Проект "Чайные традиции"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект "Чайные традиции" для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chaynye_traditsii.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Чайные традиции»
Срок:
краткосрочный проект (2 недели)
Участники проекта:
- воспитатели группы
- дети старшая группа
- родители воспитанников
Возраст детей – участников проекта:
5-6 лет
Актуальность:
Многие праздники, в том числе и в детском саду, завершаются чаепитием. Чаепитие…. А что это такое? А от куда оно взялось? А как пили чай в старину? А как пьют чай в других странах? Ответы на эти вопросы не знают порой и взрослые, не говоря уже о детях…
В настоящее время наши традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоги становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций. Для ознакомления с некой традицией русского чаепития мы решили предложить детям отправиться в путешествие в прошлое, в гости в русскую деревню на чаепитие с настоящим русским самоваром
Но как же быть, ведь традиции чаепития есть не только в России? Как объяснить детям, что традиции присущие нашей стране- это частичка именно русского народа, а не какого - нибудь другого? Как доказать, что именно мы, а не кто-то еще должны чтить, помнить и пронести через года наши обычаи? Для этого мы также предлагаем перенестись в старые времена в деревеньку, вот только уже в китайскую. Это необходимо для понимания детьми того, что у каждого народа свой быт, свой образ жизни, свои традиции пронесенные через века.
В связи с этим нами был разработан и реализован проект «Чайные традиции в детском саду»
Цель:
Ознакомление детей с чайными традициями России и Китая.
Задачи:
- Познакомить детей с традициями чаепития России и Китая.
- Продолжать знакомить детей с народными праздниками.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру
- Развивать желание работать сообща, взаимодействую и взаимопомощи
- Воспитывать любовь к русским традициям и чувство уважения к традициям других народов
- Активизировать фантазию и творческие способности детей
- Активизировать речь детей
Этапы проекта:
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Завершающий этап
Подготовительный этап
Задачи: подбор необходимых материалов для разработки и реализации проекта.
В ходе предварительной работы воспитателями группы были изучены традиции чаепития России и Китая. Был отобран и систематизирован материал по теме проекта, на основе которого были составлены конспекты НОД.
Кроме того, был подобран демонстрационный материал, художественная литература, стихи, пословицы и поговорки о чае и чаепитии, подготовлено необходимое оборудование, костюмы для проведения НОД, раздаточный материал.
Для родителей была подготовлена консультация – беседа «Я люблю и почитаю русские традиции».
Основной этап:
Задачи этапа: реализация проекта
Неделя первая. «Русская масленица»
Первой частью данного этапа стала творческая работа для детей и их родителей сочинение – рассказ «Моя масленица» о том, как отмечается масленица в их семье. Так же было предложено сделать иллюстрации к своим рассказам.
Для определения уровня знаний дошкольников была проведена беседа на тему ;Что я знаю о русской масленице?». Как выяснилось в ходе беседы, воспитанники недостаточно хорошо знают традиции празднования масленицы.
Для того, чтобы дети смогли больше узнать о традициях чаепития и о проводах зимы, а также смогли окунуться в полной мере в древние обычаи нашей страны в ходе НОД «Русская масленица» им было предложено переместиться в русскую деревушку, где их встречала русская красавица в настоящем русском народном сарафане. Итогом НОД стало чаепитие с русским самоваром.
Продолжением данной работы стало НОД по изодеятельности «Русский самовар». В ходе НОД по лепке дети готовили угощение для гостей – лепили блины, баранки, крендельки. Для украшения гостиной детям было предложено сделать аппликационную картину «Сирень».
Особая роль в нравственно – патриотическом воспитании отводиться праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание праздников воспитывают у детей положительные чувства. Важно, чтобы воспитанники имели возможность окунуться в атмосферу общей радости. Для этого этого дети посетили масленичные гулянья, ежегодно проходящие в нашем детском саду, пели песни, водили хороводы, катались на лошадях.
На основе детских впечатлений с использование фотографий с праздника, а также с НОД «Русская масленица» была оформлена стенгазета.
