"Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников" (для конкурса "Воспитатель года - 2015")
проект по окружающему миру на тему
Текстовый документ к презентации "Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zvonareva_itog_zernograd.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Малыш» Зерноградского района
Роль развивающей среды в экологическом развитии детей дошкольного возраста
Подготовила: С.Ю.Звонарева
воспитатель I квалиф. категории
2014 год
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Все мы хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, любознательными и, самое главное, здоровыми. Для того чтобы этого достичь, нужно научить ребёнка правильному общению с природой. Человек очень длительное время считал себя хозяином природы, использовал для своего блага всё, что его окружало. В результате ухудшилась экологическая обстановка, что представляет серьёзную угрозу жизни и здоровью человека. Поэтому очень важно научить ребёнка жить в ладу с природой.
Наблюдая за детьми, мы замечаем снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Проанализировав знания детей, и проведя анкетирование родителей, мы пришли к выводу, что необходимо повышать экологическую грамотность и культуру.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации развивающей среды по экологическому воспитанию.
В связи с этим мною разработан экологический проект:
«Предметно – развивающая среда в детском саду».
Определились цели для реализации данного проекта.
Цели проекта:
- Совершенствовать организацию экологического пространства на территории детского сада.
- Создать условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам.
- Включать детей и взрослых в активную созидательную деятельность по благоустройству и озеленению территории детского сада.
- Обеспечить научно – методическое и материально-техническое сопровождение работы воспитателя.
-Организовать работу по повышению профессиональной компетенции педагогов.
Данный проект долгосрочный и объединяет в себе три мини-проекта:
1 «Познавательно - экологическая среда в группе»
2 « Ландшафтный дизайн в детском саду».
3 «Экологическая тропинка» - развивающая среда на территории детского сада.
Первый мини – проект «Познавательно - экологическая среда в группе»
В группе создано несколько зон:
Зона обучения, где дети, сидя за столом, рисуют, лепят, работают с дидактическими пособиями.
Зона коллекций, где дети знакомятся с различными природными объектами. Здесь очень важен природоохранный аспект: не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков. В коллекцию могут входить: камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, кора, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.
Ещё один важный аспект зоны коллекций – это безопасность (например, у камней не должно быть острых кромок, объекты должны быть чистыми).
Зона библиотеки - центр, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, журналы по экологии.
Мини – лаборатория для развития у детей познавательного интереса и интереса к исследовательской деятельности. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в учёных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Очень важно организовать мини-огород на окне для экспериментирования и наблюдения за объектами живой природы. Это позволяет детям реализовать свою познавательную активность. Так же у детей формируются умения анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы. Нельзя забывать о важности календаря природы. Повышается познавательный интерес у ребят если они будут разнообразными. Дети с удовольствием фиксируют свои наблюдения.
На площадке: организован «уголок трудолюбивых ребят». Коллективный труд приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей. Самое главное, что дети могут видеть плоды своего труда и получать огромное удовольствие от результата.
И, конечно, труд на свежем воздухе помогает сохранять и укреплять здоровье ребят.
Второй проект «Ландшафтный дизайн территории детского сада»
Данный проект краткосрочный, но ежегодный.
Содержание проекта направлено на обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагога, детей и их родителей. От того насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной будет среда в которой ребёнок живёт и развивается, зависит его физическое и психологическое состояние.
Понимая это, в своей работе наряду с образовательным процессом мы превращаем территорию детского сада в территорию красоты, сказки, добра, а на площадке - предметно-развивающую среду.
На территории площадки находится мини альпийская горка, которая оживляет площадку, привлекает детей своей красотой, способствует возникновению познавательного интереса.
Также на площадке находятся цветники, экологические островки, цветник для комнатных растений, где ребята заботятся в летний период о своих зелёных друзьях.
Чтобы ребятам было весело и интересно гулять и играть на прогулке, её необходимо правильно оформить, дополнив, к примеру, любимыми детьми мультипликационными героями и другими интересными объектами.
Ребята всегда помогают в уходе за нашими объектами, следят за их сохранностью. Стремлюсь, чтобы работа в этом направлении не прошла напрасно и дети, став взрослыми, стали трудолюбивыми, воспитанными, бережно относились к родной природе. Ведь экологическое воспитание это, прежде всего, воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.
Третий проект «Экологическая тропинка»
Хочется обратить особое внимание на важную составляющую проекта – «Экологическая тропинка». Ведь каждый из нас понимает важность общения детей с природой.
Эффективнее знакомить детей с растениями и животными непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать рисунки, фотографии, видеофильмы.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми, также служит для проведения экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Создавая экотропинку на территории детского сада, необходимо помнить, что экологическая тропинка – это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами.
Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, на уборку старых поваленных деревьев, пеньков. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для наблюдений, игр, театрализованных занятий, экскурсий и исследовательской деятельности.
Изучив этапы создания тропинки и, проанализировав видовой состав растений и животных, наличие интересных объектов на территории нашего детского сада, составлен перспективный план работы в этом направлении:
- изготовление карты – схемы (для установки на территории детского сада).
- оформление подборки информация всех точек тропы (для воспитателей).
- подборка сказок, загадок, пословиц, стихов для дополнительного использования в течении дня или недели, картотеки дидактических, малоподвижных и подвижных игр экологического содержания (для использования воспитателями).
- создание «Хозяина тропинки» (сказочный персонаж, который будет давать ребятам задания, беседовать с помощью пед. ситуаций и приглашать их в гости).
- «Почта» для общения с природой (почтовый ящик для писем от живых объектов и от ребят, например……)
- знаки на пути следования по тропинке.
- информационные листовки и консультации для педагогов и родителей.
- усовершенствовать метеостанцию.
Мной разработан план-схема экологической тропинки.
Итак, добро пожаловать на экологическую тропинку детского сада «Малыш».
ПЕРВАЯ точка маршрута –«Цветочная мозаика».
На этом маршруте собрана коллекция различных цветочных культур, высаженных в горшочки и установленных на пенёчки, что позволяет детям наблюдать, ухаживать, исследовать роль человека в жизни растений.
ВТОРАЯ точка маршрута – «Любимая ёлочка».
На данной точке можно не только просто рассматривать с ребятами ёлочку, но и сравнить её с искусственной. В результате расширяются знания, воспитывается бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему.
ТРЕТЬЯ точка маршрута – «Многолетники».
Находится эта точка на цветнике и показывает разнообразие многолетних растений, которые способны переносить суровые условия зимы.( Хоста, Лилии, Розы, Маки и др.)
ЧЕТВЁРТАЯ точка – «Альпийская горка».
Она оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни. Кроме того, цветы привлекают многих насекомых, таким образом, появляются дополнительные объекты для наблюдений.
ПЯТАЯ точка – «Зелёные силачи».
На этой точке дети наблюдают и восхищаются жизненной силой сосен, пробивающихся через асфальто - бетонные покрытия.
ШЕСТАЯ точка маршрута – «Зелёные защитники».
Здесь формируются представления о значении берёз и других деревьев как о защитниках человека не только от солнца летом, но и как о биологических очистителях воздуха.
СЕДЬМАЯ точка – «Птичья столовая».
Особенно важна для воспитания доброжелательного отношения к пернатым, формирования желания заботиться о них.
ВОСЬМАЯ точка маршрута – «Насекомые».
На этой точке дети могут пронаблюдать за жизненной активностью насекомых-опылителей, понять и проанализировать взаимосвязь насекомых и растений.
ДЕВЯТАЯ точка – «Птицы».
Для привлечения на территорию детского сада различных птиц на деревьях развешены скворечники и кормушки. Здесь дети наблюдают за их поведением , разнообразием внешнего вида и приспособленности к условиям обитания.
ДЕСЯТАЯ точка – «Зелёная аптека».
На этой точке у детей формируются представления о многообразии и значении растений-лекарей для человека и животного мира; о правилах их сбора в лечебных и оздоровительных целях.
ОДИНАДЦАТАЯ точка – «Огород».
Огородный участок для трудовой деятельности и выращивания огородных культур. В весенний период для наблюдений детьми за ростом ранних культур установлена теплица, здесь у детей формируется представление о зависимости роста растения от климатических условий.
ДВЕНАДЦАТАЯ точка – «Сад».
Многообразие плодово - ягодных культур и значение их в жизни человека и насекомых позволяет открыть много тайн и загадок родной природы.
ТРИНАДЦАТАЯ точка – «Муравейник».
Наблюдения за жизнью муравейника, за муравьиными дорожками, ходами и процессом поиска и перетаскивания пищи позволяют показать роль муравьёв как санитаров природы, выработать правила поведения детей и привычку оберегать этих маленьких тружеников.
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ точка – «Живые этажи».
Здесь формируются целостное представление о природном сообществе, о разнообразии (деревья, кустарники, травы). Дети учатся восхищаться мудростью природы, познавая взаимосвязь в ней. В связи с этим очень важно для этой точки
В посадке деревьев приняли участие сотрудники детского сада с детьми и родителями.
ПЯТНАДЦАТАЯ точка – «Первоцветы».
На полянке, после длиной зимы, появляются первые и долгожданные цветочки. Это не может не вызвать у детей потребность бережного отношения к первоцветам.
