Дополнительная общеобразовательная/общеразвивающая программа "Наши любимые животные"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Экологическое воспитание детей, фундамент которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте, в последнее время стало особенно актуальным. Немалую роль играют в этом занятия, на которых детям дают первое представление об окружающем мире, о его хрупкости и многообразии. Особое значение в этом имеет ознакомление дошкольников с миром животных. В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. В то же время общение с животными способствует бережному отношению к природе и братьям нашим меньшим в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_lyubimye_zhivotnye.docx | 94.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальный опорный центр
Методическая разработка
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«Наши любимые животные»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся - 5-7 лет
Срок реализации – 1 год
Адресат: (воспитанники детских садов, учащиеся начальной школы, родители, воспитатели, педагоги)
Составитель:
Иванова Людмила Владимировна, методист МОЦ
Г.о. Подольск, март 2020 г.
Пояснительная записка
Прекрасна и поучительна только
та любовь к животным, которая
порождается любовью ко всякой
жизни, и в основе которой должна
лежать любовь к людям.
К. Лоренц.
Экологическое воспитание детей, фундамент которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте, в последнее время стало особенно актуальным. Немалую роль играют в этом занятия, на которых детям дают первое представление об окружающем мире, о его хрупкости и многообразии. Особое значение в этом имеет ознакомление дошкольников с миром животных. В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. В то же время общение с животными способствует бережному отношению к природе и братьям нашим меньшим в частности. У дошкольников появляется чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них.
Уход за животными в зооуголке дисциплинирует детей, позволяет им
приобрести простейшие навыки трудовой деятельности. Постоянное общение ребенка с животными раскрывает его творческий потенциал, что облегчает художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Кроме того, при выполнении несложных работ дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев.
Дополнительная общеобразовательная / дополнительная общеразвивающая программа «Наши любимые животные» предполагает обучение детей, проявляющих интерес к изучению жизни животных, и реализуется в рамках естественнонаучной направленности.
Актуальность программы.
В современном мире экологическое воспитание особо актуально, мы живем в мире с развитой промышленностью, в мире, где машина есть в каждой семье, развито железнодорожное и авиасообщение, все это и многое другое негативно влияет на экологию. Вследствие чего гибнет флора и фауна нашей планеты. Бережное отношение объектов животного мира регулируются Конституцией РФ, ФЗ от 24.04.1995 №52-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «О животном мире», другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Центральный объект настоящей программы – взаимоотношения человека с домашними животными. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Основной акцент в программе «Наши любимые животные» сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Программа актуальна для детей дошкольного возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность заключается в формировании у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию.
Для её реализации предполагается организация следующих видов и методов работы: игровой, познавательной, развлекательной, трудовой; социального и досугового художественного творчества; деятельностный, эвристический, практический, наглядный, самостоятельный; метод создания игровых ситуаций, метод проектов, разноуровневое, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у учащихся умения получать знания, высказывать свое мнение, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: формирование и развитие у детей знаний о животных, в частности о домашних питомцах, ухода за ними.
Задачи программы.
Личностные:
- воспитывать бережное отношение к животным;
- формировать культуру общения с животными как части экологической
- культуры, гуманного отношения к животным;
- способствовать воспитанию ответственного отношения к тем, кого приручили;
- воспитывать у детей активную жизненную позицию на основе развития экологического мышления;
- формировать навыки трудолюбия, потребность в здоровом образе жизни.
Метапредметные:
- развить мотивацию к изучению мира животных;
- развить навыки общения и коммуникации, словарный запас каждого ребенка;
- развить самостоятельность, активность, аккуратность.
Предметные:
- развить интерес к изучению живой природы;
- формировать у детей элементарные знания о природе и животном мире (домашних питомцах), понимание связи человека и природы;
- вовлекать учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами;
- формировать у детей умение выражать своё отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, различны жанры декоративно-прикладного искусства);
- формировать умения, навыки наблюдений и простейших исследований за природными объектами.
Отличительные особенности программы.
Данная программа является модифицированной. За основу её написания взята авторская программа М.Р. Юговой «Ребятах о зверятах».
Отличительной особенностью данной программы является то, что она поощряет любознательность ребенка, представляет живую природу – как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.
Большое значение при её реализации уделяется непосредственным наблюдениям, постановке простейших опытов, проведению практической работы. Самостоятельная постановка даже самых простых наблюдений и опытов прививает учащимся навыки исследовательского подхода к явлениям природы, приучает их к осторожному отношению к наблюдаемым фактам, требует постоянной самопроверки.
