Занятие в старшей группе по развитию речи на тему «Зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие в старшей группе на тему «Зима»

Цели: развивать ассоциативные мышление детей; побуждать их высказывать свои мысли; внимательно слушать своих собеседников; продолжать  учить детей составлять рассказ по пейзажу, четко отвечать на вопросы; учить образовывать прилагательные от существительных, объяснять значение мало употребляемых слов; учить детей четко произносить звук «С» в словах , называть слова с этими звуком.

Материал: Разрезная картина.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов, картинки с изображением диких животных.

-Разучивание физминуток

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_starshaya_gruppa_razvitie_rechi.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе на тему «Зима»

Воспитатель Горина Вера Ивановна

Занятие на тему «Зима»

Цели: развивать ассоциативные мышление детей; побуждать их высказывать свои мысли; внимательно слушать своих собеседников; продолжать  учить детей составлять рассказ по пейзажу, четко отвечать на вопросы; учить образовывать прилагательные от существительных, объяснять значение мало употребляемых слов; учить детей четко произносить звук «С» в словах , называть слова с этими звуком.

Материал: Разрезная картина.

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов, картинки с изображением диких животных.

-Разучивание физминуток

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Все снег да снег,

Все снег да сугробы,

Весь лес и все поля в снегу…

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

Воспитатель: О чем это стихотворение? Посмотрите в окно -  за окном зима.

Зима – что вы представляете, услышав это слово?

Дети : (Зима- снег, лед, лес, горка ,  санки…

Зима – холод, вьюга, печь, горячий чай…

Зима – снежки , сказка, Снегурочка, Новый год…)

Воспитатель еще читает стихотворение:

-Какой звук чаще других встречается в словах этого стихотворения?

Дети :Звук «С».

Воспитатель: Произнесите его протяжно: с -с-с-с-с-с.

Придумайте слова, связанные с зимой, где слышался бы звук «С».

Дети:  Снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька…

Воспитатель: Зима какая? Небо  зимой  какое? Солнце зимой  какое? Природа  зимой  какая?  Снег  какой? Погода зимой  какая?

Дети: Снег- снежная, мороз- морозная, ветер- ветреная, вьюга- вьюжная.

Воспитатель: Объясните значение слов: что такое вьюга?

Дети: Несильный ветер со снегом.

Воспитатель: Что такое метель?

Дети: Сильный снег с ветром.

Воспитатель: Что такое пурга?

Дети: Очень сильный ветер и снег.

Воспитатель: Что такое снегопад?

Дети: Идет много снега.

Воспитатель: Что такое гололед?

Дети: Вчера была оттепель, снег растаял и превратился в воду, а сегодня – мороз, вода замерзла и превратилась в лед.

Физминутка

Я мороза не боюсь,

Я с ним крепко подружусь:

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос,

(Дети прячут руки, закрывают ладошкой нос.)

Значит надо не зевать-

Прыгать, бегать, танцевать!

Под любую мелодию дети произвольно танцуют.

Воспитатель: -А теперь ответьте: то, о чем я прочту, это правда или нет?

Воспитатель читает стихотворение:

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас,

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу,

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть,

А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ, это правда или нет?

Обсуждение идет до тех пор, пока все неточности не будут замечены.

Дети рассаживаются на ковре.

Воспитатель: - Придумайте свои небылицы.

-Зимой очень холодно. Что происходит с людьми , с животными, с растениями.

Дети: Люди утепляют жилища, надевают теплую одежду;

Растения сбрасывают листву и засыпают;

Многие животные засыпают.

Воспитатель: Какие? 

Дети: Медведь, енот, барсук, еж…

Но многие не спят, в холодные дни они мерзнут.

Воспитатель: Мерзнут лапки у белки – чьи лапки мерзнут?

Дети: Беличьи.

Воспитатель: Мерзнут лапки у мышки – чьи…?

Дети: Мышиные.

Воспитатель: Мерзнут лапки у лисы – чьи?

Дети: Лисьи.

Воспитатель: Мерзнут лапки у волка – чьи?

Дети: Волчьи.

Воспитатель: Мерзнут лапки у зайца – чьи?

Дети: Заячьи.

На столе большой конверт, в нем разрезанная на несколько фрагментов картина на тему «Зима».

Воспитатель предлагает детям взять из конверта фрагменты (каждому один), потом всем вместе сложить картину, а затем составить рассказ по вопросам:

  • -Какое время года изображено на картине?
  • -Где происходит действие картины?
  • -О чем хотел рассказать нам художник?
  • -Какие краски использовал художник при написании этой картины?
  • -Что находится на переднем плане?
  • -Что вдалеке?
  • -Какова природа зимой?
  • -Какое название вы бы дали этой картине?
  • -Почему?

Заслушиваются несколько рассказов детей.

Воспитатель: Какой рассказ вам понравился больше? Почему?

Ответы детей.

Физминутка

-Представьте себе, что вы белые легкие снежинки. Подул ветер – и снежинки полетели.

(Звучит  любая музыка, дети  произвольно танцуют.)

-Ой,  сколько снега навалило! Соберу снег лопатой. Получился сугроб.

(Дети собираются в « кучу».)

Сяду, отдохну. Ой, куда же снежная куча разбежалась?

Дети собираются вокруг воспитателя.

Воспитатель:  - Что вы знаете, ребятки, про мои стихи – загадки?

Кто загадки  отгадает  значит, все на свете знает!

Загадки:

Крыша в шапке меховой,

Белый снег над головой,

Двор в снегу, белы дома,

Это матушка - …

Дети: Зима.

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня?...

Дети: Коньки.

Зимой на ветках яблоки?

Скорее собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это …

Дети: Снегири.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Мягкие пушинки –

Белые …

Дети: Снежинки.

Меня не растили –

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза –угольки. Руки – сучки.

Холодная, большая, кто я такая?

Дети: Снежная баба.

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег лохматый.

Уберем мы снег и лед

Во дворе …

Дети: Лопатой.

Не колючий, светло- синий

На кустах развешан …

Дети: Иней.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

А если солнце ее припечет –

Заплачет она и – потечет.

Дети: Сосулька.

Воспитатель: Почему сосулька так называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Наше занятие окончено, вы были большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе детского сада по теме "Зима"

Занятие в старшей группе детского сада по теме "Зима"  Презентации к уроку1 / 10Загрузить презентацию (1,66 МБ)Внимание! Предварительный просмотр слайдов испол...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”....

Занятие в старшей группе.Нетрадиционные техники рисования тема: "Зима "Зимние деревья"

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме. Программные задачи:  1.Обучающая:    -Учить прижимать капустный лист к цветной бумаге...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: «Зима на Дону.»

Наш датский сад активно работает в направлении "Патриотического воспитания"Вот и я решила сделать интегрированное занятие на эту тему....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи : «Игры зимой»

Звуковая культура речи . Звуки (з), (ж).Цели: образовательная- учить самостоятельно намечать содержание.Воспитательная:  воспитывать самостоятельнсть ,активность.Развивающая: развивать устную реч...

Технологическая карта занятия в средней группе по развитию речи Тема "Зима"

Занятие  поможет уточнить и  расширить словарь по теме Зима. Познакомит  с цикличностью явлений в природе. Поможет совершенствовать сукцессивные процессы, путем уточнения посл...