Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В мире животных»
рабочая программа (подготовительная группа)

Дошкольники имеют небольшое представление о ней животных и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное.

 Воспитывая у детей бережное отношение к животному миру, любовь к малой Родине, самое главное – необходимо подвести к пониманию, что наша область – частица большой Родины – России. Важно показать уникальность, неповторимость и красоту природы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon titulnyy_kruzhok.pdf388.02 КБ
Файл v_mire_zhivotnyh.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол №

от.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

_______________ Ермолаева С.Н.

Приказ от  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

«В мире животных»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

                                                                                 Козлова Елена Александровна

воспитатель

Содержание

1. Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

1.2

Актуальность

1.3

Отличительная особенность (педагогическая целесообразность)

1.4

Адресат и объем программы

1.5

Формы организации образовательного процесса

1.6

Виды занятий

1.7

Срок освоения программы

1.8

Режим занятий

1.9

Принципы реализации программы

1.10

Цель и задачи программы

1.11

Планируемые результаты освоение программы

1.12

Условия реализации программы

1.13

Диагностический инструментарий (мониторинг)

2. Содержательный раздел

2.1

Учебный план

2.2

Содержание учебного плана

2.3

Календарный учебный график

2.4

Методическое обеспечение программы

3. Организационный раздел

3.1

Организация образовательного процесса

3.2

Программно-методическое обеспечение

3.3

Используемая литература

  1. Целевой раздел

1.1 Направленность программы

Пояснительная записка

Программа разработана на основе нормативных документов:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к малой Родине, к родному краю. Там, где мы родились, мы начинаем познавать окружающий мир. Первые представления ребенка о окружающем связаны с тем, что он видит. Восприятие окружающего мира современных детей ограничено. В связи с этим требует его расширение в условиях ДОУ. Кроме этого, дети не имеют возможности наблюдать за дикими животными. В связи  с этим необходима организация познавательной деятельности в ДОУ направленной на знакомство с животными родного края.

В Смоленской области животный мир представлен большим многообразием. Среди животных есть редкие виды, занесенные в Красную книгу. Рассказы о животных вызывают у детей, как правило, интерес, эмоциональный отклик. В этом возрасте дети способны к эмоциональному переживанию. Поэтому актуальным становится воспитание бережного отношения к природе. Ведь важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле.

1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ

Дошкольники имеют небольшое представление о ней животных и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, повадках, питании, жилищах зверей, как они спасаются от зимнего холода. Дети не владеют обобщающим понятием, умением точно описывать и узнавать по описанию животное.

 Воспитывая у детей бережное отношение к животному миру, любовь к малой Родине, самое главное – необходимо подвести к пониманию, что наша область – частица большой Родины – России. Важно показать уникальность, неповторимость и красоту природы.  

  1. Отличительные особенности программы

Отличительные особенности программы «Животные нашего края» заключается в том, что она направлена на овладение обучающимися навыками самостоятельного поиска и получения знаний с использованием исследовательской и проектной технологий.

1.4Адресат и объем программы 

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Программа рассчитана на 1 год — 18 часов. Занятия по естественнонаучной деятельности проводится раз в две недели, продолжительность 30 минут для детей подготовительной группы, в месяц 2 занятия, итого 24 занятий.

  1. Формы организации образовательного процесса

Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Дети не только изучают мир вокруг, но и играют в дидактические игры, слушают и инсценируют рассказы  т.д. Чтобы дети не уставали, в организации занятий используется интегрированный подход, смена различных видов деятельности (чтение, беседа, просмотр видеофильмов, пальчиковые игры, дидактические игры, творческие задания, театрализация и т. д.).

1.6 Виды занятий

- Беседы, работа с наглядным материалом; 

- Практические упражнения для отработки необходимых навыков;

- Решение проблемных ситуаций;

- Игры, конструирование, продуктивная деятельность.

1.7 Срок освоения программы

 Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября 2021 года по май 2022 года. Программа содержит 18 часов. 

1.8Режим занятий

Образовательная деятельность проводится раз в две недели, во второй половине дня продолжительностью 30 минут.

1.9Принципы реализации программы

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

1.10 Цель и задачи программы

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о животных нашего края;животных России, воспитывать интерес к родному краю.

Задачи:

  • Знакомить детей с животными (зверями), проживающими на территории Смоленской области, на территории России и  Европы их повадками, образом жизни.
  • Способствовать развитию любознательности.
  • Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к животным и природе.
  • Развивать мыслительные процессы, речь, творческие способности.
  • знание названий животных  (животные степей и лесостепей: тушканчик, антилопа, куница, беркут и степной орел, сыч,дрофа, степная гадюка, ласка, ;животные Севера:северный олень, полярная сова, белый медведь, полярный волк,косатка и белуха, тюлень, пингвин и др, морские обитатели: кит, дельфин, кальмар, осьминог и др), умение их называть по картинке и описанию;
  • представления об образе жизни животных, способах зимовки (животные спящие зимой, сезонная смена цвета шкурки у животных, животные ведущий наземный и водный образ жизни, хищные, травоядные и всеядные животные);
  • представления о детенышах животных (когда появляются, сколько их бывает, как быстро становятся самостоятельными);
  • знание названий животных Смоленской области, занесенных в красную книгу;
  • потребность в дальнейшем познании животного мира «Смоленской области».

1.11 Планируемые результаты освоения программы

  • знание названий животных  (животные степей и лесостепей: тушканчик, антилопа, куница, беркут и степной орел, сыч,дрофа, степная гадюка, ласка, ;животные Севера:северный олень, полярная сова, белый медведь, полярный волк,косатка и белуха, тюлень, пингвин и др, морские обитатели: кит, дельфин, кальмар, осьминог и др), умение их называть по картинке и описанию;
  • представления об образе жизни животных, способах зимовки (животные спящие зимой, сезонная смена цвета шкурки у животных, животные ведущий наземный и водный образ жизни, хищные, травоядные и всеядные животные);
  • представления о детенышах животных (когда появляются, сколько их бывает, как быстро становятся самостоятельными);
  • знание названий животных , занесенных в красную книгу;
  • потребность в дальнейшем познании животного мира.

