Элементарная познавательная деятельность младших дошкольников по теме «Снег и его свойства».
проект по окружающему миру (младшая группа)
Элементарная поисково-познавательная деятельность с детьми позволяет ответить на интересующие ребёнка вопросы, сформировать у них представления о явлениях природы; выявить причины взаимосвязи, обеспечить наиболее высокую степень активности и самостоятельности малыша в познание окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementarnaya_poznavatelnaya_deyatelnost_mladshih_doshkolnikov_sneg_i_ego_svoystva.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементарная познавательная деятельность младших дошкольников
Проект «Познаем мир»
по познавательно – исследовательской деятельности
во второй младшей группе
Тема: Элементарная познавательная деятельность младших дошкольников по теме «Снег и его свойства».
Тип: Информационно - поисковый.
Продолжительность проекта – краткосрочный (1 неделя)
Форма реализации: прогулки, наблюдение, элементарное экспериментирование в зимнее время года.
Объект исследования: снег
Участники: дети, родители, воспитатели.
Проект разработал: воспитатель Иртакова А.И.
Проблема проекта:
Недостаточное внимание воспитателей и родителей формированию познавательного интереса ребенка, а также создание вокруг него условий для элементарной поисковой деятельности.
Практическая значимость проекта:
Проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована, поэтому изучение экологического сознания совместно с поисковой деятельностью так важно для воспитания развитой личности.
Актуальность проекта
В период дошкольного детства у детей происходит понятие первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка.
Дети младшего дошкольного возраста с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда не замечая самого главного. Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но ребёнка 3-4 лет интересует прежде всего, внешние характеристики, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какой? Уже с 4 лет ребенок пытается осознать взаимосвязи, зависимости, но без помощи взрослого ему этого не осуществить, поэтому роль взрослого в познание ребёнком окружающего мира очень велика. В процессе общения и взаимодействия с детьми взрослый передаёт им свой богатый опыт, но очень важно определить меру участия взрослого в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его инициативу, не погасить желание открыть для себя новое.
Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа, которая воздействует на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей 3-4 лет уже начинает появляться поисковые вопросы: «Почему вчера можно было лепить из снега, а сегодня нет?», «Как можно узнать, кто нарисовал следы на снегу?», «Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.
Элементарная поисково-познавательная деятельность с детьми позволяет ответить на интересующие ребёнка вопросы, сформировать у них представления о явлениях природы; выявить причины взаимосвязи, обеспечить наиболее высокую степень активности и самостоятельности малыша в познание окружающего мира.
Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста системы знаний о снеге и его свойствах методом поисково-познавательной деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах снега.
2. Создать условия, побуждающие детей к активной познавательной и практической деятельности.
3. Сформировать у детей эстетическое восприятия чувства, развить сенсорные способности.
4.Активизировать активный словарь дошкольника.
Для педагогов:
1.Установить взаимоотношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития познавательного интереса детей.
2. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемах друг друга.
3. Активизировать и развивать воспитательные умения родителей по развитию познавательной деятельности детей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для родителей.
1.Дать представление родителям воспитанников о значимости развития познавательных интересов ребенка для всестороннего его развития.
2.Способствовать созданию активной позиции в совместной познавательной деятельности с детьми.
3. Заинтересовать родителей в элементарной опытнической и экспериментальной деятельности с детьми.
Этапы работы над проектом
Этап первый:
1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, возможности детей в познание окружающего мира.
2. Определение задач проекта.
3. Изучение программно-методического обеспечения.
Этап второй:
1. Определение структуры образовательной деятельности.
2. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности.
Этап третий:
1. Презентация проекта.
