Занятие в старшей группе по развитию речи на тему «Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие в старшей группе на тему «Зима»
Цели: развивать ассоциативные мышление детей; побуждать их высказывать свои мысли; внимательно слушать своих собеседников; продолжать учить детей составлять рассказ по пейзажу, четко отвечать на вопросы; учить образовывать прилагательные от существительных, объяснять значение мало употребляемых слов; учить детей четко произносить звук «С» в словах , называть слова с этими звуком.
Материал: Разрезная картина.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов, картинки с изображением диких животных.
-Разучивание физминуток
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_starshaya_gruppa_razvitie_rechi.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе на тему «Зима»
Воспитатель Горина Вера Ивановна
Занятие на тему «Зима»
Цели: развивать ассоциативные мышление детей; побуждать их высказывать свои мысли; внимательно слушать своих собеседников; продолжать учить детей составлять рассказ по пейзажу, четко отвечать на вопросы; учить образовывать прилагательные от существительных, объяснять значение мало употребляемых слов; учить детей четко произносить звук «С» в словах , называть слова с этими звуком.
Материал: Разрезная картина.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов, картинки с изображением диких животных.
-Разучивание физминуток
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Все снег да снег,
Все снег да сугробы,
Весь лес и все поля в снегу…
Сквозь снег проступает лесная дорога,
Вот и лисьи следы на снегу.
Воспитатель: О чем это стихотворение? Посмотрите в окно - за окном зима.
Зима – что вы представляете, услышав это слово?
Дети : (Зима- снег, лед, лес, горка , санки…
Зима – холод, вьюга, печь, горячий чай…
Зима – снежки , сказка, Снегурочка, Новый год…)
Воспитатель еще читает стихотворение:
-Какой звук чаще других встречается в словах этого стихотворения?
Дети :Звук «С».
Воспитатель: Произнесите его протяжно: с -с-с-с-с-с.
Придумайте слова, связанные с зимой, где слышался бы звук «С».
Дети: Снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька…
Воспитатель: Зима какая? Небо зимой какое? Солнце зимой какое? Природа зимой какая? Снег какой? Погода зимой какая?
Дети: Снег- снежная, мороз- морозная, ветер- ветреная, вьюга- вьюжная.
Воспитатель: Объясните значение слов: что такое вьюга?
Дети: Несильный ветер со снегом.
Воспитатель: Что такое метель?
Дети: Сильный снег с ветром.
Воспитатель: Что такое пурга?
Дети: Очень сильный ветер и снег.
Воспитатель: Что такое снегопад?
Дети: Идет много снега.
Воспитатель: Что такое гололед?
Дети: Вчера была оттепель, снег растаял и превратился в воду, а сегодня – мороз, вода замерзла и превратилась в лед.
Физминутка
Я мороза не боюсь,
Я с ним крепко подружусь:
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос,
(Дети прячут руки, закрывают ладошкой нос.)
Значит надо не зевать-
Прыгать, бегать, танцевать!
Под любую мелодию дети произвольно танцуют.
Воспитатель: -А теперь ответьте: то, о чем я прочту, это правда или нет?
Воспитатель читает стихотворение:
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас,
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу,
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть,
А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.
Быстро дайте мне ответ, это правда или нет?
Обсуждение идет до тех пор, пока все неточности не будут замечены.
Дети рассаживаются на ковре.
Воспитатель: - Придумайте свои небылицы.
-Зимой очень холодно. Что происходит с людьми , с животными, с растениями.
Дети: Люди утепляют жилища, надевают теплую одежду;
Растения сбрасывают листву и засыпают;
Многие животные засыпают.
Воспитатель: Какие?
Дети: Медведь, енот, барсук, еж…
Но многие не спят, в холодные дни они мерзнут.
Воспитатель: Мерзнут лапки у белки – чьи лапки мерзнут?
Дети: Беличьи.
Воспитатель: Мерзнут лапки у мышки – чьи…?
Дети: Мышиные.
Воспитатель: Мерзнут лапки у лисы – чьи?
Дети: Лисьи.
Воспитатель: Мерзнут лапки у волка – чьи?
Дети: Волчьи.
Воспитатель: Мерзнут лапки у зайца – чьи?
Дети: Заячьи.
На столе большой конверт, в нем разрезанная на несколько фрагментов картина на тему «Зима».
Воспитатель предлагает детям взять из конверта фрагменты (каждому один), потом всем вместе сложить картину, а затем составить рассказ по вопросам:
- -Какое время года изображено на картине?
- -Где происходит действие картины?
- -О чем хотел рассказать нам художник?
- -Какие краски использовал художник при написании этой картины?
- -Что находится на переднем плане?
- -Что вдалеке?
- -Какова природа зимой?
- -Какое название вы бы дали этой картине?
- -Почему?
Заслушиваются несколько рассказов детей.
Воспитатель: Какой рассказ вам понравился больше? Почему?
Ответы детей.
Физминутка
-Представьте себе, что вы белые легкие снежинки. Подул ветер – и снежинки полетели.
(Звучит любая музыка, дети произвольно танцуют.)
-Ой, сколько снега навалило! Соберу снег лопатой. Получился сугроб.
(Дети собираются в « кучу».)
Сяду, отдохну. Ой, куда же снежная куча разбежалась?
Дети собираются вокруг воспитателя.
Воспитатель: - Что вы знаете, ребятки, про мои стихи – загадки?
Кто загадки отгадает значит, все на свете знает!
Загадки:
Крыша в шапке меховой,
Белый снег над головой,
Двор в снегу, белы дома,
Это матушка - …
Дети: Зима.
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?...
Дети: Коньки.
Зимой на ветках яблоки?
Скорее собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это …
Дети: Снегири.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Мягкие пушинки –
Белые …
Дети: Снежинки.
Меня не растили –
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза –угольки. Руки – сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
Дети: Снежная баба.
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег лохматый.
Уберем мы снег и лед
Во дворе …
Дети: Лопатой.
Не колючий, светло- синий
На кустах развешан …
Дети: Иней.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
А если солнце ее припечет –
Заплачет она и – потечет.
Дети: Сосулька.
Воспитатель: Почему сосулька так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Наше занятие окончено, вы были большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в старшей группе детского сада по теме "Зима"
Занятие в старшей группе детского сада по теме "Зима" Презентации к уроку1 / 10Загрузить презентацию (1,66 МБ)Внимание! Предварительный просмотр слайдов испол...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»
Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”....
Занятие в старшей группе.Нетрадиционные техники рисования тема: "Зима "Зимние деревья"
Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме. Программные задачи: 1.Обучающая: -Учить прижимать капустный лист к цветной бумаге...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: «Зима на Дону.»
Наш датский сад активно работает в направлении "Патриотического воспитания"Вот и я решила сделать интегрированное занятие на эту тему....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»
Путешествие ребят в поезде....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи : «Игры зимой»
Звуковая культура речи . Звуки (з), (ж).Цели: образовательная- учить самостоятельно намечать содержание.Воспитательная: воспитывать самостоятельнсть ,активность.Развивающая: развивать устную реч...
Технологическая карта занятия в средней группе по развитию речи Тема "Зима"
Занятие поможет уточнить и расширить словарь по теме Зима. Познакомит с цикличностью явлений в природе. Поможет совершенствовать сукцессивные процессы, путем уточнения посл...