Творческо – исследовательский проект в старшей разновозрастной группе «Радуга» «Волшебница Зима»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Калюта Алевтина Дмитриевна
  • Расширять и углублять знания и представления  детей о зимнем времени года.
  • Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости  живой  и  неживой  природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра); свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий); свойства льда (прозрачный, гладкий, твердый).
  • Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  • Познакомить с традициями праздника Новый год: изготовление подарков, встреча гостей.
  • Учить самостоятельно,   создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации.
  • Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
  • Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
  • Знакомить детей с зимними видами спорта.
  • Расширять представления детей о зимних играх и забавах.
  • Развивать интерес к элементарному проведению исследовательских операций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Родничок»

Творческо – исследовательский проект  в старшей  разновозрастной группе  «Радуга»

«Волшебница  Зима»

 Автор проекта воспитатели:  Калюта А.Д. Барсукова Л.В.

Зима – это чарующее время года, завораживающе чистая природа,

 окутанная в белоснежные одежды.

 Именно эту пору любят дети и взрослые за то,

что она является воплощением чего-то нового.

Что уж говорить о грядущих праздниках, гуляньях и веселье.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Сроки реализации:  декабрь, январь, февраль (2020- 2021г)

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель,  родители воспитанников.

Актуальность: дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о зимних явлениях в природе. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Дети владеют небольшими знаниями о зимующих птицах, об их жизни в зимний период.

В  этом возрасте ребёнок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со  взрослым. Именно поэтому у ребёнка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

У детей среднего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения.

Данный проект позволит в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать представления дошкольников о  сезонных изменениях в природе в зимнее время года, исследовать разные состояния воды и снега, льда, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.  

Цели: 

  • Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь, наблюдательность;
  • активизация творческого потенциала детей и родителей.

Задачи:

  • Расширять и углублять знания и представления  детей о зимнем времени года.
  • Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости  живой  и  неживой  природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра); свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий); свойства льда (прозрачный, гладкий, твердый).
  • Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  • Познакомить с традициями праздника Новый год: изготовление подарков, встреча гостей.
  • Учить самостоятельно,   создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации.
  • Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
  • Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
  • Знакомить детей с зимними видами спорта.
  • Расширять представления детей о зимних играх и забавах.
  • Развивать интерес к элементарному проведению исследовательских операций.

Ожидаемый результатПо окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Бережно относится к природе. Расширить  знания  о зимней природе. Познакомятся с зимними видами спорта. Расширят представления о зимних играх и забавах. Участие семей в выставке в ДОУ «Волшебница зима» и Всероссийском творческом конкурсе «Волшебница зима». Проведение утренника в детском саду «Веселый праздник Новый год!». Помощь родителей в подготовке новогоднего утренника, изготовление атрибутов (снежков)

Формы реализации проекта:

1.НОД.

2. Чтение художественной литературы.

3. Беседы.

4. Наблюдения.

5. Игровая деятельность.

6.Продуктивная деятельность.

7.Исследовательская деятельность.

8.Досуговая деятельность.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

1.Разработка и накопление методических материалов.

2.Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.Создание развивающей  предметно пространственной среды.

4.Подбор необходимой художественной  литературы по теме проекта.

5.Разработка мероприятий.

2- этап – основной (практический)

НОД

 Художественное творчество:

Рисование«Шарики на ёлку», «Наш друг снеговик», «Снежинка», «Деревья в снегу»

Лепка: «Снегири», «Весёлый снеговик».

Аппликация:  «Зажги огоньки на елке», «Приглашение на ёлку», «Снеговик с метлой», «Снегопад».

Конструирование: «Шапочка для гномиков», «Ждем гостей».

Изготовление для родителей новогодних подарков:  «Сказочный домик»

Нравственно – патриотическое воспитание:

«Приметы зимы», «Зима в родном поселке».

Экология:

«Кто живёт в лесу?», «Кто прилетел на кормушку?», «Чьи следы?»

Экспериментирование:

«Зачем Дед Морозу и Снегурочки Шуба», «Как согреть руки», «Свойства  льда», «Знакомство со свойствами снега», «Чистый снег?», «Цветные льдинки».