ШЕСТНАДЦАТАЯ точка – «Старый пень».
На этой точке , с правильным подходом педагога к работе с детьми, воспитывается уважительное и почтительное отношение к старым деревьям и пням, акцентируя внимание на уже прожитую ими долгую жизнь. Здесь можно показать детям возможность дать вторую жизнь погибшему дереву, сделав из него скульптурную композицию.
СЕМНАДЦАТАЯ точка – «Кострище».
Здесь дети видят безжизненную картину участка, где жгли костёр, тем самым формируется представление о долговременности восстановления экологических условий для развития жизни на этом месте: мёртвая почва не может обеспечить развитие и рост растений на ней. На данном примере рассматривается кострище как «мини-эко-катастрофа».
ВОСЕМНАДЦАТАЯ точка – «Мудрое дерево».
На этой точке воспитывается у детей уважительное и почтительное отношение к дереву долгожителю. Формируется представление об уникальности, красоте и неповторимости «зелёного мудреца». На этом дереве и можно поместить домик для «хозяина тропы».
ДЕВЯТНАДЦАТАЯ точка – «Метеостанция».
Основные виды оборудования для этой точки:
-флюгер (для определения направления ветра)
-ветровой рукав (для определения силы ветра)
-осадкомер (для измерения количества осадков)
-термометр (для определения температуры)
-солнечные часы, которые позволяют детям учиться определять время по солнцу.
Рассмотрев маршрут экологической тропинки, нельзя не оценить её масштабности для внедрения различных видов деятельности в работе по экологическому воспитанию дошкольников. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребёнка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.
У воспитателей может возникнуть вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Всё зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки.
Да, дети очень любознательны, их интересует буквально всё. Нам педагогам необходимо поддерживать желание ребёнка узнавать новое, понимать непонятное. Пребывание ребёнка в детском саду – это огромная составляющая в его жизни, ведь здесь он проводит чуть не половину своего времени, здесь учатся дружить, общаться не только со сверстниками и взрослыми, а также с объектами природы.
Поэтому наличие экологической тропинки на территории детского сада как развивающей, познавательной и оздоровительной среды для наших детей просто необходимо.
Блиц – опрос по теме: «Принципы работы по экологии»
Принцип позитивизма предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. .
Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми педагоги знакомят детей. Особенно это практикуется при изучении правил поведения в природе.
К примеру: « Не ломать ветки кустов и деревьев», «Не бросать мусор», «Не рвать цветы» и т.д. Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то что можно?
Важно помнить о том, что для дошкольника заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического образования – нулевая. Для того чтобы ребёнок следовал определённым правилам , он должен осознавать их значение и эмоционально прочувствовал последствия их не соблюдения.
Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребёнок.
Принцип системности – наиболее эффективная работа с детьми в любом направлении это разработанная система.
Принцип наглядности – позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребёнка, поэтому использование в работе с детьми наглядного материала просто необходимо.
Принцип безопасности – предполагает, что используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребёнка, а так же воспитатель не должен забывать о призыве «НЕ НАВРЕДИ ПРИРОДЕ».
Принцип гуманистичности – проявляется в выборе модели образования, где педагоги переходят с авторитарного обучения и воспитания на педагогику сотрудничества взрослого и ребёнка, когда ребёнок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым.
И ещё один очень важный момент: педагог не должен бояться вопросов детей (ведь невозможно знать абсолютно всё). Ответы на неожиданные вопросы детей можно совместно с ребёнком найти в литературе.
Согласно новым требованиям ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) очень важно соблюдать все эти принципы в работе по экологии.
В связи с этим хотелось бы привлечь внимание к данной проблеме вас, коллеги и надеяться на понимание и посильную помощь в реализации этого проекта. Я уверена, реализация проекта будет иметь положительный результат – в душе ребёнка обязательно сохранится желание делать добро для всего живого, и главное, он будет беречь природу, будет заботиться о себе и о других.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников" (на конкурс "Воспитатель года - 2015)
Экологическая тропа - это важное состовляющее в развивающей зоне ДОУ....
«Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в группе с учётом ФГОСТ ДО»
Из опыта работы....
Доклад на тему «Роль предметно-развивающей среды в экологическом воспитании дошкольников»
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социа...
«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников средней группы
Выступление на педагогическом совете по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников группы «Солнышко»...
Статья. Роль развивающей среды в экологическом образовании дошкольников.
Проблема экологического образования....
Презентация «Создание психолого-педагогических условий в процессе воспитания через предметно-развивающую среду по экологическому воспитанию детей ДО»
Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям. Поэтому правильно организованная пространственная...
Развивающая среда в экологическом воспитании дошкольников.
Статья об экологическом образовании в ДОУ...