Изучение животных и наблюдения за ними воспитывают в детях такие качества, как доброта, отзывчивость, любовь к окружающему миру, чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Новизна программы.
В программе предусмотрены реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по изучению особенностей различных животных, которые дети могут иметь в домашних условиях, знакомство с их биологическими разновидностями, практикой разведения и кормления домашних питомцев, а также проведение простейших исследований с этими животными. Кроме того, в ходе проведения практических занятий учащиеся смогут получить знания и навыки наблюдений над животными в повседневной жизни.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.
Старший дошкольный возраст (5-7лет) - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребёнка появляются: произвольность психических процессов внимания, памяти, восприятия и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Особенно быстро набирает высокий темп развития: умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное. На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Увеличивается словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность детям старшего дошкольного возраста полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.
В данном возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная и нравственная, эмоциональная и волевая, действенно- практическая.
У старшего дошкольника формируется и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться.
Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к детям приходит и первое познание радости собственного труда - дела, сделанного для общего блага.
Возраст 5-7 лет характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Ведущим видом деятельности выступает сюжетно–ролевая игра. Именно в игре старшие дошкольники берут на себя роль функции взрослого, выполняя их социальные, общественные.
При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.
Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме. Такая возможность представляется в свободном общении детей в повседневной жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.
Объем и срок освоения программы.
Время, отведённое на реализацию настоящей программы, составляет: один год обучения – 108 часов. Уровень её освоения – стартовый.
Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
Особенности организации образовательного процесса.
Для обучения по дополнительной общеобразовательной/ общеразвивающей программе «Наши любимые животные» принимаются все желающие, без предварительного отбора. Количество детей в группе - 15. Состав группы разновозрастной, постоянный. Группы комплектуются в начале учебного года.
Режим занятий.
Занятия проходят 3 раза в неделю по 1 часу. Академический час равен 30 минутам.
Планируемые результаты.
Личностные.
У учащихся будут воспитаны:
- бережное отношение к животным;
- культура общения с животными как часть экологической культуры, гуманное отношение к животным;
- ответственное отношение к тем, кого приручили;
- активная жизненная позиция на основе развития экологического мышления;
- навыки трудолюбия, потребность в здоровом образе жизни.
Метапредметные:
У учащихся будут развиты:
- мотивация к изучению мира животных;
- навыки общения и коммуникации, словарный запас каждого ребенка;
- самостоятельность, активность, аккуратность.
Предметные:
- развит интерес к изучению живой природы;
- сформированы элементарные знания о природе и животном мире (домашних питомцах), понимание связи человека и природы;
- вовлечены в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами;
- формирование умения выражать своё отношение к домашним животным различными художественными средствами (художественное слово, рисунок, различны жанры декоративно-прикладного искусства);
- сформированы умения, навыки наблюдений и простейших исследований за природными объектами.
Формы аттестации: опрос, собеседование, практическая работа (исследование), творческая работа, викторина, выставка.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал тестирования, анкетирования, фото, отзывы детей и родителей, аналитическая справка, аудиозапись, видеозапись, методическая разработка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, отчет итоговый, выставка рисунков, аналитическая справка, защита творческих работ.
Материально-техническое обеспечение.
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Мультимедийный проектор.
4. Интерактивная доска.
5. Компьютер.
6. Канцелярские принадлежности.
Оборудование класса:
1. Ученические столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Информационное обеспечение.
1. Видеофильмы, соответствующие содержанию программы.
2. Слайды, соответствующие содержанию программы.
3.Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы.
4. Печатная продукция: научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием программы).
5. Детская справочная литература, «Энциклопедия для детей. Животные».
6. Фотоснимки и рисунки животных, плакаты.
7. Фигурки животных (дикие, домашние), куклы, персонажи сказок.
Перечень Интернет-ресурсов
1.http://zoogalaktika.ru/photos?gclid=EAIaIQobChMI5cyJtafq6AIVDpSyCh2M6gVLEAMYAiAAEgIrVfD_BwE - Энциклопедия животного мира.
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5- Домашние животные.
3.http://oko-planet.su/fail/failphoto/184379-zhivotnye-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html - Животные в годы Великой Отечественной войны.
Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную / дополнительную общеразвивающую программу «Наши любимые животные».
