Путешествие к синим китам
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ситникова Татьяна Ивановна

развитие познавательной активности дошкольников в процессе знакомства с древними обитателями океана через овладение действием построения модели внешнего вида древних млекопитающих (отряд китообразных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_sinim_kitam.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. Данная методическая разработка посвящена изучению древнего подводного мира в подготовительной группе по программе «Развитие» под редакцией Булычевой А.И. Методическая разработка является итоговым мероприятием по реализации долгосрочного проекта «Волшебство Юрского периода» и нацелена на систематизацию ранее полученных знаний.

Введение. На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальной и значимой проблемы не только нашей страны, но и всего мира в целом. Ознакомление детей с окружающим миром, как необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Основная часть:

Образовательная область: познавательное развитие

Тип деятельности: интегрированное занятие

Интеграция областей: речевое развитие, социально - личностное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Тема: «Путешествие к синим китам»

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Способ организации: групповая

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе знакомства с древними обитателями океана через овладение действием построения модели внешнего вида древних млекопитающих (отряд китообразных).

Задачи:

1. Закреплять знания детей о млекопитающих, живших в древности, задолго до появления человека на Земле.

2. Закреплять знания в процессе гимнастических упражнений. Создавать на занятии положительный эмоциональный настрой через проигрывание психологических этюдов.

3. Расширять кругозор детей, познавательные интересы к жизни древних млекопитающих,  и отряда хордовых.

Предварительная работа:  беседа с детьми о животных, млекопитающих, рыбах  живших в древнем мире, обсуждение их образа жизни, повадок. Чтение энциклопедий, познавательной литературы (энциклопедии: «Самая первая энциклопедия. Динозавры» И. Травина, «Детская энциклопедия о динозаврах, рыбах и млекопитающих  древнего мира» Л. Камбурнак, «Тайны живой природы» Рик Моррис, «Атлас живого мира» Е. Павлова), рассматривание иллюстраций.

Материалы: магнитофон, экран, ноутбук, проектор, плакат «Динозавры, которые жили в воде»; конверт с загадкой-подсказкой; листок, сделанный из цветного картона с подсказкой, соленое тесто, стеки, дощечки для лепки.

Ход развлечения:

Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Какие эры мы с вами проходили на этой неделе? (ответы детей) (мезозойская, юрский период) Кто жил в древнем мире? (Ответы: тогда на Земле еще не было человека. Жили различные животные, в том числе динозавры, древние млекопитающие, рыбы, пернатые, насекомые). А хотите побывать там? На чем же мы отправимся? (варианты детей). Мне нравится ваше предложение поехать туда на подводной лодке. Вы разрешите быть мне капитаном? Вы готовы? Тогда мы отправляемся в наше путешествие. (Дети под музыку выполняют погружение).

Дети встают перед экраном полукругом.

Воспитатель: (показ слайдов) Ребята, вот мы с вами и прибыли в мезозойскую эру, которая была много миллионов лет назад. В это время на Земле жили удивительные животные – морские динозавры, археоце́ты (современные  киты), и гигантские рыбы. Это были рептилии, в чем-то похожие на современных крокодилов, ящериц, черепах. Древние рыбы мало напоминают нам нынешних обитателей морских пучин. Они конечно отличаются и размером, и поведением. Среди морских жителей  были гиганты  и карлики, мирные представители  и самые свирепые хищники. На суше динозавры расселились повсюду, став ее полновластными хозяевами. А в морских пучинах властвовали  Ихтиодектиды. Крупные и очень крупные (до 6 метров длиной) преимущественно хищные рыбы. Тело веретенообразное, часто удлинённое, высокие спинной и анальный плавники сдвинуты к хвосту, грудные плавники длинные, брюшные также хорошо развиты. Хвостовой плавник равнолопастный, глубоко вырезанный, полулунный. Челюсти массивные, зубы у большинства крупные, клыкообразные. Рот косой, направлен вверх. Передние уроневралии расширены, перекрывают боковые поверхности предхвостовых позвонков. Часть дна носовой капсулы составляет необычной формы решётчато-нёбная кость. Чешуя крупная, ромбическая или округлая. Преимущественно морские рыбы, некоторые найдены в лагунных и даже пресноводных отложениях.