Неделя вторая. «Китайское чаепитие»
Для сравнения и понимания, что традиции – это частичка отдельно взятой страны, для расширения кругозора детям было предложено отправиться в путешествие и посетить старинную китайскую деревушку, дне их встретила хозяйка в национальном китайском костюме. Дети вместе с хозяйкой перенеслись на плантацию чая и узнали откуда к нам пришел чай, как его выращивают. Затем детям было предложено поучаствовать в приготовлении настоящего китайского чая и в чайной церемонии.
В ходе НОД по изодеятельности дети рисовали натюрморт «Китайское чаепитие».
Так же детьми была создана аппликационная картина «На чайной плантации».
На основе впечатлений с использование фотографий с НОД была выпущена газета «Как в Китае чай мы пили».
Тема недели: Народная культура и традиции 16.04.- 20.04.2018
Понедельник
Радужный сундучок 16.04.2018
Тема: Русская изба |
Цель: Продолжать учить детей рисованию сельского пейзажа Задачи: Развивать способность чувствовать выраженное в картине настроение Расширять представления о русской избе как о памятнике русского деревянного зодчества Формировать интерес к народной культуре Совершенствовать художественно – творческие способности детей в изображении изб |
М.П.: Сюрпризный момент Беседа Физкультминутка Показ способов рисования Самостоятельная работа детей Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторник
В гостях у Самоделкина 17.04.2018
Тема: Стайка дельфинов |
Цель: Продолжать учить детей самостоятельной аппликативной работе Задачи: Учить детей самостоятельно творчески отражать представление о морских животных разными изобразительными средствами Активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру Развивать чувство формы и пропорций Воспитывать эстетическое отношение к природе |
М.П.: Сюрпризный момент Рассказ воспитателя о морских обитателях Просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с изображением разных морских животных Беседа Физкультминутка Показ способов работы Самостоятельная работа детей Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среда
Думай – говори 18.04.2018
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж |
Цель: Дифференциация звуков Задачи: Совершенствовать слуховое восприятие детей посредством упражнений на различение звуков з-ж изолированных и в словах Придумывание слов с заданным звуком Определение позиции звука в слове |
М.П.: Сюрпризный момент Игра «Найди звук» Игра «Какой ряд победит?» Физкультминутка Игра «поймай звук» Игра «Сколько звуков» Чтение стихотворений Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Четверг
Город мастеров 19.04.2018
Тема: Самовар |
Цель: Продолжать освоение рельефной лепки Задачи: Учить детей создавать уплощенные фигуры Учить украшать налепами и контррельефами Ориентировать детей на поиск гармоничных сочетаний разных форм Развивать комбинаторные способности Совершенствовать умение оформлять поделку |
М.П.: Сюрпризный момент Прослушивание песни «Самовар» Рассматривание самовара Беседа Физкультминутка Показ способов лепки Самостоятельная работа детей Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наш мир 19.04.2018
Тема: Традиции русского чаепития |
Цели: Познакомить детей с традициями русского чаепития Задачи: Познакомить детей с самоваром, угощениями русского стола, традиционным этикетом Дать детям представления о предметах русского обихода традиционно используемых в процессе чаепития Развивать словарный запас детей Активизировать речь Воспитывать чувство уважения и бережного отношения к традициям своего народа |
М.П.: Сюрпризный момент Презентация «Русское чаепитие» Дидактическая игра «Что на стол поставить» Беседа Физкультминутка Чаепитие Анализ |
Пятница
Математическая шкатулка 20.04.2018
Тема: Решение задач, знакомство с названием месяца – апрель, логические задачи на установление закономерности, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник |
Цель: Решение задач Задачи: Продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись Познакомить с названием месяца – апрель Закрепить знания о первом месяце весны – марте Продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник Учить понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно Формировать навык самоконтроля и самооценки |
М.П.: Игра «Составь и реши задачу» Игра «Дорисуй правильно» Физкультминутка «Найди свое место» Знакомство с названием месяца – апрель Игра «Нарисуй недостающую фигуру» Самоконтроль и самооценка |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В гостях у профессора Адфавита 20.04.2018
Тема: Звуки и буквы б-п |
Цель: Знакомить детей со звуком и буквой Задачи: Повторить и закрепить знания о звуках и буквах Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы Закреплять умение находить место звука в слове Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха Закреплять умение составлять несложные предложения по схеме Обогащать словарный запас детей Развивать логическое мышление и речь |