Учебный план
(первый год обучения, стартовый уровень)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | Опрос, тесты |
2. | Понятие о животном мире. | 10 | 6 | 16 | Опрос, практическая (творческая) работа, викторина |
3. | Памятники домашним животным. | 5 | 5 | 10 | Опрос |
4. | Мелкие домашние грызуны. Хомяки. | 4 | 7 | 11 | Опрос, практическая работа (исследование) |
5. | Правила дорожного движения. | 3 | 6 | 9 | Опрос, практическая работа, викторина |
6. | Декоративные кролики. | 4 | 6 | 10 | Опрос, практическая работа (исследование) |
7. | Собаки – верные друзья человека. | 8 | 10 | 18 | Опрос, практическая работа (исследование) |
8. | Наш друг – кошка. | 6 | 8 | 14 | Опрос, практическая работа (исследование) |
9. | От игры к знаниям. | - | 16 | 16 | Защита творческих работ, творческая работа |
10. | Итоговое занятие. | - | 2 | 2 | Викторина, творческая работа, зачет |
Итого: | 41 | 67 | 108 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.).
Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях, во время практических занятий.
Практика: Ролевая игра «Знакомься – домашние животные».
Входной контроль (тестирование).
Раздел 2. Понятие о животном мире (16 ч.).
Теория:
- Мир домашних животных, каков он и что я знаю о нем. История одомашнивания животных.
- Распространение животных на земле.
- Какие бывают домашние питомцы.
- Значение животных в жизни человека.
- Взаимодействие человека с животным миром.
- Охрана животного мира. Проблема бездомных животных в больших городах. Чем я могу помочь?
- Что такое Красная книга России. Почему важно сохранять окружающую среду?
Практика:
- Проведение викторины «Что я знаю о животных?».
- Развивающие игры: «Собери картинку», «Составь название животного», «Кто лишний?», «Где чей силуэт?», «Где чьи следы?».
- Рассказы детей о своих домашних питомцах.
- Рисунок на тему «Рисуем домашних животных».
- Экскурсия «Наш живой уголок».
Раздел 3. . Памятники домашним животным (10 ч.).
Теория:
- Памятники собакам.
- Памятники кошкам.
- Большие маленькие герои. Животные (лошади, собаки, кошки, голуби) во время Великой Отечественной войны.
- Джульбарс, парад Победы 1945 года.
- Воинские награды для животных.
Практика:
- Просмотр видеофильмов.
- Рассказы о животных детям: Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», А.П. Чехов «Каштанка». Обсуждение прочитанного.
Раздел 4. Мелкие домашние грызуны. Хомяки (11 ч.).
Теория:
- Хомяки, интересные факты о хомяках.
- Содержание, кормление, лечение хомяков.
- Выбор домика для хомячка в домашних условиях.
Практика:
- Составление рациона питания для хомячка.
- Уход за хомяком.
- Наблюдение за поведением хомячка. Обучение делать выводы по итогам наблюдения.
Раздел 5. Правила дорожного движения (9 ч.).
Теория: Дорожные знаки. Светофор. Правила поведения на улице.
Закрепление знаний о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, желтый, зеленый).
Практика: Безопасная прогулка по улице от сада до школы. Рассказы по ПДД. Н. Носов «Автомобиль». Игра «Светофор». Викторина «Изучаем ПДД».
Раздел 6. Декоративные кролики (10 ч).
Теория:
- История выведения домашнего кролика.
- Разновидности домашних (декоративных) кроликов (со стоячими ушами, «вислоухие кролики – «бараны», карликовые: карликовые львы, ангорские львы, карлики – лисицы).
- Уход за домашними кроликами. Питание домашних кроликов.
Практика:
- Составление рациона питания для домашнего кролика.
- Наблюдение за поведением кролика. Обучение делать выводы по итогам наблюдения.
- Пляцковский М.С., сказка «Кролик, который никого не боялся». Обсуждение прочитанного.
Раздел 7. Собаки – верные друзья человека (18 ч.).
Теория:
- История домашней собаки. Профессии людей, связанных с собаками. Наука о собаках – кинология.
- Породы собак – самые, самые... Самые редкие породы собак в мире.
Самые популярные породы бойцовских собак. Самые лучшие породы сторожевых собак. Самые необычные породы собак. Самые красивые породы собак.
- Интересные истории о собаках.
- Вы взяли щенка. Как его воспитывать?
Практика:
- Просмотр видеофильмов.
- Проведение игры «Угадай породу собаки по фотографии».
- Наблюдение за поведением собак. Обучение делать выводы по итогам наблюдения.
- Русская народная сказка «Как собака друга искала». Обсуждение прочитанного.
- Ростислав Емельянов, «Сказка про волшебного щенка». Обсуждение прочитанного.
Раздел 8. Наш друг – кошка (14 ч.).
