Конспект ООд "Воздух - неведимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бичева Алла Васильевна

Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.

Расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_vozduh_-_nevedimka.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в средней группе

тема: «Воздух - невидимка»

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Развивающая:

- развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Образовательная:
- расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах  (невидим, лёгкий, не имеет запаха, легче воды, имеет вес), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха, используя опыты и эксперименты;
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.

 - обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);
- закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группах;
Воспитательная:

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность.

Предварительная работа:
-чтение художественной литературы:  «Ветер, ветер…» А.Пушкин, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова,
- наблюдение за ветром, за движением облаков
- изготовление корабликов, вееров.
Материалы и оборудование:

  • шапочки «учёных»;
  • полиэтиленовые мешочки по количеству детей;
  • стаканчики с водой;
  • трубочки по количеству детей;
  • кораблики и веера сделанные детьми;
  • сосуд - «море для корабликов»;
  • стакан с пластилином на дне и с салфеткой;
  • воздушные шары по количеству детей;
  • шары из пластилина;
  • весы с шарами.

Ход:

Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.
Дети:
Солнышко, солнышко!
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!

Воспитатель: Ребята, когда я шла сегодня на работу мне очень захотелось стать учёным. А вы знаете кто такие учёные?

Дети: Они что – то изобретают, проводят эксперименты, опыты.

Воспитатель: А вы хотите  стать учёными и что – нибудь изобрести?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте превратимся в учёных. Эни-бени- крабе. Мы теперь ни мальчики, ни девочки, а учёные! Вот ваши шапочки. И так, господа учёные, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и  как настоящим учёным, провести опыты, чтобы узнать много интересного. Вы согласны? Тогда – вперед!

Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас в группе  появились воздушные шары. Что вы можете сказать о них?  Какие шары? ( обследования шаров детьми : по цвету, объему).
Дети: Красные, желтые, синие, большие, маленькие.
Воспитатель: А один шар очень грустный, как вы думаете, ребята, почему шар стал таким маленьким, грустным? (шар сдулся). А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (шар надо надуть).

Опыт. « Надуваем шары»

Воспитатель: Давайте мы надуем шар. Что внутри шара? ( воздух) Мы надули шарики воздухом, который находится внутри нас. ( схема) Ребята, а вы видели воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас. Раз мы его не видим, значит, он какой?

Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитатель: Чтоб его увидеть, его надо поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да!
Дети подходят к лаборатории.
Опыт. «Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пуст!
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз, смотрите, какой он стал маленький! Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его! Пакет полон воздуха, на что он похож? (на подушку) Воздух занял свое место в мешке. Теперь выпустим воздух из пакета. Какой стал пакет? (маленький) Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Воспитатель: Значит воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. Чтобы его увидеть, нужно его поймать! И мы это смогли сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а затем выпустили его!( схема)
Опыт 2. (показ воспитателем) «Есть ли воздух в стакане»
Воспитатель:
 Приглашаю вас к следующему опыту. Посмотрите, что это у меня в руках? (показ на пустой стакан). Правильно, это стакан. Какой он, там что - то есть?(нет). А давайте проверим.  На дно стакана я приклею при помощи пластилина сухую салфетку. Переворачиваю стакан вверх дном, держу стакан ровно - вертикально и опускаю его в емкость с водой, до дна. Затем стакан вынимаю из воды. Посмотрите, намокла ли салфетка. ( Нет, она сухая) Почему? Как вы считаете?
Вывод: салфетка не намокла, потому что в стакане есть воздух, который не пускал туда воду.
Воспитатель: Посмотрите я вновь опускаю в емкость с водой стакан, но держу его немного наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Да воздух вышел из стакана, а его место заняла вода.
Значит воздух невидимый, прозрачный, и в стакане есть воздух . Найдите схему с этим опытом.
Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!
Опыт.  « Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».
Воспитатель: Дети, присаживайтесь. Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки!
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (нет). Почему?
Дети: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха - пузырьков меньше.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит! ( схема)
Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к нам в организм?
Дети: Через нос и рот.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха. Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (Да, надо привести его в движение).
Воспитатель: Давайте попробуем почувствовать его с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: А что такое ветер?
Правильно, это движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер. А ветер можно увидеть глазами? Нет, мы его можем только почувствовать. Какой бывает ветер?
Дети: сильный- слабый, холодный- теплый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный- южный.
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся значит есть ветер.
Воспитатель: Да, много разных дел умеет делать ветер и хороших, и плохих. В некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды художник нарисовал ветер. И вот что у него получилось.(показ « портретов ветра»). Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком - ветер, от которого одни несчастья?
А что умеет делать ветер?( свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде)
Игра «Кораблики».
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с корабликами.
Для этого подойдите к нашему маленькому морю, возьмите свои кораблики. Какое сейчас наше море? ( спокойное) Почему вы так решили? ( на море нет волн, вода не движется).А можно ли сделать так чтобы на море появились маленькие волны?( надо подуть на воду).Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди может передвигать наши кораблики.
Опыт « Воздух легче воды»