ОБЖ

«Одежда и здоровье», «Осторожно, гололед!», «Опасности, которые подстерегают  нас».

Музыка

Разучивание новогодних песен, разучивание танцев: мальчики «Танец Гномов»; девочки «Танец снежинок» к утреннику.

Чтение художественной литературы:

«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….», И. Суриков «Зима», Ф.Тютчев  «Зима недаром злится», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Токмакова «Под Новый год», М. Лапыгин «Снегирь», Е.Русаков «Зима» В. Фитисов «Зима пришла», И. Бурсов «Снежинки».

Развитие речи

Заучивание стихотворений о зиме.

Загадки о зиме.

Рассматривание и рассказывание по картинам: «Река замёрзла»,  «Зима», «Зимние забавы».

Рассматривание иллюстраций с птицами. Рассматривание новогодних игрушек и открыток.  Рассматривание иллюстраций на тему: «Старинные новогодние игрушки». Рассматривание картинок с зимними видами спорта.

Проговаривание чистоговорок.

Прогулки

«Наблюдение за снежинками», «Наблюдение за ветром», «Наблюдение за погодой», «Свойства снега», «Сравнение ели и тополя», «Наблюдение за обледенением деревьев», «Наблюдение за льдом на лужах», «Наблюдение за почвой в морозную погоду»,  «Наблюдение за изморозью», «Наблюдение за воробьями», «Наблюдение за зимним небом», «Наблюдение за птицами на участке», «Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за поведение птиц у кормушки», «Наблюдение за синицами», «Наблюдение за трудом дворника», «Наблюдение за деревьями».

Труд

«Уборка дорожек ото льда», «Очищение дорожек от снега», «Кормление птиц», «Строим снеговика».

Беседы:

«Какое время года сейчас наступило?»,  «Что мы знаем о зиме?», «Для кого зима бывает грустным временем года?» «Каково лесным жителям зимой?», «О зиме», «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)» «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются», «О снеге», «Что за праздник Новый год», «Без чего не может быть Нового года?» «Кто такая Снегурочка? Из чего она сделана?», «Чем украшают ёлку?» «Что можно делать со снегом? Что можно лепить из снега?», «Что вы ждёте от праздника Новый год?» «Беседа о поведении на Новогоднем утреннике», «О зимней одежде», «О реках зимой»

«Что такое маскарад? Зачем нужны маски?», «Зачем нужны новогодние открытки?», «Как вы будите встречать Новый год  дома?», «О птицах зимой» (Чем питаются птицы зимой? Как люди заботятся о птицах зимой?), «Какие зимние забавы вы знаете?» «В какие забавы любите играть?», «Без чего не бывает Зимы?» «В какие игры вы играете зимой?», «Что можно строить из снега и льда?»,  «Какие вы знаете зимние виды спорта?», «Какая одежда нужна для занятия зимними видами спорта?», «Какие вы знаете зимние игры на участке детского сада?», « О хоккее», «О фигурном катании», «О конькобежном виде спорта».

Утренняя гимнастика

«Новогодние игрушки», «В гости к ёлочке», «Снежки», «Малыши крепыши».

Подвижные игры

«Будь внимателен», «Охотники и зайцы», «Ледяные фигуры», «У медведя во бору», «Передай рукавичку», «Три мороза», «Передай снежок», «Мишка по лесу гулял», «Шире шагай», «Снежки», «Совушка», «У ребят порядок строгий», «Кто выше подбросит  снежок», «Трамвай», «Не опаздывай», «Зимующие и перелетные птицы», «Попади в ком», «Передай снежок», «Катание на санках», «Заяц», «Кто быстрее соберет снежки», «Попади в цель».

Динамические паузы:

«Под ёлочкой», «Часы», «Отдых наш – физкультминутка», «Белки»,  «Разминка», «Будем прыгать,  и скакать!»,  «Прыгают зайчата»,  «Буратино».

Гимнастика после сна

«Мы проснулись», «Кошечка», «Потягушки».

Дыхательная гимнастика

«Снежный ком»,  «Сердитый ежик», «Подуем на…», «Ножницы», «Трубач», «Снеговик  веселится», «Вьюга», «Погрейся»,   «Вырасти большой».

