Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В мире животных»
рабочая программа (подготовительная группа)
Дошкольники имеют небольшое представление о ней животных и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное.
Воспитывая у детей бережное отношение к животному миру, любовь к малой Родине, самое главное – необходимо подвести к пониманию, что наша область – частица большой Родины – России. Важно показать уникальность, неповторимость и красоту природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_kruzhok.pdf | 388.02 КБ |
v_mire_zhivotnyh.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол № от. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» _______________ Ермолаева С.Н. Приказ от |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«В мире животных»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Козлова Елена Александровна
воспитатель
Содержание
1. Целевой раздел | ||
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Актуальность | |
1.3 | Отличительная особенность (педагогическая целесообразность) | |
1.4 | Адресат и объем программы | |
1.5 | Формы организации образовательного процесса | |
1.6 | Виды занятий | |
1.7 | Срок освоения программы | |
1.8 | Режим занятий | |
1.9 | Принципы реализации программы | |
1.10 | Цель и задачи программы | |
1.11 | Планируемые результаты освоение программы | |
1.12 | Условия реализации программы | |
1.13 | Диагностический инструментарий (мониторинг) | |
2. Содержательный раздел | ||
2.1 | Учебный план | |
2.2 | Содержание учебного плана | |
2.3 | Календарный учебный график | |
2.4 | Методическое обеспечение программы | |
3. Организационный раздел | ||
3.1 | Организация образовательного процесса | |
3.2 | Программно-методическое обеспечение | |
3.3 | Используемая литература |
- Целевой раздел
1.1 Направленность программы
Пояснительная записка
Программа разработана на основе нормативных документов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к малой Родине, к родному краю. Там, где мы родились, мы начинаем познавать окружающий мир. Первые представления ребенка о окружающем связаны с тем, что он видит. Восприятие окружающего мира современных детей ограничено. В связи с этим требует его расширение в условиях ДОУ. Кроме этого, дети не имеют возможности наблюдать за дикими животными. В связи с этим необходима организация познавательной деятельности в ДОУ направленной на знакомство с животными родного края.
В Смоленской области животный мир представлен большим многообразием. Среди животных есть редкие виды, занесенные в Красную книгу. Рассказы о животных вызывают у детей, как правило, интерес, эмоциональный отклик. В этом возрасте дети способны к эмоциональному переживанию. Поэтому актуальным становится воспитание бережного отношения к природе. Ведь важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле.
1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольники имеют небольшое представление о ней животных и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное.
Воспитывая у детей бережное отношение к животному миру, любовь к малой Родине, самое главное – необходимо подвести к пониманию, что наша область – частица большой Родины – России. Важно показать уникальность, неповторимость и красоту природы.
- Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы «Животные нашего края» заключается в том, что она направлена на овладение обучающимися навыками самостоятельного поиска и получения знаний с использованием исследовательской и проектной технологий.
1.4Адресат и объем программы
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Программа рассчитана на 1 год — 18 часов. Занятия по естественнонаучной деятельности проводится раз в две недели, продолжительность 30 минут для детей подготовительной группы, в месяц 2 занятия, итого 24 занятий.
- Формы организации образовательного процесса
Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Дети не только изучают мир вокруг, но и играют в дидактические игры, слушают и инсценируют рассказы т.д. Чтобы дети не уставали, в организации занятий используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (чтение, беседа, просмотр видеофильмов, пальчиковые игры, дидактические игры, творческие задания, театрализация и т. д.).
1.6 Виды занятий
- Беседы, работа с наглядным материалом;
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- Решение проблемных ситуаций;
- Игры, конструирование, продуктивная деятельность.
1.7 Срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября 2021 года по май 2022 года. Программа содержит 18 часов.
1.8Режим занятий
Образовательная деятельность проводится раз в две недели, во второй половине дня продолжительностью 30 минут.
1.9Принципы реализации программы
Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
1.10 Цель и задачи программы
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о животных нашего края;животных России, воспитывать интерес к родному краю.
Задачи:
- Знакомить детей с животными (зверями), проживающими на территории Смоленской области, на территории России и Европы их повадками, образом жизни.
- Способствовать развитию любознательности.
- Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к животным и природе.
- Развивать мыслительные процессы, речь, творческие способности.
- знание названий животных (животные степей и лесостепей: тушканчик, антилопа, куница, беркут и степной орел, сыч,дрофа, степная гадюка, ласка, ;животные Севера:северный олень, полярная сова, белый медведь, полярный волк,косатка и белуха, тюлень, пингвин и др, морские обитатели: кит, дельфин, кальмар, осьминог и др), умение их называть по картинке и описанию;
- представления об образе жизни животных, способах зимовки (животные спящие зимой, сезонная смена цвета шкурки у животных, животные ведущий наземный и водный образ жизни, хищные, травоядные и всеядные животные);
- представления о детенышах животных (когда появляются, сколько их бывает, как быстро становятся самостоятельными);
- знание названий животных Смоленской области, занесенных в красную книгу;
- потребность в дальнейшем познании животного мира «Смоленской области».
1.11 Планируемые результаты освоения программы
- знание названий животных (животные степей и лесостепей: тушканчик, антилопа, куница, беркут и степной орел, сыч,дрофа, степная гадюка, ласка, ;животные Севера:северный олень, полярная сова, белый медведь, полярный волк,косатка и белуха, тюлень, пингвин и др, морские обитатели: кит, дельфин, кальмар, осьминог и др), умение их называть по картинке и описанию;
- представления об образе жизни животных, способах зимовки (животные спящие зимой, сезонная смена цвета шкурки у животных, животные ведущий наземный и водный образ жизни, хищные, травоядные и всеядные животные);
- представления о детенышах животных (когда появляются, сколько их бывает, как быстро становятся самостоятельными);
- знание названий животных , занесенных в красную книгу;
- потребность в дальнейшем познании животного мира.
