Тема: «Что ты знаешь о птицах» Возрастная группа: старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Галлямова Лилия Садреевна

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Все занятия по экологии о птицах направленны на то, чтоб помочь ребенку больше узнать о птицах в целом, и дать знания о таких птицах, которые прилетают к нам с весной и осенью улетают, то есть перелетных птицах. Занятия помогут ребенку понять, узнать и запомнить об этих птицах. О том где живут, как зимуют, чем питаются, в чем схожесть и различие зимующих и перелетных птиц.

 Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, сочувствия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx549.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

                                                                            Конспект

       Организованной образовательной деятельности

     Образовательная область «Познавательное развитие»

           Раздел «Ознакомление с миром природы»

                    Тема: «Что ты знаешь о птицах»

                Возрастная группа: старшая группа.

                                                                                       Выполнил:

Воспитатель

Галлямова Л.С.

имеющаяся категория высшая

стаж 35  лет

                                       Туймазы 2016

Цель:  Расширять представления детей о зимующих птицах

Задачи:

-образовательные:

  • Обобщить и закрепить знания детей о зимующих птицах, изучить их особенности;
  • Совершенствовать навык составления простых предложений;
  • Формировать умения употреблять в речи существительные с уменьшительными суффиксами.

-воспитательные:

  • Воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым, любовь к природе;

-развивающие:

  • Развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь:

зимующие, кормушка, клест.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: корм, кормушка, холодно, голодно, зимующие, мороз.

Предварительная работа:

  • Прогулка в парк.
  • Наблюдение за птицами на прогулке.
  • Беседа о зимующих птицах.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение познавательных рассказов о птицах.
  • Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»
  • Изготовление вместе с родителями кормушек.

Средства реализации:

-демонстрационный материал: фотографии зимующих птиц; дидактическая игра «Чудо-дерево» (смотри приложение); игра «Чудесные мешочки» (семена подсолнуха, сушеные ягоды, хлебные крошки, семена арбуза, крупа пшено); аудиозапись «Голоса птиц»; презентация «Зимующие птицы».

-раздаточный материал: конверты с разрезными картинками.

Ход ООД

Воспитатель:

Зимний лес в объятьях тишины

Задремал, укутав ветки снегом.

Будет спать спокойно до весны

Он теперь под серебристым небом.

Как он нынче сказочно хорош

В белоснежном праздничном убранстве!

Он и вправду, кажется, похож

На хрустально - ледяное царство.  (Светлана Комогорцева)

  -Дети! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

Звучит запись «Голоса птиц».

Дети: Голоса птиц.

Воспитатель: Да это птицы зимнего леса. Но где же они?

(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

- А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

Эта стайка зимующих птиц. Птицы в этой стайке разные. Стайкой им легче прокормиться. Найдет одна птичка корм, на её голос спешит другие.

Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт  всё, что можно, попрятавшихся насекомых, семена и плоды - и летит дальше.

-Давайте угадаем, какие птицы прилетели на это дерево.

Воспитатель: я загадаю загадку, а вы отгадайте о какой птице идет речь.

1)Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать.

Вместо Здравствуйте привык

Говорить всем чик-чирик.

Дети: Воробей

Воспитатель: вызывает ребенка - покажи, есть ли на нашем дереве воробей.

Найди на столе картинку воробья и посади его на ветку.

Следующая загадка:

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

Дети: Дятел

Воспитатель: правильно. Вызывает ребенка - есть ли на нашем дереве дятел.

Найди на столе картинку дятла и посади его на ветку.

Следующая загадка:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Дети: Снегирь

Воспитатель: правильно, вызывает ребенка- есть ли на нашем дереве снегирь, найди на столе картинку снегиря и посади его на ветку.

А сейчас вы должны угадать птицу по описанию.

Эта красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щеки белые, на горлышке чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто – зелёная, а брюшко - жёлтое.

Дети: Синица

Воспитатель: правильно, вызывает ребенка  - покажи, есть ли на нашем дереве

синица. Найди на столе картинку синицы и посади ее на ветку.

Следующее описание:

Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный  и острый.

Дети: Сорока

Воспитатель: правильно, вызывает ребенка - есть ли на нашем дереве сорока.

Найди на столе картинку сороки и посади его на ветку.

Следующее описание:

Эта птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими когтями на них. Когтями он крепко цепляется за деревья,

Чтобы не упасть. Ещё у этой птицы красивые, длинные и острые крылья и называют его « сизым».

Дети: Голубь

Воспитатель: правильно, вызывает ребенка - есть ли на нашем дереве голубь.