Гимнастика для глаз

«Елка», «Чудеса», «Глазки», «Ветер», «Снежинки», «Волшебный сон».

Пальчиковая гимнастика

«Мороз», «Ветер северный подул», «Новогодние игрушки», «Елка», «Ножницы», «Замок», «Добро и зло», «Попрошайка», «Спасаемся от мороза», «Снежок», «Белочка», «Снеговик», «Зимние забавы зверей», «Горка, «В зимнем лесу».

Дидактические игры

«Какое время года», «Сложи новогоднюю открытку»,  «Собери картинку», «Найди пару», «Кому, что нужно?», «Лабиринты», «Чей след?», «Так бывает или нет?»,  «Правильно – неправильно», «Что это за птица», «Какой, какая, какое?», «Кто быстрее найдет ель или тополь», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку», «Укрась елку», «Одень куклу».

Упражнения

«Как на горке снег, снег», «Зима», «Лепим снежки», «Назови свойства льда», «Дорисуй», «Можно – нельзя», «Покажи  Снегурочке,  как мы умеем умываться», «Нарисуй снежинку».

Сюжетно ролевые игры

«Накорми зверей зимой», «Встреча Нового года», «Семья», «В гости к снеговичку»

Просмотр презентаций

«Зима»,  «Почему на новый год наряжают ёлку», «Зимние забавы», «Зима в детском саду». «Русская зимушка – зима», «Перелётные птицы», «Зимние виды спорта», «Дед Морозы разных стран», «Труд людей зимой», «Снег», «Птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме», «Как отмечают новый год в других странах»

Просмотр мультфильмов

«Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Новогодняя ночь», «Новогоднее путешествие», «Времена года», «Случилось это зимой», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочки», «Снегурка».

Работа с родителями:

Папка передвижка: «Зима», «Как встретить Новый год!», «История ёлочной  игрушки», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», «Как провести  новогодние каникулы с детьми»,  поздравление для всех. 

Памятка: «Безопасность в Новый год», «Установка ёлки», «Искусство наказывать и прощать», «Как воспитать хорошего человека», «Учим ребёнка правилам безопасности»,  «Пиротехника. Опасные игры с огнем», «Безопасность детей во время новогодних праздников». «Праздник без неприятностей», «Новогодняя ёлка», «Правила безопасного «Нового года».

Статья: «Скоро, скоро Новый год!»

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.

3-этап заключительный

1.Обработка результатов по реализации проекта

2.Выставка рисунков, поделок, аппликаций «Волшебница  Зима»

3. Участие детей во всероссийском конкурсе творческих работ «Волшебница Зима»

4.Новогодний утренник «Веселый праздник Новый год!».

Выводы:  В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить  зимующих  птиц. Дети,  очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать зависимость  жизни растений и животных от изменений в природе. Дети познакомились с традициями праздника Новый год, а также познакомились с зимними видами спорта. Расширили представления о зимних играх и забавах. Родителям понравилось участвовать в выставке поделок и рисунков, изготовление кормушек для зимующих птиц.  Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект для детей средней группы "Радуга-дуга"

Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо ...

Краткосрочный творческий проект к Новому году в средней группе «Радуга» «Скоро, скоро Новый год!»

Всем известно, что самый любимый праздник -  это Новый год! Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, запах мандаринок,  украшение дома, подарки под елку. Веселый праздник! Но мало ли кто зн...

Познавательно – исследовательская деятельность в группе «Радуга»

Презентация " Познавательно - исследовательская деятельность"...

Творческий проект для старшей группы «Радуга - дуга»

Творческий проект для старшей группы«Радуга - дуга»...

Краткосрочный познавательно-творческий проект в средней группе "Радуга" по безопасности

Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современн...

Выставка творческих детских работ в старшей группе "Радуга" детский сад "Аленький цветочек" пгт Агинские

С детьми на занятии по рисованию мы вспоминали о том, как прошел наш новый год, дети выполняли работы акварельными красками и карандашами. Также дети учились анализировать работы других детей, дополня...