Воспитатель: Приглашаю вас, к проведению следующего опыта. Возьмите железные шарики и положите их в воду. Они сразу утонули. Потому что тяжелые. А теперь возьмите воздушные  шарики и опустите их в воду. Они утонули? Почему нет?

Дети: Они лёгкие, там воздух.

Воспитатель: Воздух легче воды поэтому он не даёт шарику утонуть. Давайте обозначим наше открытие схемой.

Опыт  « Воздух имеет вес»

Воспитатель: Ребята, много мы уже опытов провели и ловили его, проверяли есть ли воздух в стакане, дули в трубочку, видели как воздух выходил пузырьками. А кто – нибудь чувствовал сколько он весит? Можно его взвесить?(да, нет) Сейчас проверим. Посмотрите какие замечательные весы у нас в лаборатории. На весах у нас весят шарики. Обратите внимание шарики перевешивают друг друга или они уравновешены?

Дети: Уравновешены.

Воспитатель: Давайте попробуем один шарик проткнуть. Что получилось? Шарик лопнул, а надутый шарик опустился вниз он перевесил лопнутый шарик. Значит воздух имеет вес. Воздух стал тяжелее. Весы опустились. Давайте лопнем оставшийся шарик. Шарики полопались и весы у нас уравновесились. Получается, ребята, что воздух имеет вес. Находим схему (схема).

Воспитатель: Давайте вспомним какие открытия мы сегодня сделали?

- Что воздух прозрачный, бесцветный, мы его не видим.
- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.
- А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.
- Воздух имеет вес.

- Воздух легче воды.
Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скоро мы с вами оденемся и пойдем на улицу - дышать свежим воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками средней группы "Воздух-неведимка"

Данный конспект позволяет сформировать представления о свойствах воздуха (невидим и находится в окружающем пространстве, не имеет запаха, прозрачен)...

Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Неведимка-воздух» в старшей группе компенсирующей направленности.

Обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Развивать у детей способности в установлении причинно-...

Конспект интегрированной НОД с использованием интерактивных, здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы Тема: «Лаборатория Неведимки»

Задачи:Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.Закреплять и расширять словарный запас детей: лабора...

конспект занятия по НОД на тему " ветер -неведимка"

Конспект занятия по НОД «Познание» в средней группе на тему «Ветер-невидимка» Воспитатель: Тимофеева А.Е Кемерово 2021 Задачи: 1. Формировать представления о воздухе ...

КОНСПЕКТ НОД МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "НЕВЕДИМКА - ВОЗДУХ"

КОНСПЕКТ НОД МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "НЕВЕДИМКА - ВОЗДУХ"...

Конспект занятия "Воздух-неведимка"

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...

Конспект НОД по ФЭМП "Шапка-неведимка", старшая группа

Направление образования и развития (образовательная область) познавательное развитие, речевое развитие, конструирование.Цель: Создание условий для закрепления математических знаний....