Теория:
- История происхождения домашней кошки. Особенности поведения домашней кошки.
- Удивительные истории о кошках.
- Породы кошек.
- Как кормить, ухаживать за взрослой кошкой и котятами. Рацион их питания. Воспитание котят.
Практика:
- Наблюдение за поведением собак. Обучение делать выводы по итогам наблюдения.
- Просмотр мультфильма «Кошкин дом».
- Сергей Савин, «Сказка про кошку Машку» - («Кошка Машка на рыбалке», «Как кошка Машка собакой была», «Великая битва кошки Машки», «Как Кошка Машка за счастьем ходила»). Обсуждение прочитанного.
Раздел 9. От игры к знаниям (16 ч.).
Практика:
- Игра-путешествие «Этот интересный животный мир».
- Тестирование по изученному материалу. Игра «Поле Чудес».
- Познавательная игра « МурЗик—мой самый лучший друг».
- Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».
- Подготовка рисунков, поделок «Мой питомец – самый лучший!».
- Творческая игра «Друзья наши меньшие» (собрать черно-белую картинку с изображением кошки или собаки, наклеить её на картон и раскрасить цветными карандашами).
- Работа в «живом уголке» (наблюдение за животными).
- Подготовка творческих работ о домашних питомцах, их защита.
Раздел 10. Итоговое занятие (2 ч.).
Практика:
- Проведение викторины «Угадай животное».
- Организация выставки детского творчества.
Освоив стартовый уровень программы, дети должны знать:
- элементарные сведения о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека;
- об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности;
- основные правила содержания животных в домашних условиях;
- правила ТБ и личной гигиены при работе с животными;
- что такое Красная книга России;
- основные правила дорожного движения.
Освоив стартовый уровень программы, дети должны уметь:
- осуществлять уход за животными;
- вести наблюдения за развитием домашних животных и делать элементарные выводы и умозаключения;
- выражать свои наблюдения через рисунки, устные рассказы;
- выполнять простые поделки из природных материалов, бумаги.
- составлять рацион питания для домашних животных.
Методическое обеспечение программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»;
- принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учётом возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность);
- принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учёт индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов учащихся;
- принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого;
- принцип наглядности;
- принцип занимательности;
- принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности учащихся;
- принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям;
- принцип развивающего образования, обеспечивает единство личностных, метапредметных и предметных задач.
Основные методы и формы работы в объединении.
Основные формы работы, используемые в данной программе – это групповые теоретические занятия (беседы, рассказы) и практические занятия (наблюдения за животными, игры, викторины, кормление животных, практические исследования и работы, работа в «живом» уголке, подвижные игры, рассказ, просмотр видеофильмов (мультфильмов) и презентаций, элементарный эксперимент).
Экскурсионные занятия проводятся для отработки практических навыков в природной среде, закрепления теоретических знаний.
Элементарный эксперимент дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания). В процессе проведения идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Детское экспериментирование тесно связано с другими формами деятельности (наблюдение, труд и др.).
Каждое занятие включает несколько форм работы. В основе программы заложены групповые, фронтальные индивидуальные формы работы. Групповую форму работы можно использовать при решении тестов, викторины, при работе в «живом» уголке, всевозможных акциях, конкурсов.
Широко используются игровые формы. Игра помогает лучше освоить изучаемый материал, включить в активную деятельность замкнутых, застенчивых и пассивных детей. Так как речь имеет прямое отношение к формированию мышления и познавательному развитию ребенка в этом возрасте, то на занятиях широко используется наглядность (картинки, рисунки). На занятиях используются игры на развитие мелкой моторики пальцев рук; игры на развитие свойств мышления; координации движений; ориентировки в пространстве. Подвижные игры дают детям эмоциональную разрядку, способствуют познанию нового, уточнению, закреплению уже известного. Они требуют от играющих определённых усилий – двигательных, интеллектуальных, творческих. Однако, главная особенность подвижных игр – их коллективный характер. В этих играх проявляются умения детей действовать вместе с командой согласно оговоренным правилам.
Примеры подвижных игр, физкультминуток, артикуляционных, пальчиковых гимнастик:
- Зарядка «Не ребята, а зверята» (упражнения: «Корова отгоняет мошек», «Идет коза рогатая», «Домашняя кошечка», «Конь бьет копытом», «Скачут зайки»).
- Физкультминутки: «Корова», «Кошка», «Котик».
- Пальчиковая гимнастика: «Козочка», «Покормим животных».
- Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка».
- Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».