Найди на столе картинку голубя и посади его на ветку.

Воспитатель: Молодцы, дети вы узнали всех птиц в этой стайке. А как называются эти птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: правильно, это зимующие птицы. А теперь давайте согреем зимующих птиц в этой стайке ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко.

Игра «Назови ласково»

  • Птица – птичка, пичужка
  • Синица – синичка
  • Воробей – воробышек – воробьишко
  • Снегирь – снегирек, снегиречек
  • Голубь – голубка, голубок
  • Галка – галочка, галчонок
  • Перо – перышко
  • Крыло – крылышко
  • Хвост – хвостик
  • Клюв – клювик
  • Ворона – воронушка
  • Сова – совушка

Физкульминутка:

Игра «Птички»

Птички  прыгают,               Имитируют руками взмахи крыльев и совершают

летают.                                 повороты туловища в стороны.

Птички прыгают,                Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

 поют.                                   постукивать по коленям

Чик – чирик,  чик –             Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

чирик                                    Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

Птички    крошки,               Повороты головы вправо - влево

собирают,                             Имитируют руками взмахи крыльев

Зернышки     клюют            Дети садятся на стульчики.

Перышки

почистили,

Клювики

почистили.

Дальше       полетели

И на место сели.

Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на осанку.

Воспитатель: У вас на столах лежат карточки с разрезными картинками.

Вам нужно собрать картинку и описать свою птицу.

Дети собирают разрезные картинки.

Воспитатель: Дети все собрали картинки? Спрашивает у ребенка -  кто у тебя на картинке? Расскажи нам, что ты знаешь об этой птице.

4-5 детей описывают свои картинки.

Воспитатель: Молодцы,  дети.

Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Дети, а как мы можем помочь птицам зимой?

Дети: Сделать кормушку и подкармливать птиц.

Воспитатель: А что птицам страшнее: голод или холод?

Дети: Голод.

Воспитатель: Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.

А чем можно кормить птиц?

Дети: Семенами подсолнуха, хлебными крошками.

Воспитатель: Посмотрите, чем можно кормить птиц.

Показываю стаканы наполненные семенами подсолнуха, зерном, хлебными крошками, сухими ягодами, на блюдце-сало.

Воспитатель: Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало.

Дидактическая игра: «узнай на ощупь»

Воспитатель: У меня на столе волшебные мешочки – нужно на ощупь определить,  какой корм там спрятан.

Дети по очереди определяют на ощупь какой корм спрятан.

Воспитатель: Покормите птиц зимой,

                          Пусть со всех концов

                          К нам слетятся, как домой

                          Стайки на крыльцо.

                          Приручите птиц зимой

                          К своему окну

                          Чтобы без песни не пришлось

                          Нам встречать весну.              А. Яшин.

Воспитатель: А сейчас посмотрим фильм про зимующих птиц.

Презентация « Зимующие птицы»

Воспитатель: Очень долго люди наблюдают и заботятся о птицах. И научились определять погоду по их поведению и повадкам. Дети, а какие народные приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети: 1.Вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду.

           2.Воробьи собираются стаями и громко чирикают к солнечной погоде.

           3.Синички с утра пищат – будет мороз

           4.Снегирь зимой поет – на снег, на вьюгу.

           5.Вороны каркают к морозу.

           6.Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Воспитатель: Молодцы, дети. Вы знаете много примет.

 А  что еще мы делали на занятии? А сейчас выйдите, встаньте вокруг меня.

Я приготовила вам кружочки красного и желтого цвета. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу  отлично, возьмите за свою работу красный кружочек, а если вы считаете, что вы не всё выполнили возьмите желтый кружочек.

Желаю успехов.

А если вы считаете, что у вас что- то не получилось и вы могли бы заниматься лучше возьмите желтый кружок. А теперь покажите свои успехи. Молодцы, спасибо. Я вам желаю чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.

E:\Новая папка\фотографии от 19.01.2016\P1211715.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности («Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие») Тема:«Путешествие в страну сказок» Возрастная группа: старшая группа

Конспект интегрированной ОД  в рамках недели ГМО для педагогов ДОУ,  который вошел в муниципальную базы данных "Передовой педагогический опыт"...

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» на тему "Путешествие в Школу пешеходных наук". Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)Написала и составила: Воспитатель старшей группы Зарубина И.А.Тема: «Путешествие в Школу пешеходных на...

Занятие-квест на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны» Возрастная группа: старшая группа

Цель: уточнить и расширить знания детей о различных профессиях, о значении, важности и необходимости любой профессии для других людей....