М.П.: Сюрпризный момент Характеристика звука Произношение звуков в слогах Произношение слов со звуком Физкультминутка Чтение чистоговорок и поговорок Знакомство с буквой Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема недели: Народная культура и традиции 23.04.- 27.04.2018
Понедельник
Радужный сундучок 23.04.2018
Тема: Водоноски - франтихи |
Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно –прикладным искусством Задачи: Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству |
М.П.: Сюрпризный момент Рассматривание игрушек Беседа Физкультминутка Показ способов рисования Самостоятельная работа детей Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторник
В гостях у Самоделкина 24.04.2018
Тема: Деревянная ложка |
Цель: Продолжать учить детей самостоятельно составлять узор Задачи: Продолжать знакомить детей с мотивами хохломской росписи Развивать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке Активизировать словарный запас Развивать мелкую моторику, навык форморазличения, творчество и фантазию Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей |
М.П.: Сюрпризный момент Рассматривание предметов обихода с хохломской росписью Дидактическая игра «Что за дивная посуда» Беседа Физкультминутка Показ способов работы Самостоятельная работа детей Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Среда
Думай – говори 25.04.2018
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ. Повторение стихотворения «Лизочек» К.С. Аксакова |
Цель: Совершенствовать умение дифференцировать звуки ч-щ Задачи: Учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки ч-щ: изолированные в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове Помочь запомнить стихотворение Совершенствовать интонационную выразительность речи |
М.П.: Сюрпризный момент Игра «Чья песня?» Игра «Слова на «Ч» Упражнение «Измени слово» Физкультминутка Чтение отрывка из сказки «Федорино горе» Чтение стихотворения «Лизочек» К.С. Аксакова Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Четверг
Город мастеров 26.04.2018
Тема: Водоноски у колодца |
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства Задачи: Обогащать зрительные впечатления Формировать эстетический вкус Создавать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки Показать обобщенный способ лепки женской фигурки на основе юбки – колокола Закрепить представления о характерных элементах декора и традиционных цветосочетаний |
М.П.: Сюрпризный момент Рассматривание дымковской игрушки «Водоноска» Беседа Физкультминутка Показ способов лепки Самостоятельная работа детей Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наш мир 26.04.2018
Тема: Традиции китайского чаепития |
Цели: Познакомить детей с традициями китайского чаепития Задачи: Познакомить детей с чайными приборами, угощениями китайского стола, традиционным этикетом Дать детям представления о предметах обихода традиционно используемых в процессе чаепития Развивать словарный запас детей Активизировать речь Воспитывать чувство уважения и бережного отношения к традициям чужого народа |
М.П.: Сюрпризный момент Презентация «Китайское чаепитие» Дидактическая игра «Что на стол поставить» Беседа Физкультминутка Чаепитие Анализ |
Пятница
Математическая шкатулка 27.04.2018
Тема: Порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку |
Цель: упражнение в порядковом счете, решение математической загадки Задачи: Упражнять в различении количественного и порядкового счета Закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись Закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица Учить рисовать лягушку в тетради в клетку Учить понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно Формировать навык самоконтроля и самооценки |
М.П.: Игра «Что растет на нашей грядке?» Игра «Отгадай загадку» Физкультминутка «Прыгать заинька горазд» Игра «Нарисуй правильно» Игра «Рисуем лягушку» Самоконтроль и самооценка |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В гостях у профессора Алфавита 27.04.2018
Тема: Звуки и буквы г-к |
Цель: Знакомить детей со звуком и буквой Задачи: Повторить и закрепить знания о звуках и буквах Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы Закреплять умение находить место звука в слове Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха Закреплять умение составлять несложные предложения по схеме Обогащать словарный запас детей Развивать логическое мышление и речь |
М.П.: Сюрпризный момент Характеристика парных звуков Произношение звуков в слогах Произношение слов со звуком Физкультминутка Чтение чистоговорок и поговорок Знакомство с буквой Анализ |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Завершающий этап:
Задачи этапа: подведение итогов реализации проекта.
На данном этапе была подготовлена выставка работ по изодеятельности «Русский самовар» и «Китайское чаепитие», аппликаций «Сирень» и «На чайной плантации», выставка работ из пластилина «Угощенье для гостей». Были изготовлены стенгазеты «Русская масленица» и «как в Китае чай мы пили». Проект был представлен на педсовете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"
Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...