Ребята, посмотрите, нам медуза принесла какой-то конверт. Наверное, он подскажет, какого представителя океана мы встретим дальше. Открываем конверт и читаем подсказку загадку. Как по морю-океану Рыба-рыбища плывёт, И к огромному фонтану, Подплывать нам не даёт! От него волна бежит, Ну конечно это — … Правильно ребята это кит. Древний кит раньше называли Левиафан. Обладал самыми крупными зубами среди всех китов, а возможно, и среди всех позвоночных (если не брать во внимание хоботных млекопитающих). Длина верхних зубов достигает 36 см, а диаметр — 12 см. Общая предположительная длина тела от 13,5 м по пропорциям современного кашалота, до 17,5 . Зубы росли  на нижней  и на верхней челюстях. Вероятно, левиафан охотился на морских млекопитающих — в том числе и на других китов. Также был способен питаться некоторыми видами крупных рыб, такими как очень распространённые и многочисленные в то время мегалодоны.  Однако, отметин на костях предполагаемых жертв не имеется. Возможно, это связано с тем, что морские млекопитающие берегут свои зубы при нападении на крупную добычу.

(показ слайда) Левиафан имел массивную и короткую голову, имеющую пространство для спермацетового органа. Этот орган, как полагают, помогает современным кашалотам питаться при глубоководном погружении. Тем не менее, левиафан Мелвилла, вероятно, охотился на свою добычу вблизи поверхности, поэтому кажется, что у него этот орган исполнял бы иные функции. Возможные функции спермацетового органа левиафана включают эхолокацию (в связи с наличием оной у более примитивных китов), акустические экраны (с действием спермацетового органа в качестве резонансной камеры) или для агрессивного тарана, возможно, использовавшегося при атаке добычи

 (Ребята, давайте попробуем поплавать, как киты попускать фонтанчик из  воздуха).

Многие другие беспозвоночные, костистые рыбы, амфибии, ящерицы, черепахи и крокодилы жили в пресноводных водоемах юрского периода (показ слайдов)

Воспитатель: Какие животные были распространены в море? (ответы детей)

Воспитатель:  В море ихтиозавр был самым известным и опасным из всех живущих там позвоночных, таких как плезиозавры, морские крокодилы, костистые рыбы, акулы и скаты. Среди беспозвоночных в юрском море аммониты и белемниты, принадлежащие к головоногим моллюскам, были самыми известными. Также можно упомянуть фораминифер, динофлагеллят, кораллы и губки, которые способствовали расцвету рифовых экосистем. Другие беспозвоночные включают также брюхоногих, например улиток, жаброногих, морские лилии и так далее.

Воспитатель: Как животные эволюционировали в юрском периоде? (ответы детей) (после предположений детей показ слайдов с правильными ответами).

Воспитатель: В юрском периоде климат был в целом жарким и сухим, но во второй половине юрского периода, около 160 миллионов лет назад, вероятно, был период похолодания. Многие крупные животные, такие как большинство стегозавров и зауроподов, вымерли в конце юрского периода вместе со многими аммонитами, морскими рептилиями и двустворчатыми моллюсками.

А теперь, дети, посмотрите, на коралловом рифе прикрепился необычный листочек. Давайте посмотрим, какая на нем подсказка. Ребенок снимает лист, на котором изображен крокодил.

Игра « Собери картинку».

Воспитатель: У вас на столах  разрезанный пазл- картинка представителя древнего морского мира. Вам нужно будет быстро собрать и назвать его. Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какое млекопитающее было прородителем современного крокодила? (ответы детей) Правильно, это Дейнозух (показ слайда). Дейнозух был гораздо больше, чем любой современный крокодил или аллигатор — крупнейшие представители западной разновидности в длину достигали не менее 12 метров и весили свыше 8,5 тонн, по внешнему виду он был похож на своих меньших сородичей. Имел большие, крепкие зубы, предназначенные для захвата и убийства крупной добычи и дробления твёрдой пищи, а спина была покрыта толстым слоем полусферических остеодерм. Давайте походим как крокодил, виляя своим хвостом, и постараемся изогнуть наши спинки как это делает крокодил.

На экране следующий слайд с подсказкой. Читаем подсказку: «На древнегреческом языке эту  рыбу называется «нарк», от слова «онемение». Отсюда, кстати, и слово «наркоз». Правильно ребята, это рыба Скат. Откуда берется электричество у ската и насколько силен его разряд? У скатов есть специальные электрические органы, находящиеся по бокам тела. Их масса может составлять до 30% от всей массы ската. Управляет ими специальная доля мозга. Напряжение при разряде у некоторых видов скатов достигает 220 вольт! Один разряд продолжается всего 0,03 секунды, но скат умеет «стрелять залпами» до 100 разрядов и даже больше. Любопытно, что новорожденные скаты уже умеют генерировать электричество. Современная медицина не нуждается в использовании разряда скатов, однако используются другие лечебные свойства их. Давайте попробуем поиздавать звуки разряда тока.

А теперь, ребята, посмотрите, кто изображен на экране? Это самый хищный  гигант древнего водного мира. Да, это Мегаладон. Прородителем современной акулы была рыба Мегаладон.

