительной деятельностью, познавательным развитием.
1.2 Цель и задачи технологии.
Цель технологии: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Задачи:
- Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
- Формировать у детей элементарные географические представления.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
1.3 Этапы технологии.
1 этап: Анализ, синтез и обобщение использования психолого-педагогической и методической литературы. Проведение мониторинга.
2 этап: Составление перспективного планирования познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Создание в группе уголка по исследовательской деятельности. Создание условий для детского экспериментирования. Взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ.
Проведение циклов познавательных бесед. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
3 этап: Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов. Проведение диагностики.
Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире
1.4 Примерный алгоритм построения занятий.
Алгоритм построения занятия по познавательно - исследовательской деятельности включает:
- Предварительная работа (экскурсии, беседы, наблюдения, чтение, рассматривание, зарисовки) по изучаемой теме.
- Определение типа, вида и тематики занятия.
- Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные) по работе с детьми.
- Подбор игровых способов тренировки внимания, восприятия, памяти, мышления и методов снятия физического и эмоционального напряжения.
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования группы, комнаты экспериментирования, учебных пособий, природных и других материалов.
- Выбор и подготовка оборудования и пособий с учетом возрастных особенностей детей и изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах
( дневники, проекты, фотографии, рисунки, поделки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам познавательно - исследовательской деятельности.
В процессе занятий с детьми познавательно - исследовательской деятельностью, я всегда ставлю перед собой следующие задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
В условиях ДОУ я использовала только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
1) в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
2) в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
3) они практически безопасны;
4) в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Содержание опытно - экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
- Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей был разработан перспективный план опытов и экспериментов.
- Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Дети делали зарисовки результатов природоведческого эксперимента, для этого нужно глубже изучить объект, в процессе ознакомления с природой, и точнее передать его детали во время изобразительной деятельности.
- Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
- Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Структура детского экспериментирования:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выдвижение гипотезы;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Экспериментирование ( фронтальное или демонстрационное);
- Анализ и обобщение полученных данных.
1.5 Организация предметно - пространственной развивающей среды.
Большое внимание в своей работе я уделяла организации развивающей среды в группе. Создала условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности – мини-лабораторию (центр науки), где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.
В обыденной жизни дети очень часто экспериментируют с различными веществами, пытаются узнать, что – то новое: разбирают предметы на части, наблюдают за листком бумаги (полетит или нет) и т.д. В домашнем экспериментировании существует всегда опасность, т.к. дошкольник еще не знаком с законами смещения веществ, элементарными правилами безопасности. Опыты и эксперименты, организуемые воспитателем в дошкольном учреждении, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизни.
Сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных воспитателем видах деятельности, затем вносятся необходимые материалы и оборудование для проведения опыта в групповую комнату, для самостоятельного выполнения ребенком работы, если нет угрозы для его здоровья. В дошкольном образовательном учреждении экспериментирование должно отвечать следующим условиям: максимальная простота приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и прогнозируемость получения результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Усвоение системы в исследовательской деятельности: научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволит дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы
- постановка и решение вопросов проблемного характера
- наблюдения
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
- опыты
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
- подражание голосам и звукам природы
- использование художественного слова
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
- ситуации
- трудовые поручения, действия
Создание условий для развития у детей естественнонаучных представлений в соответствии с их возрастными возможностями
О физических свойствах окружающего мира.
Географических представлений.
Элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях:
- Знакомят детей с различными свойствами веществ: мягкость, твёрдость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.
- Знакомят с основными характеристиками движения: скорость, направление и др.
- Рассказывают о земном шаре и атмосфере.
- Знакомят с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на земле.
- Знакомят с разными видами ландшафта.
- Развивают представления о природных богатствах недр Земли.
- Показывают Солнечную систему, рассказывают и читают о затмениях Солнца и Луны и т. д.
- Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
- Рассказывают детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей.
- Читают о видах поселения люд
Оборудование для исследовательской деятельности
- Прозрачные и непрозрачные емкости.
- Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
- Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
- Резиновые груши разного размера.
- Пластиковые, резиновые трубочки.
- Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
- Пластиковые контейнеры.
- Рулетка, линейка.
- Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
- Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
- Цветные прозрачные стеклышки.
- Лупы, зеркала, магниты.
- Лопатки, грабли, лейки.
- Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал, подлежащий исследованию
- Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
- Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
- Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
- Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
- Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,
кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Правила безопасности жизнедеятельности детей
- Работа под наблюдением взрослого.
- Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- Грязными руками не трогать глаза.
- Не брать руки в рот.
Выводы:
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что правильно организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Воспитанники группы научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием.
В результате занятий познавательно - исследовательской деятельностью у детей повысился интерес к познанию природы, улучшилось восприятие учебного материала по ознакомлению с миром природы.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Использованная литература:
- Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми с 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-80с.
- Нищева Н.В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Санкт- Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС.2015.
- Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Текст/О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова,В.В.Щетинина.-М.:ТЦ «Сфера», 2005.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-32с.
- Крашенинников, Е.Е.,Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.- 80 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п .); знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление ); развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др .). Формировать у детей элементарные географические представления. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Цель технологии: Задачи:
Анализ , синтез и обобщение использования психолого-педагогической и методической литературы. Проведение мониторинга. Составление перспективного планирования познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Создание в группе уголка по исследовательской деятельности. Создание условий для детского экспериментирования. Взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ. Проведение циклов познавательных бесед. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов. Проведение диагностики. Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире Этапы технологии. 1 этап: 2 этап: 3 этап:
Уровень поисковой активности детей.
Опыт « Почему манка хорошо с ыплется? Цель: Выделить свойства манки: сыпучесть, рыхлость
Опыт «Что любят растения?» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях.
Опыт « Волшебница вода» Цель: углубление знаний о воде, через поисково-исследовательскую деятельность.
Опыт «Легкий – тяжелый» Н а простом примере показать детям, что предметы могут быть легкими и тяжелыми . Развивать интерес к исследовательской деятельности. Цель:
Опыты «Какие разные запахи» Цель: познакомить с особенностями работы носа, его строением; уточнить и закрепить знания детей о многообразии запахов.
Цель: Опыт «Этот удивительный мир магнита» развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Опыт «Секреты песка» Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
У дошкольников сформирована поисковая активность: умение анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее развитие, моделировать будущие действия. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и предметов. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление, причина, сходство , различие, возможность , невозможность, зависимость и др. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия. Выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...
технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ 114
Инновационная технология познавательно-исследовательской деятельности, применяемая в ДОУ № 114 в старшей группе, в рамках раздела программы "Развитие экологических представлений"...
Технологии познавательно – исследовательской деятельности в детском саду
Технологии познавотельно-исследовательской деятельности в детском саду....
Технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно ис...
Технология познавательно-исследовательской деятельности
Как показала практика, исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом. Закрепляет навыки в...
Тематическое планирование технологии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
По программе "От рождения до школы" рекомендованы методические пособия Вераксы Н.Е. "Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду". Эти пособия легли в основу техно...
«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»
laquo;Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»...