Чтение художественной литературы (сказок, рассказов, стихотворений и др.), их обсуждение способствуют формированию интереса к устному
народному творчеству и звучащему слову; развивают речь ребёнка, его
фантазию.
Методы организации учебно-воспитательного процесса.
В процессе проведения программы по экологической терапии, применяются различные методы.
- Наглядные (наблюдение за биообъектами, рассматривание фотографий, демонстрация обучающих кинофильмов, физкультминуток).
Использование метода наблюдения помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. Статичный демонстрационный материал (дает возможность подробно рассмотреть биообъекты, длительно сосредоточить на них внимание, а также использовать их для закрепления или повторения пройденного материала.
- Практические (игровой метод, трудовая деятельность, творческое изготовление поделок, рисунки, экскурсии)
Для расширения представлений детей о животном мире, широко используются разнообразные игры: дидактические (уточнение, закрепление, расширение имеющихся представлений о предметах и явлениях природы, растениях и животных), подвижные (подражание действиям, имитация звуков помогают глубже усваивать знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению интереса к природе) и творческие (отражение впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни). В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.
В процессе трудовой деятельности у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Ухаживая за животными, дети убеждаются в его необходимости, к тому же происходит воспитание ответственного отношения к своим обязанностям.
Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.
Изготовление поделок, рисунков способствует развитию фантазии, воображения, творческой активности, образного восприятия.
- Словесные (рассказ педагога, чтение рассказов и сказок, разгадывание загадок).
С помощью словесного метода конкретизируются, пополняются, уточняются знания о различных фактах из жизни животных, полученных в процессе наблюдений, а также в повседневной жизни. Дети получают новые знания, формируют умения и навыки, выходящие за пределы опыта детей. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными изображениями и тактильными ощущениями для активизации сенсомоторных навыков у детей.
Педагогические технологии
- Технология индивидуализации обучения (адаптивная) (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Главным достоинством индивидуализации обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.
Цель использования технологии.
- личностное развитие индивидуальности каждого учащегося. Развитие творческих способностей детей. Индивидуальный подход к ребенку, при котором в процессе учебно–воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности
Внедрение технологии в практической профессиональной деятельности:
Методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
- Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
- Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне: каждому ребёнку дается задание, рассчитанное на его возможности, силы и способности, учитывая особенности характера и здоровья. Работа либо усложняется, либо облегчается, на ее изготовление выделяется дополнительное время либо время сокращается.
Результат использования технологии:
Умение аргументировать личностный выбор, определять смысловые особенности изученного материала. Саморазвитие и самообразование личности. Повышение уровня внутренней самооценки. Это позволяет ученику работать психологически комфортно, контролировать свои физические и нервные нагрузки, что гарантирует успех в обучении.
- Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.
В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Цель использования технологии:
- дидактические: расширение кругозора, развитие определенных умений и навыков;
- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
- развивающие: развитие качеств и структур личности;
- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Внедрение технологии в практической профессиональной деятельности :
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста. В практической работе используются готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Во время промежуточной и итоговой аттестации проверка знаний проходит в игровой форме, что способствует раскрепощению, снятию напряженности и психологическому комфорту ребенка.
Результат использования технологии:
Игровая технология применяется в работе с учащимися различного возраста, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Дети становятся более самостоятельными, уверенными и общительными, через игру они приобретают навык сотрудничества и умение адаптироваться к условиям среды.
- Информационно-коммуникативные технологии (Е.В. Астахова).
Использование ИКТ позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на занятии.
Польза в применении ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования.
Цель использования технологии:
Демонстрация наглядного материала в виде презентаций и видео - фильмов, в тех случаях, когда необходимо вызвать у детей эмоционально творческое отношение к работе, подвести итоги по какой-либо теме, показать работы детей на конкурсах и выставках.
Внедрение технологии в практической профессиональной деятельности:
В течение всего учебного года, по необходимости или в соответствии с темой занятия, детям демонстрируются презентации и видео- фильмы.
Результат использования технологии:
Готовя самостоятельные презентации, дети расширяют возможность самостоятельной деятельности, у них формирует навык исследовательской деятельности. Привлечение большого количества дидактического материала обеспечивает большую наглядность, повышает результативность занятий, делая их более динамичными и интересными.
- Технология «Педагогика сотрудничества» (Ш.А Амонашвили, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Л.С. Выгодский).
Цель использования технологии:
Развитие творческих способностей ребёнка с опорой на его индивидуальные качества. Реализация демократизма, партнерства в отношениях педагога и ребенка, воспитание у детей собственного мнения, умения и желания принимать решение.
