Тематическое планирование по экологии в средней группе
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя группа)
Тематическое планирование в средней группе по экологии.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_ekologiya.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по экологическому воспитанию
в средней группе общеразвивающей направленности
Зоткина Елена Васильевна
Сроки | Тема | Программное содержание | Формы работы | Практические выходные |
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» | Закреплять представления детей об овощах, фруктах, учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | - Наблюдения. - Беседа «Что нам осень принесла». - Дидактические игры: «Чего не стало» «Угадай на ощупь» «Узнай по описанию». - Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» - Чтение Н.Егоров «Тыква», «Морковь», «Горох», «Лук» - Рисование «Дорисуй овощ, фрукт» - Аппликация «Поспели яблоки в саду» - Лепка «Овощи для магазина» | |
«В хороводе деревьев» | Накапливать знания о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (береза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе, находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. | - Наблюдения. - Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев - Отгадывание загадок - Игра «Дорисуй листочек», «Соедини листья с деревом, плодами» - Дидактическое лото «С какого дерева листочек» - Рисование «Разноцветные листочки» - Чтение: А.Майков «Кроет уж лист золотой» И.Токмакова «Сосны». | ||
«Зеленая аптека» | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям | - Беседа о лекарственных травах - Загадки - Рассматривание иллюстраций с растениями. - Доктор лечит от простуды «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя». | ||
«Путешествие в страну осень» | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её влияниям. | - Наблюдения за состояние погоды на участке. - Наблюдения за трудом взрослых. - Чтение стихотворения Ерихеева «Осень» - Рассматривание картины «Времена года» - Дидактические игры: «Кто скорее соберет» «Так бывает или нет» - Игра «Какая сегодня погода» - Рисование «Грустная и радостная осень» - Лепка «Как Ёж готовится к зиме» - Подвижная игра «Перелет птиц» - Развлечение «Осень в гости к нам пришла». | ||
Октябрь | «Тайны грибного царства» | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | - Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении. - Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций. - Загадки Лесовичка о грибах. - Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы». | |
«Чудо ягодка» | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах). | - Рассматривание иллюстраций, муляжей - Отгадывание загадок - Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды». | ||
«Воздух» | Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы), учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений | - Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) - Надувание мыльных пузырей - Надувание шаров - Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей. | ||
«Мир растений» | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | - Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений - Чтение рассказа «Зеленые страницы» - Беседа «Мой любимый цветок» - Дидактические игры: «Собери букет» «Узнай растение» - Рисование «Поляна цветов» - Опыт «Что любят растения», «Как развивается растение». | ||
Ноябрь | «Подводное царство» | Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями вида рыб, позволяющими приспосабливаться, к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | - Наблюдения за аквариумными рыбками - Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей - Игра «Мы веселые рыбки», «Кто живет в воде» - Лепка «Рыбка» - Аппликация «Аквариум» (коллективная), «Зачем лягушке такие лапки?» - Чтение рассказа Л.Берг «Рыбка». | |
«Волшебница вода» | Продолжить знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества, чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет, чем теплее вода, тем быстрее растворяемость вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | - Беседа - Чтение К.Ушинского «Хотела галка пить» - Стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?» - Изготовление цветных льдинок. - Взаимодействие воды и снега - Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной) - Дидактическая игра «Вода» - Чтение Николаевой «Путешествие капельки». | ||
«На бабушкином дворе» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | - Беседа - Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных - Отгадывание загадок - Дидактические игра «Назови детёнышей», «Какая польза от домашних животных», «Кто где живёт?» - Чтение сказки «Как собака друга искала» - Драматизация «Три поросенка» - Аппликация «Кисонька мурысинька» - Подвижная игра «Пастух и стадо». | ||
«Лесные жители» | Дать первоночальное представление о лесе и жизни в нем диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | - Рассказ Лесовичка о лесе. - Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу» - Игра на прогулке «Звериная зарядка» Как звери меняют шубку. - Игровые упражнения «Придумай ласковые слова» - Дидактические игры: «Найди детеныша», «Кто, что ест», «Кто, где живет». - Театр на фланелеграфе «Маша и медведь» - Рисование «Животные в лесу» (трафарет) - Лепка «Заяц – длинные уши» | ||
Декабрь | «Белый снег, пушистый» | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | - Опыт со снегом - Нужен ли зимой растениям снег? - Цветные льдинки - Рисование «Снежинки» - Постройки горки с помощью взрослых. | |
«В гостях у птиц» | Продолжить знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим». | - Беседа о зимующих и перелетных птицах - Рассматривание иллюстраций с изображением птиц - Наблюдение за птицами на участке - Дидактические игры «Кто, где живет» «Нарисуй птицам дорожку в сказку» - Рисование «Чудо-птица» (по мотивам дымковской) - Чтение «Покормите птиц зимой» - Отгадывание загадок - Игра «Птички - невелички», «Устройство птичьей столовой». | ||
«Зимушка зима» | Расширять представление детей о сезонных изменения в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | - Беседа о зиме - Рассматривание картины «Зимние забавы», «Как зимуют дикие звери» - Аппликация «Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок) - Рисование «Зимушка-зима» - Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми) - Чтение сказки «Зимовье» - Суриков «Зима» - Барто «Елка» - Детские впечатления «Я был в зимнем лесу» - Подвижные игры «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер» | ||
ЯНВАРЬ
февраль
Март
Апрель май | «Путешествие в царство комнатных растений» «В гостях у птиц»
«Зимушка-зима»
«Песок, глина, камень, почва» «Путешествие в царство комнатных растений»
«Обитатели уголка природы»
«Стекло и металл» «В гостях у Веснянки»
«Береги живое!»
«Резина и пластмасса». «Насекомые - наши помощники»
«Экскурсия в плодовый сад в период цветения»
«Земля-мой дом» «Экологическая тропинка»
«Человек - живой организм»
«Бумага, древесина, ткань»
| Познакомить с новыми растениями и способами их черенкования. Закрепить названия знакомы комнатных растений. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. Познакомить с новым растением ( герань). Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили. Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам.Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства.
Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | - Беседа об уходе за комнатными растениями, о строении. - Рассматривание картины «Уход за комнатными растениями» - Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы» - Игра: «Какого растения не стало», «Цветы». - Дидактическая игра «Живые картинки», «Опиши, я отгадаю» -Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") -Опыт с песком, глиной, -Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" Длительное наблюдение за черепахой, хомяком. -Опыт со стеклом, металлом
-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли" -Рассматривание предметов из этих материалов -Отгадывание загадок -Наблюдения за цветением деревьев -Рисование «Звёздное небо» -Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу" -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека Изготовление поделок, построек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по Экологии для подготовительной группы
Предлагаю к вашему вниманию календарно-тематическое планирование по Экологии для детей подготовительной к школе группы по программе "Радуга"...
Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождени...
Комплексно - тематическое планирование по экологии в средней группе.
Комплексно - тематическое планирование по экологии в средней группе....
Комплексно-тематическое планирование по экологии в старшей группе.
Комплексно-тематическое планирование по экологии в старшей группе....
Комплексно-тематическое планирование по экологии в подготовительной группе.
Комплексно-тематическое планирование по экологии в подготовительной группе....
Календарно-тематическое планирование по экологии в старшей группе
С. Н. Николаева Парциальная программа "Юный эколог" Система работы в старшей группе детского сада...
Календарно-тематическое планирование на август для средней группы группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"
Календарно-тематическое планирование на август для средней группы группы...