1.12Условия реализации программы

Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной группы и позволит получить систематизированное представление об окружающем мире и о тех или иных явлениях природы, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Рабочая программа «Животные нашего края» реализуется по двум направлениям: - образовательная деятельность с воспитанниками; - взаимодействие с родителями деятельность детей – педагогов – родителей.

  1. Диагностический инструментарий (мониторинг)
  1. Представления о диких животных

Высокий: Может без помощи педагога определить место обитания показанного животного.

Средний: Знает места обитания животных, но с ошибками.

Низкий: Не может справиться без помощи воспитателя.

  1. Знание животных обитающих в воде.

Высокий: Может без помощи педагога определить место обитания показанного животного.

Средний: Знает места обитания животных, но с ошибками.

Низкий: Не может справиться без помощи воспитателя.

  1. Знание животных Красной книги .

Высокий: Может без помощи педагога назвать животных и его местообитания.

Средний: Знает места обитания животных, но не называет их.

Низкий: Не может справиться без помощи воспитателя.

  1. Содержательный раздел
  1. Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Животные Севера

6

3

5

2

Животные степей и лесостепей

6

1

2

3

Морские обитатели.

                4

1

1

4

Животные Красной книги  

2

2

3

Итого

18

7

11

2.2. Содержание учебного плана

2.3 Календарный учебный график

Месяц

№ п/п

Тема

Содержание, форма проведения

Оборудование, материалы

Дата проведения

Отметка выполнения

Сентябрь

1

Животные степей и лесостепей: Антилопы,

Знакомство

Помещение (групповая комната), наглядные пособия

15.09.21

2

Животные степей и лесостепей: Тушканчик,куница

 Изучение

материала

Помещение(групповая комната), наглядные пособия,видеоматериал

29.09.21

Октябрь

3

Животные степей и лесостепей: Беркут и степной орел, сыч

Изучение материала

Помещение (групповая комната), наглядные пособия, .

11.10.21

4

ДРОФА

Изучение материала

Помещение(групповая комната),наглядность  

25.10.21

     Ноябрь

5

Животные степей и лесостепей: Степная гадюка и Ящерица

Изучение материала.Развивать мелкую моторику рук

Помещение(групповая комната), пособия, цветная бумага,карандаши

02.11.21

6

Животные Севера: Северный олень

Изучение матеиала

Помещение(групповая комната), пособия,

16.11.21

      Декабрь

7

Животные Севера: Полярная сова, полярный волк,

Изучение материала

Помещение(групповая комната), пособия

13.12.21

8

 Морж атлантический, тюлень

Изучение материала

Помещение(групповая комната), пособия,  

27.11.21

       Январь

9

Животные Севера: косатка, белуха

Изучение материала.

Помещение(групповая комната), пособия,видеоматериалы .

10.01.22

10

Животные Севера: пингвин, кашалот

Изучение материала

Помещение(групповая комната), пособия,

24.01.22

      Февраль

11

Морские обитатели: самое большое животное-КИТ,

Изучение материала

Помещение(групповая комната), пособия

10.02.22

12

Морские обитатели: Кальмары, осьминоги

Изучение материала

Помещение(групповая комната), пособия

24.02.22

Март

13

Морские обитатели: Медузы, морской еж, морские звезды

Изучение материала

Помещение (групповое помещение), пособия

07.03.22

14

Морские обитатели: Омар и краб

Изучение материала

Помещение (групповое помещение), пособия

21.03.22

       Апрель

15

Морские обитатели: Дельфин

Изучение материала

Помещение (групповое помещение), пособия,видеоматериал

12.04.22

16

Потомки динозавров: Крокодилы

Изучение материала

Помещение (групповое помещение), пособия

25.04.22

Май

17

Потомки динозавров: Самая большая черепаха

Изучение материала

        Помещение(групповое помещение) пособия

      11.05.22

18

Потомки динозавров: варан, ящерица-саламандра

Изучение материала

        Помещение (групповое помещение ) пособия

      18.05.22

2.4. Методическое обеспечение программы

  • эвристические беседы, дискуссии;
  • наблюдения за объектом;
  • просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой  природе);
  • проведение опытов и экспериментов;
  • фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры;
  • ситуация выбора.

3. Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса

Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие  проводится в форме творческой мастерской свободного общения во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 6-7  лет - 30 минут.

Во второй половине дня организуются разнообразные экспериментальные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В экспериментальных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация экспериментальных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

3.2. Программно-методическое обеспечение

• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

• Образно смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.

• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов).

• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.

• Использование социо-культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.

• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.

•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.

• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

3.3. Используемая литература

  1. Веракса, Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования[Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. –М.: Мозаика – Синтез, 2016. –342с.
  2. Животные России. Самая первая энциклопедия. – М.:РОСМЭН, 2015.
  3. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду[Текст] / О.А. Соломенникова.–М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 164с.
  4. Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома[Текст] / С.Н. Николаева. –М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 184с.
  5. Скоролупова, О.А. Дикие животные[Текст] / О.А. Скорлупова. – М.: Издательство Скрипторий, 2006. – с.183
  6. Ляхов, П.Р Я познаю мир / О.Г. Хинн ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности для детей от 5 до 7 лет «ЭЛЕКТРОНИКИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ментальной арифметике «Электроники» имеет естественнонаучную направленность и рассчитана на работу с детьми 5 – 7 лет....