Перспективный план работы и основные направления
поисково-познавательной деятельности
Дни недели | Содержание совместной деятельности | Ресурсы | Участники |
Понедельник | Беседа о зиме с использованием сюжетных картинок по теме. НОД «Зима пришла, много снега принесла» Программные задачи: учить детей отвечать на поставленные вопросы, поддерживать диалог, расширить знания детей о времени года, развивать познавательный интерес, расширить активный словарь детей, воспитывать желание узнавать новое о снеге. Манипулирование со снегом: Удерживание снежинок на варежке, на ладони; Подбрасывание снега руками, лопатой. Выкладывание снежинок по трафаретам | Группа Группа Участок Группа | Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети, родители. |
Вторник | Дидактические игры «Когда это бывает?», «Подбери слово», «Какой, какая, какие», «Доскажи словечко» НОД «Выпал первый снег» Программные задачи: познакомить детей со свойствами снега, формировать понятие о связи между выпадением снега и наступлением зимы, развивать познавательную активность, воспитывать интерес к опытнической деятельности. Рассматривание снежинок при помощи лупы, лепка снеговиков «Этот удивительный снег» - занимательные опыты и эксперименты | Группа Группа Участок Группа | Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Родители, дети |
Среда | Чтение потешек, стихов о снеге с использование слайд-шоу. НОД «Веселые снеговики» Программное содержание: закрепить знания детей о свойствах снега, навыки рисования снеговиков из частей круглой формы, разной величины и деревьев из вертикальных и наклонных линий (ель); развивать мелкую моторику рук, воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу. Подвижная игра «Снежинки – пушинки» Изготовление построек из снега Просмотр мультфильма «Снегурушка и лиса» | Группа Группа Участок Группа | Воспитатели, дети Воспитатели, педагог по изодеятельности, дети Воспитатели, родители, дети Воспитатели, дети |
Четверг | Описательные загадки о зиме и снеге НОД «Рассказывание из личного опыта «Что мы делаем зимой» Программное содержание: учить детей выражать свои впечатления от прогулок,;побуждать детей использовать в своих высказывания полученные сведения о свойствах снега, развивать умение слушать друг друга, воспитывать дружелюбие. Игры со снегом, катание на санках, лыжах Вечер развлечения «Веселые снежинки» | Группа Группа Участок Спортивный зал | Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети Воспитатели, дети, родители |
Пятница | Игры с использование компьютера «Что лишнее?», «Исправь ошибку художника» Спортивный праздник «Ой, зима, ой зима, игры да забавы» | Группа Участок | Воспитатели, дети Воспитатели, дети, инструктор по физвоспитанию, родители |
Результаты реализации проекта (ожидаемые результаты):
Для детей:
1. Прогулки, экскурсии, наблюдения, элементарные экспериментирования стали традиционными моментами в жизни детей в детском саду.
2. Дети обращаются к взрослым с вопросами с познавательной направленностью, умеют рассуждать; под руководством взрослого делают выводы.
3. Дети не только охотно слушают, но делятся впечатлениями о явлениях природы, с помощью взрослого устанавливают причины, взаимосвязи.
4. Дети не только констатируют события, явления, но и начинают проявлять себя маленькими созидателями.
5. В результате проведенной в определенной системе поисково-познавательной деятельности у детей появился определенный запас знаний:
- снег по цвету белый, но если он растает, то вода грязная;
- снежинки имеют разную форму;
- снег может падать тихо, медленно, быстро, отдельными снежинками или хлопьями;
- на снегу отпечатываются следы;
- снег бывает мягким, пушистым, рыхлым, тяжелым, липким;
- из мокрого снега можно лепить, а сухой снег рассыпается;
- из твердого снега можно вырезать фигурки;
- снег от тепла превращается в воду;
- снег холодный, брать его голыми руками нельзя, есть его нельзя.
6. В ходе анализа проблемных ситуаций дети не боятся делать высказывания.
7. Различные способы проверки предположений способствуют развитию у детей интереса к познавательной деятельности.
Для педагогов:
Установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
Обогащена развивающая среда для поисково-познавательной деятельности детей;
Пополнен информационный материал для родителей о значимости развития познавательной деятельности детей.
Подготовлен информационный диск для родителей «Опыты и экспериментирование со снегом».
Для родителей.
Возросла активности родителей детей группы в совместной познавательной деятельности с детьми.
Родители принимают активное участие в изготовлении построек из снега на участке группы.
Программно-методический материал
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2014.
- Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2015.
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2013.- 79с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: детство-пресс, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно - исследовательская деятельность в старшей и подготовительной группах. Тема: Снег и его свойства.
Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анал...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Снег и его свойства» Тема: «Снег и его свойства»
тема: "Снег и его свойства" в старшей группе...
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа
Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий. Тема: «Снег и его свойства».
Целью конспекта НОД с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий на тему "Снег и его свойства" является формирование у детей 4-5 лет первоначальных представле...
Печатное пособие"Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников"
Научный руководитель и редактор: В.А.Деркунская - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена....
Конспект НОД по реализации образовательной области познавательное развитие с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Снег и его свойства»
Конспект НОД по реализации образовательной областипознавательное развитие на тему: «Снег и его свойства»Цель: Создание условий для формирования знаний у детей о свойствах снега.Задачи: Обр...
Занятие — эксперимент по экологии во второй младшей группе по теме «Снег и его свойства».
Формировать знания детей о снеге и его свойствах....