1.12Условия реализации программы
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной группы и позволит получить систематизированное представление об окружающем мире и о тех или иных явлениях природы, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Рабочая программа «Животные нашего края» реализуется по двум направлениям: - образовательная деятельность с воспитанниками; - взаимодействие с родителями деятельность детей – педагогов – родителей.
- Диагностический инструментарий (мониторинг)
- Представления о диких животных
Высокий: Может без помощи педагога определить место обитания показанного животного.
Средний: Знает места обитания животных, но с ошибками.
Низкий: Не может справиться без помощи воспитателя.
- Знание животных обитающих в воде.
Высокий: Может без помощи педагога определить место обитания показанного животного.
Средний: Знает места обитания животных, но с ошибками.
Низкий: Не может справиться без помощи воспитателя.
- Знание животных Красной книги .
Высокий: Может без помощи педагога назвать животных и его местообитания.
Средний: Знает места обитания животных, но не называет их.
Низкий: Не может справиться без помощи воспитателя.
- Содержательный раздел
- Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Животные Севера | 6 | 3 | 5 |
2 | Животные степей и лесостепей | 6 | 1 | 2 |
3 | Морские обитатели. | 4 | 1 | 1 |
4 | Животные Красной книги | 2 | 2 | 3 |
Итого | 18 | 7 | 11 |
2.2. Содержание учебного плана
2.3 Календарный учебный график
Месяц | № п/п | Тема | Содержание, форма проведения | Оборудование, материалы | Дата проведения | Отметка выполнения |
Сентябрь | 1 | Животные степей и лесостепей: Антилопы, | Знакомство | Помещение (групповая комната), наглядные пособия | 15.09.21 | |
2 | Животные степей и лесостепей: Тушканчик,куница | Изучение материала | Помещение(групповая комната), наглядные пособия,видеоматериал | 29.09.21 | ||
Октябрь | 3 | Животные степей и лесостепей: Беркут и степной орел, сыч | Изучение материала | Помещение (групповая комната), наглядные пособия, . | 11.10.21 | |
4 | ДРОФА | Изучение материала | Помещение(групповая комната),наглядность | 25.10.21 | ||
Ноябрь | 5 | Животные степей и лесостепей: Степная гадюка и Ящерица | Изучение материала.Развивать мелкую моторику рук | Помещение(групповая комната), пособия, цветная бумага,карандаши | 02.11.21 | |
6 | Животные Севера: Северный олень | Изучение матеиала | Помещение(групповая комната), пособия, | 16.11.21 | ||
Декабрь | 7 | Животные Севера: Полярная сова, полярный волк, | Изучение материала | Помещение(групповая комната), пособия | 13.12.21 | |
8 | Морж атлантический, тюлень | Изучение материала | Помещение(групповая комната), пособия, | 27.11.21 | ||
Январь | 9 | Животные Севера: косатка, белуха | Изучение материала. | Помещение(групповая комната), пособия,видеоматериалы . | 10.01.22 | |
10 | Животные Севера: пингвин, кашалот | Изучение материала | Помещение(групповая комната), пособия, | 24.01.22 | ||
Февраль | 11 | Морские обитатели: самое большое животное-КИТ, | Изучение материала | Помещение(групповая комната), пособия | 10.02.22 | |
12 | Морские обитатели: Кальмары, осьминоги | Изучение материала | Помещение(групповая комната), пособия | 24.02.22 | ||
Март | 13 | Морские обитатели: Медузы, морской еж, морские звезды | Изучение материала | Помещение (групповое помещение), пособия | 07.03.22 | |
14 | Морские обитатели: Омар и краб | Изучение материала | Помещение (групповое помещение), пособия | 21.03.22 | ||
Апрель | 15 | Морские обитатели: Дельфин | Изучение материала | Помещение (групповое помещение), пособия,видеоматериал | 12.04.22 | |
16 | Потомки динозавров: Крокодилы | Изучение материала | Помещение (групповое помещение), пособия | 25.04.22 | ||
Май | 17 | Потомки динозавров: Самая большая черепаха | Изучение материала | Помещение(групповое помещение) пособия | 11.05.22 | |
18 | Потомки динозавров: варан, ящерица-саламандра | Изучение материала | Помещение (групповое помещение ) пособия | 18.05.22 |
2.4. Методическое обеспечение программы
- эвристические беседы, дискуссии;
- наблюдения за объектом;
- просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
- проведение опытов и экспериментов;
- фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- использование художественного слова;
- дидактические игры;
- ситуация выбора.
3. Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме творческой мастерской свободного общения во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 6-7 лет - 30 минут.
Во второй половине дня организуются разнообразные экспериментальные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В экспериментальных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация экспериментальных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
3.2. Программно-методическое обеспечение
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).
• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.
• Использование социо-культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
3.3. Используемая литература
- Веракса, Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования[Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. –М.: Мозаика – Синтез, 2016. –342с.
- Животные России. Самая первая энциклопедия. – М.:РОСМЭН, 2015.
- Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду[Текст] / О.А. Соломенникова.–М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 164с.
- Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома[Текст] / С.Н. Николаева. –М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 184с.
- Скоролупова, О.А. Дикие животные[Текст] / О.А. Скорлупова. – М.: Издательство Скрипторий, 2006. – с.183
- Ляхов, П.Р Я познаю мир / О.Г. Хинн ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»
Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...
«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»
Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог».
quot;Юный эколог"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эковичок»
quot;Эковичок"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей от 5 до 7 лет «ЭЛЕКТРОНИКИ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике «Электроники» имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на работу с детьми 5 – 7 лет....