Внедрение технологии в практической профессиональной деятельности:
Совместная творческая деятельность педагога и учащегося, развитие навыков культурного общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства. Во время работы ребёнку предоставляются партнерские взаимоотношения с педагогом, совместно вырабатываются идеи, даются оценки, это работа в сотворчестве ребёнка и педагога. Организация совместных творческих проектов: коллективных работ для участия в конкурсах и выставках декоративно-прикладного искусства.
Результат использования технологии:
Эффективное усвоение материала. Развитие творческих способностей ребёнка, его самостоятельности и индивидуальности. Способность принимать самостоятельные решения. Формирование общечеловеческих ценностей. Участие в конкурсах, мастер - классах.
- Практико-значимая технология (И. Д. Фрумин, Ф.Г. Ялалов).
Цель использования технологии:
Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, организация активности обучаемых.
Внедрение технологии в практической профессиональной деятельности:
В задании даётся минимальное количество дополнительной информации, при работе с ним учащихся должен применить определённый прототип или аналог, используя как творческое воображение, так и собственные знания. Работа учащихся с помощью педагога по выполнению творческих проектов (подбор необходимой информации, разработка нескольких вариантов проекта, подготовка материалов к работе, непосредственно изготовление проектируемого изделия и защита творческого проекта).
Результат использования технологии:
Умение ставить цель и организовать работу по её достижению. Умение пояснять свою цель, выдвигать гипотезы, ставить познавательные задачи и находить пути их решения. Овладение искусством флористики требует комплексного подхода.
Алгоритм учебного занятия
- Подготовка к занятию (организационная часть, создание эмоционального настроя на занятие, приветствие, подготовка рабочего места, материалов).
- Теоретическая часть (беседа по теме, объяснение новой терминологии).
- Игры на развитие логического мышления, физкультминутка.
- Практическая часть - (наблюдение за животными, рисунки, поделки, элементарный эксперимент, обсуждение прочитанных сказок, рассказов о животных, просмотр и обсуждение видеофильмов, мультфильмов, практическая работа (составление рациона питания для домашних животных), викторины о домашних питомцах, творческая деятельность, экскурсия).
- Подведение итогов занятия (рефлексия).
Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008),
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),
- Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
- Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),
- Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008),
- Устав МУ ДО ЦДТ (Приказ комитета по образованию Администрации города Подольска от 14.04.2015 г. №412).
Список литературы для педагога
- Аксёнов Е.С., Аксёнова Н.А. Домашние животные. Энциклопедия природы России. – М.: 2017.
- Броди В. «Зверюшки из бумаги». – М.: Мой мир, 2014.
- Гусев В.Г. Живой уголок.-2-е изд.-М.: «Компания Дельта М», 2017.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.
- Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2015.
Список литературы для учащихся и родителей
- Лазьве К., Кювелье Ж., Фраттини С. Атлас животных. – Тверь: Изд. Артель, 2014.
- Я познаю мир. Животные: Дет. энцикл./ Авт.-сост. П.Р. Ляхов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2015.
- Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сое. Молодова Л.П. - Мн.: «Асар», 2016.
Утверждаю:
Директор МУ ДО ЦДТ
__________ Огаркова С.В.
«____» ___________2019 г.
Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная/ дополнительная общеразвивающая программа «Наши любимые животные»
(стартовый уровень)
год обучения:1
группа:1
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1. | 1 | Вводное занятие Знакомство с программой. ТБ и правила поведения на занятиях, во время практических занятий. | Опрос, собеседование | |||
2. | 1 | Ролевая игра «Знакомься – домашние животные». Входной контроль (тестирование). | Тестирование | |||
3. | 1 | Понятие о животном мире. Мир домашних животных. История одомашнивания животных. | Опрос, практическая работа | |||
4. | 1 | Распространение животных на земле. | Опрос | |||
5. | 1 | Какие бывают домашние питомцы. | Практическая работа | |||
6. | 1 | Развивающие игры: «Собери картинку», «Составь название животного». | Практическая работа | |||
7. | 1 | Значение животных в жизни человека. | Опрос | |||
8. | 1 | Развивающие игры: «Кто лишний?», «Где чей силуэт?». | Практическая работа | |||
9. | 1 | Взаимодействие человека с животным миром. | Опрос | |||
10. | 1 | Экскурсия «Наш живой уголок». | Практическая работа | |||
11. | 1 | Развивающие игры: «Где чей силуэт?», «Где чьи следы?». | Практическая работа | |||
12. | 1 | Охрана животного мира. Проблема бездомных животных в больших городах. Чем я могу помочь? | Опрос, практическая работа | |||
13. | 1 | Что такое Красная книга России. Почему важно сохранять окружающую среду? | Опрос, практическая работа | |||
14. | 1 | Проведение викторины «Что я знаю о животных?». | Викторина | |||
15. | 1 | Рассказы детей о своих домашних питомцах. | Творческая работа | |||
16. | 1 | Рассказы детей о своих домашних питомцах. | Творческая работа | |||
17. | 1 | Рисунок на тему «Рисуем домашних животных». | Творческая работа | |||
18. | 1 | Рисунок на тему «Рисуем домашних животных». | Творческая работа | |||
19. | 1 | Памятники домашним животным. Памятники собакам. | Опрос | |||
20. | 1 | Памятники кошкам. | Опрос | |||
21. | 1 | Большие маленькие герои. Животные (лошади, собаки, кошки, голуби) во время Великой Отечественной войны. | Опрос | |||
22. | 1 | Просмотр видеофильмов. | Опрос | |||
23. | 1 | Джульбарс, парад Победы 1945 года. | Опрос | |||
24. | 1 | Воинские награды для животных. | Опрос | |||
25. | 1 | Просмотр видеофильмов. | Опрос | |||
26. | 1 | Рассказы о животных детям: Л. Н. Толстой «Пожарные собаки». | Опрос | |||
27. | 1 | Рассказы о животных детям: А.П. Чехов «Каштанка». | Опрос | |||
28. | 1 | Рассказы о животных детям: А.П. Чехов «Каштанка». | Опрос | |||
29. | 1 | Мелкие домашние грызуны. Хомяки. | Опрос | |||
30. | 1 | Интересные факты о хомяках. | Опрос | |||
31. | 1 | Содержание, кормление, лечение хомяков. | Практическая работа | |||
32. | 1 | Содержание, кормление, лечение хомяков. | Практическая работа | |||
33. | 1 | Выбор домика для хомячка в домашних условиях. | Практическая работа | |||
34. | 1 | Составление рациона питания для хомячка. | Практическая работа | |||
35. | 1 | Составление рациона питания для хомячка. | Практическая работа | |||
36. | 1 | Уход за хомяком. | Практическая работа | |||
37. | 1 | Наблюдение за поведением хомячка. | Практическая работа (исследование) | |||
38. | 1 | Наблюдение за поведением хомячка. | Практическая работа (исследование) | |||
39. | 1 | Обучение делать выводы по итогам наблюдения. | Практическая работа | |||
40. | 1 | ПДД. Дорожные знаки. | Опрос | |||
41. | 1 | Светофор. Правила поведения на улице. | Опрос, практическая работа | |||
42. | 1 | Закрепление знаний о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, желтый, зеленый). | Практическая работа | |||
43. | 1 | Рассказы по ПДД. Н. Носов «Автомобиль». | Опрос | |||
44. | 1 | Рассказы по ПДД. Н. Носов «Автомобиль». | Опрос | |||
45. | 1 | Игра «Светофор». | Практическая работа | |||
46. | 1 | Игра «Светофор». | Практическая работа | |||
47. | 1 | «Изучаем ПДД». | Викторина | |||
48. | 1 | «Изучаем ПДД». | Викторина | |||
49. | 1 | Декоративные кролики. История выведения домашнего кролика. | Опрос | |||
50. | 1 | Разновидности домашних (декоративных) кроликов. | Опрос, практическая работа (игра) | |||
51. | 1 | Уход за домашними кроликами, их питание. | Практическая работа | |||
52. | 1 | Составление рациона питания для домашнего кролика. | Практическая работа | |||
53. | 1 | Составление рациона питания для домашнего кролика. | Практическая работа | |||
54. | 1 | М. Пляцковский , сказка «Кролик, который никого не боялся». | Опрос (обсуждение) | |||
55. | 1 | М. Пляцковский, сказка «Кролик, который никого не боялся». | Опрос (обсуждение) | |||
