Конспект ОД "Путешествие в страну часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Завернина Дарья Григорьевна

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_chasov.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для старшей группы

Тема: «Путешествие в страну часов»

Вид: Путешествие

Цель: Ознакомление детей с различными видами часов

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить детей с понятием «время»
  2. Познакомить детей с различными видами часов (механические, солнечные, песочные, огневые, водяные), принципом их работы
  3. Формировать представление об определении времени по часам
  4. Познакомить детей с профессией «Часовщик»

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к окружающему миру
  2. Способствовать развитию воображения и мышления
  3. Развивать интерес и навыки экспериментальной деятельности
  4. Активизировать словарь детей

Активный: часы, время, стрелки, длина.

Пассивный: циферблат

Понятийный: Часовщик – мастер по изготовлению и ремонту часов

                    Механизм -  внутреннее устройство аппарата, проводящее его в движение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь
  2. Продолжать воспитывать уважение к труду людей, в частности к труду часовщика

Образовательные области (направления): Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие

Предварительная работа:

Чтение сказки «Время и малыш»

Изучение поговорок и пословиц о времени, о часах

Материалы: 

Часы механические, песочные, огневые (свеча, булавка, колокольчик), макет солнечных часов

Оборудование:

        Ноутбук, кукла на руку «Часовщик»

        Ход НОД:

        В группу с часами в руках входит воспитатель.

        Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас!

        - Я сегодня кое-что принесла. Вы знаете, что это?

        

        - Да, вы правы! Это часы. А принесла я их для того, чтобы мы с вами не пропустили важные дела. Вот только кажется, они не работают. А как их починить я не знаю. Вы не знаете, что нам делать?

        - Нет, не получается. Но я, кажется, знаю кто нам поможет. А помогут нам люди дивной профессии «Часовщик».

Часовщик – это мастер по изготовлению и ремонту часов. Благодаря этим людям, у нас с вами есть часы, которые исправно работают и мы всегда все делаем вовремя и не пропускаем важные дела. Но для того, чтобы они нам помогли, нам с вами необходимо перенестись в страну часов. Вы готовы?

- Тогда нам надо закрыть глаза, обернуться вокруг себя и произнести заклинание:

Раз, два, три.

В страну часов перенеси,

Ветер странствий, перемен.

Помоги скорей нам всем.

- Вот мы с вами и в стране часов.

Детей встречает Главный Часовщик.(Г.Ч.)

Главный Часовщик: Здравствуйте, ребята! Я Главный Часовщик! Зачем пожаловали?

Дети рассказывают о проблеме.

Г.Ч.: Да уж, проблема так проблема! Но мы, добрые часовщики, вам поможем. А для этого нам надо пройти в мастерскую. Но в нашей стране много разных мастерских и в каждой из них делают разные виды часов. А какие часы вы знаете?

Г.Ч.: Молодцы! Чтобы узнать в какую именно мастерскую отдать ремонтировать ваши часы, я предлагаю зайти в каждую из них и познакомиться со всеми часами поближе.

1.«Мастерская солнечных часов»

На столе стоит макет солнечных часов.

Г.Ч.: Знаете ли вы, дети, какие это часы?

Г.Ч.: Правильно! Эти часы называются солнечные. Они появились много лет назад, когда древние люди поняли, как зависят длина и место тени от времени, а точнее от того, где находиться Солнце. Посмотрите, пожалуйста, на наши часы. Они состоят из круга с цифрами, который называется циферблат и колышка, от которого идет тень, когда на него светит Солнце. Если представить, что наша лампа – это Солнце, то мы с вами можем определить время. На наших солнечных часах - 10 часов. Но как вы думаете, люди всегда могли пользоваться солнечными часами.

Г.Ч.: Правильно, нет. А почему?

Г.Ч.: Да, вы правы. Они не могли узнать сколько времени, когда не было Солнца. И тогда люди придумали другие часы. А какие, мы с вами узнаем в следующей мастерской.

2.«Мастерская огневых часов»

Г.Ч.: Мы с вами пришли в мастерскую огневых часов. Еще они называются свечными. Как вы думаете, почему?

Г.Ч.: Да, именно так. Для этих часов использовали длинные тонкие свечи, на которых наносили черточки, которые обозначали определенное время. Я вам предлагаю самим сделать такие часы. Посмотрите на стол. У нас с вами есть свеча с такой черточкой, булавка и колокольчик. Повесим наш колокольчик на булавку и воткнем ее в свечу в том месте, где нанесена наша черточка. Вот наши часы и готовы. Вот только они не работаю. Что же надо сделать?