 Мегалодон был одной из самых больших рыб всех времён. О его размерах судить трудно, но исследование ископаемых остатков, представленных большим количеством зубов и окаменелых позвонков, показывает, что эта акула имела гигантские размеры, достигая по разным оценкам максимальной длины до 15 метров и имея максимальный вес от 30-35 до, возможно, 47 тонн. Таким образом, мегалодон входил в ряд самых крупных водных хищников за всю историю нашей планеты. Домом мегалодона был теплый океан, который существовал вплоть до последнего ледникового периода в раннем плейстоцене, и считается, что именно он лишил этих огромных акул пищи и возможности размножаться. Возможно, таким образом природа защитила современное человечество от ужасных хищников.

Ребята, давайте изобразим Мегаладона: будем делать большие шаги, топать и грозно порычим.

А теперь ребята посмотрите кто изображен на экране, правильно это синие киты. Синий кит (также голубой кит  или синий полосатик,  или голубой полосатик. ( Balaenóptera músculus) синий кит  — морское млекопитающее  из отряда китообразных, относящееся к усатым китам (род полосатиков). Самый большой кит, самое большое современное животное, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо существовавших на Земле. Его длина достигает 33 метров, а масса может значительно превышать 150 тонн.

Синий кит является типичным представителем усатых китов, питающихся планктоном. Он обладает хорошо развитым цедильным аппаратом, образованным пластинами китового уса. Синий кит питается в основном крилем, реже более крупными рачками, мелкой рыбой и головоногими.

Выделяют три подвида синего кита — северный, южный и карликовый, незначительно отличающиеся размером и телосложением. Иногда выделяется четвёртый подвид — индийский синий кит. Первые два подвида тяготеют к холодным кругополярным водам, а третий встречается в основном в тропических морях. Образ жизни всех подвидов практически одинаков. Киты держатся преимущественно в одиночку, реже небольшими группами, причём даже в группах они плавают разрозненно. Исторический ареал синего кита занимал весь мировой океан, однако в настоящее время сильно разорван. По сравнению с образом жизни многих других китообразных образ жизни синего кита изучен недостаточно.

 А сейчас я предлагаю слепить вам своего синего кита из соленого теста. А когда тесто к вечеру подсохнет, мы с вами их раскрасим и сделаем выставку на нашем макете (дети присаживаются за столы и приступают к работе).

Воспитатель: Ой, ребята, как здорово мы съездили в древний мир. Познакомились с динозаврами которые обитали в океане, вспомнили прородителей современных рыб и млекопитающих и поиграли в них. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Волшебный паровозик нас ждет. (Дети бегают змейкой, изображая паровозик, держат друг друга за талию. Звучит музыка).

Вот и закончилось наше путешествие.

Заключение.

Данная методическая разработка дает возможность получить и систематизировать  свежие и ранее полученные знания по данной тематике. Повышает  уровень познавательной активности дошкольников в процессе знакомства с древними обитателями океана через овладение действием построения модели внешнего вида древних млекопитающих (отряд китообразных).

Список источников и литературы:

  1. «Динозавры и другие исчезнувшие животные», издательство «Махаон» 2005г.
  2.  Л. Уоттс, «Доисторическая жизнь», Москва, «Росмэн» 2007г.
  3.  И.  Яковлева, «След морского монстра», Москва, «Росмэн» 2000г.
  4.  М. Авдонина, «Киты, Эволюция». Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо»,2007г.
  5.  «Все о динозаврах и древних млекопитающих», издательство «Астрель», Москва, 2000г.
  6.  Л. Камбурнак, «Древний подводный мир». Детская энциклопедия, Москва, «Махаон», 2010г.
  7. Бондаренко И.Е. « Большая Энциклопедия»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по синему морю»

Развлечение подготовлено к Всемирному Дню океанов с использование информационно-коммуникативных технологий....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы "Путешествие в синее королевство"

Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования, развивать художественно-творческие способности детей....

"Путешествие в сине-голубую сказку"

Конспект интегрированное занятие НОД "Познание", "Художественное творчество"...

Путешествие по Синему Королевству

Конспект занятия по психомоторному развитию детей...

Занятие с детьми по развитию познавательно – исследовательской деятельности Тема: Путешествие в синюю страну

Цель: Учить детей усваивать сравнительные степени прилагательных. Закреплять представление детей о синем цвете, о величине (длинный, короткий). Развивать зрительное восприятие, мышление, мелкую мотори...

Итоговое интегрированное НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие к трем китам»

Создание условий для развития музыкальных способностей детей, посредством всех видов музыкальной деятельности....

Итоговая интегрированная НОД в подготовительной к школе группе № 12 «Путешествие к трем китам»

Образовательные области: Художественно – эстетическое развитие. Музыка.Тема занятия:«Морское путешествие». Цель: Создание условий для развития музыкальных способностей дете...