Проект "Когда бабушка была маленькой"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
проект
Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.
«Когда бабушка была маленькой»
«Русская изба и традиции русского народа»
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!
Описание работы: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть стихов и потешек с помощью картин, театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как в занятиях специально организованных, так и в течение второй половине дня. Каждый вид деятельности преследует взаимодействие решение задач и целей. Собранный нами и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды.
Тема проекта:
«Русская изба, предметы времен СССР и традиции русского народа»
Сроки реализации: краткосрочный (01.03 - 12.03.2017г.)
Вид проекта: творческий
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели групп, узкие специалисты, родители.
Цель:Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей, бытом и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций, предметов быта русского народа.
Задачи:
Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Продолжать знакомство детей с народным творчеством, с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).
Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Направление проекта:
Воспитание духовно – нравственной, патриотичной личности ребенка дошкольного возраста посредством приобщения к народным традициям , промыслам, художественному народному творчеству.
Материальное обеспечение:
Музыкальный центр, ширма-изба, стол, лавка и т.д
Помощь родителей в изготовлении декораций для сюжетно-ролевых игр, в поисках предметов старинного быта.
Актуальность проблемы:
Проблема педагогическая: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции , русские , игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).
Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества, знакомство с бытом русской избы, предметами времен СССР, для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время .
Проблема детская: Как жили люди на Руси и во времена молодости бабушек ?
Проект рассчитан на неделю, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Ожидаемый результат:
Данный проект способствует формированию знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, живопись).
1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4.Научится изготавливать русскую народную куклу, дымковскую игрушку.
5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.
6.Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.
7.Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.
8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.
9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
10.Создать ПРСреду «Русская изба».
11.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.
12.Дети покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Колобок».
13.Итогом проекта проведем сюжетно-ролевую игру «Когда бабушка была маленькой»
Подготовительный этап:
- подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подготовке декораций, атрибутов.
Основной этап. Реализация проекта:
Заключительный этап.
- Презентация проекта - оформление паспорта, проекта;
- Создание с детьми и родителями «Русской избы», выставки предметов СССР.
- Театрализованное представление русской народной сказки «Колобок»
-Совместное проведение мероприятия подготовительной группы и родителей «Путешествие –когда бабушка была маленькой»
Реализация проекта(основной этап)
Дни недели
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие с родителями и
Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
01.03.20017г.Понедельник
«Эти мудрые русские сказки».
Беседа об истории русского народа. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»
«Слава русской старине»
Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
Познакомить детей с прялкой и веретеном.
Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено.
Хоровод «Как на тоненький ледок»
Познакомить с предметами русского быта.
Рассматривание прялки и веретена, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители).
02.03.20017г.Вторник
«В гостях у Василисы Премудрой»
Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора
( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.)
Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение.
Загадывание загадок и рассказывание потешек. Игра: «Приглашение к столу»
Совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве.
03.03.2017г.Среда Рисование
«Чудо – чудное, диво – дивное».
"Народная праздничная одежда"
Беседа: "Народная праздничная одежда"
Углубить представление о русской наряде.
Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане.
Цель: Учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании.
Дети расписывают сарафан, головной убор и кофточку Сюжетно – ролевая игра
Оформление выставки детских рисунков для родителей
"Народная праздничная одежда"
04.03.20017г.Четверг
«Золотые руки мастеров».
Конструирование макета из конструктора «Русская изба» и из бумаги (стены-брёвна, крыша, окна). «Предметы русского быта»
Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства).
Дети изготавливают из бумаги трубочки-бревна, предметы быта: кровать, печь
, стул; плетут из ниток коврик.
Закреплять умение, скручивать трубочки (стены – брёвна). Изготовление предметов быта.
Подготовка консультации для родителей
«Подготовка детей к русским посиделкам».
«Советы для родителей, что нужно к посиделкам».
05.03.20017г.Пятница
«Русские посиделки».
Итог недели: Русская изба и деревенские посиделки с русскими народными играми
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».
Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, говорить скороговорки, потешки, играть в народные игры.
Дидактические игры:
«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».
Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей»
Игры - драматизации:
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Обыгрывание песни «Где был Иванушка? », танец: «Кадриль»,
Формировать культуру проведения
совместных мероприятий, с опорой на русские традиции, детей и родителей.
Цель: Совершенствовать умение играть в русские народные игры.
08.03.20016г.Понедельник
«Зеленая лампа»
Беседа об обычаях и традициях русского народа.
Провести с детьми беседу о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие.
Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр
Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации по подготовке к проведению мероприятий.
09.03.20017г. Вторник
"Царство Дымково"
Лепка из соленого теста дымковской игрушки.
Беседа о дымковской игрушке.
Знакомство детей с народными художественными промыслами.
Способствовать закреплению знаний о народных промыслах:
дымковской игрушке. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.
Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка).
Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.
Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой»
10.03.20017г. Среда
« Весёлые матрёшки»
Украшение узором игрушки-матрёшки.
Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.
Украшение узором игрушки-матрёшки.Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана.
Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.
Консультация для родителей «Игры детей с матрешками»
11.03.20017г.Четверг
Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Колобок»
Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.
Задачи:Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Музыкально – ритмические движения под музыку «Колобок».
Аппликация « Колобок катится по дорожке».
Этюд – драматизация « Колобок катится по дорожке» (под музыкальное сопровождение)
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
12.03.20017г.
Пятница
Итог проекта
«Путешествие – когда бабушка была маленькой…»
Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре.
Задачи:
Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Вовлекать в действие всех детей, развивая творческую и речевую активность, коммуникативные качества.
Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, создавая единое образовательное пространство «Семья – детский сад»
Результат:
Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Используемая литература:
1. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012г.
2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г.
3. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.
4. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.
5. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006г
6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.
7. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.
8. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.
7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.
8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004г.
9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.
Интернет - ресурсы:
http://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh
http://text.ru/rd/aHR0cDovL3huLS0tLS03a2NhYmxlZmNkbDRoMWF2b2JmZS54bi0tcDFhaS8%2FcD0xMjI4
http://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий встречи в детско-родительском клубе "Мамы тоже были маленькими"
Цель: Помочь детям и родителям ощутить радость от совместной деятельности.Задачи:Образовательные задачи:1. Закрепить умение использовать полифункциональный материал «Палочки Кюизенера...
Когда мама была маленькой
Занятие по изобразительной деятельности, посвященное мамам....
жили-были маленькие гномики
Сценарий праздника фонарики. С познавательными для детей рассказами о местах проживания лесных животных. О дружбе и поддержке маленьких гномиков. ...
Стенгазета "Мамочка, ты тоже была маленькой!"
Мы с детьми подготовительной группы решили оформить необычную газету и предложили родителям поучаствовать в ее создании. Родителям было предложено рассказать своим деткам, какие они были в детстве и н...
Презентация "Когда мама была маленькой, то была похожа на меня"
Презентация для родителей ко дню матери "Когда мама была маленькой, то была похожа на меня"...
Аппликация: "Как мама и папа спали, когда были маленькие".
Программное содержание.Продолжать учить детей создавать аппликативные образы, сочетая разные способы и приемы аппликации. Наглядно показать связь между формой образа и способом ее вырезания. Учить пла...
«Когда Мама была маленькой» Мастер - класс по изготовлению праздничной стенгазеты.
Людмила СтепановаПраздничная стенгазета к 8 марта «Когда Мама была маленькой»Мастер-классов и советов по изготовлению праздничных стенгазет великое множество.Я хочу поделиться своими идеям...