Г.Ч.: Правильно. Свечу надо зажечь. Но при этом надо помнить, что пользоваться спичками могут только взрослые. Горящие свечи также должны контролировать взрослые. К тому же свеча должна быть хорошо закреплена. Иначе может случиться беда.

Г.Ч.: Вот наши часы и заработали. А наша черточка на часах обозначает время, когда вам следует отправляться в детский сад. А как же мы определим, когда наступит это время.

Г.Ч.: Правильно! Свеча прогорит и колокольчик упадет на стол. Молодцы!

Физкультминутка.

Г.Ч.: А сейчас, ребята, я вам предлагаю не много развлечься. Согласны?

Тогда повторяйте за мной.

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (наклоны влево-вправо)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка. (дети садятся в глубокий присед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью. (приседание)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой (вращение туловищем влево)

А часы идут, идут, (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают (замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат.

Словно убежать хотят (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (дети останавливаются)

Г.Ч.: ну вот мы с вами немного отдохнули. Теперь предлагаю двигаться дальше.

        3.«Мастерская песочных часов»        

        Г.Ч.: Вот мы с вами в еще одной мастерской. Вот это тоже часы. А как вы думаете, они называются?

        Г.Ч.: Правильно. Это песочные часы. А почему они так называются?

        Г.Ч.: Все верно. Потому  что в них используют песок. А из чего еще они состоят?

        Г.Ч.: Молодцы! Они состоят из двух стеклянных сосудов, которые соединены вместе. В одном из них песок, а другой пустой. А как же по ним измеряют время? А вот как. Если перевернут часы, то песок окажется в верхнем сосудике и станет пересыпаться в нижний по небольшому отверстию. Посмотрите внимательно. Когда весь песок пересыплется, это будет означать, что прошло определенное время. Одни часы обозначают минуту, другие – час, а были и часы, рассчитанные на сутки. Но и эти часы были ужасно неудобны. Ведь песочные часы надо было постоянно переворачивать. И тогда люди придумали механические часы.

4.«Мастерская механических часов»

Г.Ч.: Посмотрите, это мастерская механических часов. А как вы думаете, почему они так называются?

Г.Ч.: Да, потому что внутри у них механизм, который состоит из разных механических деталей. Мы с вами можем разглядеть их. На что они похожи?

Г.Ч.: Да, ребята, вы опять правы! Они похожи на маленькие зубастые колесики. А зубчики эти нужны для того, чтобы детальки соединялись друг с другом. Ведь, когда заводят часы начинает крутиться одно колесико, своими зубчиками оно цепляется за другое и начинает раскручивать его, и так, пока не закрутиться каждое колесико механизма, который и вращает стрелки по циферблату часов.

Г.Ч.: Ой, что это?

Да, это прозвенели наши огневые часы, а это значит, что вам пора отправляться в детский сад. Но мы с вами забыли о нашей проблеме, о сломанных часах.

Итог:

Г.Ч.: Нам необходимо отдать часы в мастерскую, а вот в какую именно, мы с вами сможем определить, если вспомним все, что узнали о часах.

-Как называются наши часы?

-Да, вы правы. Наши часы механические. И отдадим мы их в мастерскую механических часов, где мы сможем отремонтировать ваши часы.

Г.Ч.: Я беру инструмент…. Раз, два, три…. Вот ваши часы и заработали.

        Воспитатель: Спасибо тебе, Главный Часовщик! Ну, а теперь нам пора обратно в детский сад. До свидания!

Г.Ч.: До свидания, ребята!

Ребята закрывают глаза, произносят заклинание и переносятся обратно в детский сад

Раз, два, три.

В детский сад перенеси,

Ветер странствий, перемен.

  Помоги скорей нам всем

Автор: Завернина Дарья Григорьевна.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №47»Радость»

Г. Псков, Псковской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну часов»

Программные задачи: Формировать у детей представления о том, как изменяется предмет в процессе творческой мысли, познакомить с историей часов, подвести к  пониманию их назначения и функции. Дать ...

Конспект занятия "Путешествие в страну часов"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Путешествие в страну часов» для детей речевой подготовительной к школе группы. Цель занятия: познакомить детей с истори...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада на тему "Путешествие в страну часов"

Программное содержание:- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями;- вызвать интерес к понятию «время»;- формировать умение определять время по часам...