Роль народных игр в экологическом воспитании дошкольников.
статья по окружающему миру

Лещенко Ольга Владимировна

Народные игры являются традиционным средством педагогики, естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций и являются методом экологического воспитания детей дошкольного возраста. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В народных играх ребенок приобретает огромный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narod_igry_v_ekologii.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Роль народных игр в экологическом воспитании дошкольников.

Воспитание в детском саду построено на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр, так как игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном возрасте первостепенное значение.

Народные игры являются традиционным средством педагогики, естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций и являются методом экологического воспитания детей дошкольного возраста. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В народных играх ребенок приобретает огромный опыт.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Это синтез поэтического народного слова и движения. Первые игры в жизни ребенка «Как с гуся вода», «Потягушечки», «Ладушки», «Сорока», Пальчик-Мальчик», «По кочкам» дают ребенку почувствовать радость общения с близкими людьми, их любовь, заботу, ласку, внимание, удовлетворяют потребность в тактильных ощущениях.

Русские народные игры для детей в педагогическом отношении, оказывают огромное влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, чувство коллективизма и взаимовыручки. «Гори, гори, ясно», «Золотые ворота», «Лапта», «Городки», «Казаки-разбойники», «Плетень» - эти игры учат детей чувствовать плечо друга, действовать сообща, умению общаться.

Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ: «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», У медведя во бору», «Совушка-сова», «Краски», «Кот и мышь», «Волк и овцы», «Стадо», «Кот и воробьи», «Лиска-лиса», «Пчелка и ласточка». Дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, порхают птички. Движения ребенок сопровождает яркой мимикой и жестами.

Такие игры, где нужно ловить друг друга, где ребенок должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность – самые любимые для детей. Народные игры несут в себе огромный запас знаний о повадках животных, птиц, насекомых: «Птицелов», «Ловишки», «Переселение лягушек», «Купи бычка», «Летит – не летит», «Земля – воздух – вода», «Дятел» «Летал-летал воробей».

Играя с детьми в игры «Жучок-паучок», «Божья коровка», мы рассказываем о насекомых, приоткрываем одну из тайн природы. Почему этот жучок так ярко окрашен? А потому, что божьей коровке нет необходимости ни от кого скрываться. Она не съедобная, например, для птиц.

Народные игры несут в себе знания о временах года, о природных явлениях: «Мороз», «Два мороза», «Солнышко и дождик», «Ручеек», «Заря», «Малечина-калечина», «Солнце и месяц».

С детства всеми любимую игру «Каравай» можно использовать как метод в работе с детьми по ознакомлению с трудом хлеборобов и подвести детей к пониманию истинной стоимости хлеба. Этим же целям служит мало знакомая игра «Пирожок».

Очень нравятся детям игры с ложками, они используют их как ритмический аккомпанемент; свистульки, матрешки, лошадки, курочки, медвежата, собачки. Играя с ними, дети знакомятся с народными промыслами и пополняют свой детский опыт: какая игрушка может легко разбиться, какая только треснет, а «кулич» из песка, когда высохнет, рассыплется. Такое сенсорное воспитание служит ступенью умственного развития ребенка. Чувственное восприятие – основа технического развития дошкольника.

В народных играх дети получают географические знания о других городах, поселках, деревнях: «Кострома-кострома», «А у нас в Рязани», «Почта» а такие игры, как «Тетеры», «Заинька», «Змея», «Как у дяди Трифона», «Дударь», «Помазок», «Чехарда», «Бахша» помогают им узнать и полюбить свою малую родину – Белгородский край.

Игры с пением, вождением хоровода «Во поле береза стояла», «Калинушка», «Мы вокруг рябины водим хоровод» пополняют знания днтей о разнообразии растительного мира.

Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Он, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно фольклор органично входит в его жизнь.

Это начало познания жизни и человеческих взаимоотношений, начало становления характера ребенка.

Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-Пресс, 2014.
  2. Карпухина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М.: Творческий центр, 2006.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
  4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...

Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников Крайнего Севера

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и к...

"Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников" (для конкурса "Воспитатель года - 2015")

Текстовый документ к презентации "Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Роль сюжетных игр в экологическом воспитании дошкольников".

В дошкольном возрасте у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игры тесно связаны с воображением, с восприятием окружающего мира. В настоящее время очень актуальна стала экологическая п...

Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов  о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....

презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК и ППРО Института психологии и образования ФГАОУ ВПО К(П)ФУ

Презентация выступления «Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с общим недоразвитием речи» семинаре-практикуме «Дизайн участков ДОУ» (для слушателей курсов ПМЦПК  и ППРО И...