56. | 1 | Наблюдение за поведением кролика. | Практическая работа (исследование) | |||
57. | 1 | Наблюдение за поведением кролика. | Практическая работа (исследование) | |||
58. | 1 | Выводы по итогам наблюдения | Практическая работа | |||
59. | 1 | Собаки – верные друзья человека. История домашней собаки. | Опрос | |||
60. | 1 | Профессии людей, связанных с собаками. Наука о собаках – кинология. | Опрос | |||
61. | 1 | Самые редкие породы собак в мире. | Опрос, практическая работа (игра) | |||
62. | 1 | Самые популярные породы бойцовских собак. | Опрос, практическая работа (игра) | |||
63. | 1 | Самые лучшие породы сторожевых собак. | Опрос, практическая работа (игра) | |||
64. | 1 | Самые необычные и красивые породы собак. | Опрос, практическая работа (игра) | |||
65. | 1 | Интересные истории о собаках. | Опрос | |||
66. | 1 | Вы взяли щенка. Как его воспитывать? | Практическая работа | |||
67. | 1 | Вы взяли щенка. Как его воспитывать? | Практическая работа | |||
68. | 1 | Просмотр видеофильмов о собаках. | Опрос (обсуждение) | |||
69. | 1 | Просмотр видеофильмов о собаках. | Опрос (обсуждение) | |||
70. | 1 | Проведение игры «Угадай породу собаки по фотографии» | Практическая работа | |||
71. | 1 | Проведение игры «Угадай породу собаки по фотографии» | Практическая работа (игра) | |||
72. | 1 | Наблюдение за поведением собак. | Практическая работа (исследование) | |||
73. | 1 | Наблюдение за поведением собак. | Практическая работа (исследование) | |||
74. | 1 | Выводы по итогам наблюдения. | Практическая работа | |||
75. | 1 | Русская народная сказка «Как собака друга искала». | Опрос (обсуждение) | |||
76. | 1 | Р. Емельянов, «Сказка про волшебного щенка». | Опрос (обсуждение) | |||
77. | 1 | Наш друг – кошка. История происхождения домашней кошки. | Опрос | |||
78. | 1 | Особенности поведения домашней кошки. | Опрос, практическая работа | |||
79. | 1 | Удивительные истории о кошках. | Опрос | |||
80. | 1 | Породы кошек. | Практическая работа | |||
81. | 1 | Породы кошек. | Практическая работа (игра) | |||
82. | 1 | Как кормить, ухаживать за взрослой кошкой и котятами. | Практическая работа | |||
83. | 1 | Рацион их питания. Воспитание котят. | Практическая работа | |||
84. | 1 | Наблюдение за поведением собак. | Практическая работа (исследование) | |||
85. | 1 | Выводы по итогам наблюдения. | Практическая работа | |||
86. | 1 | Просмотр мультфильма «Кошкин дом». | Опрос (обсуждение) | |||
87. | 1 | С. Савин, «Сказка про кошку Машку» («Кошка Машка на рыбалке». | Опрос (обсуждение) | |||
88. | 1 | «Как кошка Машка собакой была». | Опрос (обсуждение) | |||
89. | 1 | «Великая битва кошки Машки». | Опрос (обсуждение) | |||
90. | 1 | «Как Кошка Машка за счастьем ходила» | Опрос (обсуждение) | |||
91. | 1 | От игры к знаниям. Игра-путешествие «Этот интересный животный мир». | Практическая работа | |||
92. | 1 | Игра-путешествие «Этот интересный животный мир». | Практическая работа | |||
93. | 1 | Тестирование по изученному материалу. Игра «Поле Чудес». | Тестирование | |||
94. | 1 | Тестирование по изученному материалу. Игра «Поле Чудес». | Тестирование | |||
95. | 1 | Познавательная игра « МурЗик—мой самый лучший друг». | Практическая работа | |||
96. | 1 | Познавательная игра « МурЗик—мой самый лучший друг». | Практическая работа | |||
97. | 1 | Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ». | Творческая работа | |||
98. | 1 | Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ». | Творческая работа | |||
99. | 1 | Подготовка рисунков, поделок «Мой питомец – самый лучший!». | Творческая работа | |||
100. | 1 | Подготовка поделок «Мой питомец – самый лучший!». | Творческая работа | |||
101. | 1 | Творческая игра «Друзья наши меньшие». | Творческая работа | |||
102. | 1 | Творческая игра «Друзья наши меньшие». | Творческая работа | |||
103. | 1 | Подготовка творческих работ о домашних питомцах, их защита. | Творческая работа (исследование) | |||
104. | 1 | Подготовка творческих работ о домашних питомцах, их защита. | Защита творческой работы | |||
105. | 1 | Работа в «живом уголке». | Практическая работа | |||
106. | 1 | Работа в «живом уголке». | Практическая работа | |||
107. | 1 | Итоговое занятие. Проведение викторины «Угадай животное». | Викторина | |||
108. | 1 | Организация выставки детского творчества. | Творческая работа, зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В мире животных»
Дошкольники имеют небольшое представление о ней животных и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, по...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....