Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
методическая разработка по теме
Методические рекомендации для педагогов о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rekom._rol_did_igry_v_ekolog_vospit.docx | 738.51 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время человечество
стоит перед лицом экологической
катастрофы. Причиной нарушения
экологического равновесия
послужило потребительское
отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня экология –
не только наука о взаимоотношениях живых
организмов друг с другом и с
окружающей средой, это еще и
мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится
формирование основ
экологического сознания
дошкольников, понимания общих
законов развития материального
мира, а не просто набор сведений о
природных явлениях и объектов.
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является
формирование у
дошкольников
основ
экологической
культуры.
Существует значение понятия «экология»:
1. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.
Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?»,
«помоги животному»,
«большие и маленькие» и т.д.
Дети старшего дошкольного
возраста успешно справляются
со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку».
Старшие дети разгадывают кроссворды,
решают ребусы,
проводят длительные
наблюдения за животными
и растениями,
с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин.
Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности воспитанников, но и включать в занятия:
- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),
- по математики (счет предметов,
лабиринты, задачи экологического
воспитания),
- по ознакомлению
с окружающим,
Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей
(«Летний отдых»,
«Ядовитые растения леса»,
«Птицы - наши друзья»
и другие), проводить
консультации на темы
«Зачем детям знания
экологии?»,
«Поиграем вместе»,
«Лекарственные растения» и так далее.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, находят отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»).
Экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
"Роль дидактической
игры в экологическом
воспитании
дошкольников»
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...
« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...
Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников
Консультация для воспитателей...
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников через организацию игровой деятельности....
Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...
Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....