"Березы родного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Камодина Ольга Ивановна

Программное содержание:

Совершенствовать навыки в технике круговой штриховки. Закреплять

умения рисовать березу, передавая особенности строения и создавая выразительность образа. Активизировать в речи детей словарь прилагательных (ветвистая, кудрявая, плакучая) и существительных (крона, береста). Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к природе родного края.

Методические приемы: использование загадок и стихов, хороводная игра, дидактическое упражнение «Что нужно растениям?», беседа, вопросы, психологическая пауза, индивидуальная работа, дидактическое упражнение «Волшебная линия», анализ детских работ, итог.

Материал: карточки-схемы с элементами березы, иллюстрации березы в разное время года, восковые карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа: Целевая прогулка к березе, чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры. «Что нужно растению для роста?», рисование с детьми с использованием разнообразной штриховки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pro_berezu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №85 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

На тему: Березы родного края

в старшей группе

                                                       

       Составила: воспитатель

                                                                        Камодина О. И.

Саранск 2018

Программное содержание:

Совершенствовать навыки в технике круговой штриховки. Закреплять

умения рисовать березу, передавая особенности строения и создавая выразительность образа. Активизировать в речи детей словарь прилагательных (ветвистая, кудрявая, плакучая) и существительных (крона, береста). Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь к природе родного края.

Методические приемы: использование загадок и стихов, хороводная игра, дидактическое упражнение «Что нужно растениям?», беседа, вопросы, психологическая пауза, индивидуальная работа, дидактическое упражнение «Волшебная линия», анализ детских работ, итог.

Материал: карточки-схемы с элементами березы, иллюстрации березы в разное время года, восковые карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа: Целевая прогулка к березе, чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры. «Что нужно растению для роста?», рисование с детьми с использованием разнообразной штриховки.

Ход НОД:

Дети стоят возле доски полукругом.

Воспитатель: Мы к друг другу повернулись

И немножко улыбнулись

От улыбок в группе, стало так светло,

А ребятам нашим очень хорошо.

И мне ребята от ваших улыбок стало светло и тепло на душе. Я вспомнила очень интересную загадку, внимательно ее послушайте:

Русская красавица стоит на поляне        

В зеленой кофточке в белом сарафане.

Воспитатель: - Молодцы. (Выставляются иллюстрации берез в разные времена года).

Воспитатель: Ребята, мы с вами не раз наблюдали за березой на прогулке. Береза – очень красивое дерево, оно растет во всех уголках нашей Республики Мордовии. Давайте вспомним, какая бывает береза?

Воспитатель: Правильно, береза бывает: стройная, гибкая, красивая, белоствольная, кудрявая, прямая, ветвистая, плакучая. (Дети садятся на стульчики перед столами).

Воспитатель: - Молодцы. Из ваших слов мне стало ясно, что вам нравится это дерево. Березой восхищались многие русские поэты и посвящали ей великолепные стихи. Послушайте некоторые из них. Я вам предлагаю закрыть глаза. Постарайтесь представить себе березу, о которой вы сейчас услышите.

С.Прокофьев.:

Люблю березку русскую, то светлую, то грустную.

В белом сарафанчике с платочками в карманчиках,

С красивыми застежками, с зелеными сережками,

То ясную кипучую, то грустную плакучую...

Люблю березку русскую.

Словно девица русская, приумолкнув стоит,

 Над речушкой берёзка листвой шелестит.

 Только ветер играет в косах длинных листвы,

 Только звезды мигают ночью ей с высоты.

 Рано утром встает она солнце встречать,

 Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

 И, наверно, на свете нет березы родней,

 Ведь береза - частица Мордовии моей.

Откройте глаза. Все ребята увидели березу? Расскажите нам о ней.

Воспитатель: - Я поняла, что кто-то из вас увидел грустную березу, кто-то – кудрявую, кто-то – светлую и т.д.

Воспитатель: - Дети, а какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение?

Воспитатель: - Правильно, у каждого свое настроение (лирическое, печальное, грустное и т.д.)

Воспитатель: - Мы вокруг березки встанем в хоровод,

     Весело и звонко каждый запоет.

Воспитатель: - Дети, давайте встанем в круг.

Хоровод вокруг березы: Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли-люли стояла (2раза),

Мы пойдем пойдем погуляем,

Белую березу не сломаем

Люли-люли не сломаем (2раза),

Погуляла детвора – на занятия пора. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: - Скажите мне, к какому миру, рукотворному или нерукотворному, т.е. к природному, относится береза.

Воспитатель: - Правильно, береза относится к нерукотворному миру.

Воспитатель: - А к какой природе к живой или неживой относится береза?

Воспитатель: - Правильно, береза относится к живой природе.

Воспитатель: - Что нужно для того, чтобы береза жила, росла, размножалась? Из каких частей состоит береза.

Воспитатель: - Правильно, у березы есть корень, ствол, ветки, почки, листья и сережки. Дети составляют модели строения березы (по схемам).

Воспитатель: - Скажите мне, какой ствол у березы.

Воспитатель: - Молодцы, ствол у березы белый, прямой с черными пятнами, бывает тонкий и толстый.

Воспитатель - Как определить по стволу дерева молодое оно или старое?

Воспитатель: - Правильно, у  старого дерева кора шершавая, много черных пятен, ствол толстый. А у молодого дерева кора гладкая, черных пятен меньше, ствол тонкий.

Воспитатель - А кто нам скажет, как называется кора дерева?

Воспитатель: - Правильно, береста. Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору березы называют берестой. Береста – это защитный покров дерева, она непроницаема для воды и газа. Но в белой бересте есть своеобразные отдушины – довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются чечевички, через них береста дышит».

Воспитатель: - Какие бывают ветки у березы.

Воспитатель: - Молодцы, что вы запомнили, какие бывают ветки: длинные, короткие, плакучие, тонкие, толстые..

Воспитатель: - Как назвать ветки с листочками одним словом.

Воспитатель: - Правильно, крона.

Воспитатель: - Мы так много сегодня говорили о белоствольной березе и я отела бы вам предложить нарисовать ее с помощью волшебной линии. На что похожа эта линия?

Воспитатель: - Какие интересные у вас ответы: спираль, кудряшки, колечки, завитушки.

Воспитатель: - А какая линия по характеру?

Воспитатель: - Правильно, добрая, веселая, игривая, озорная.

Воспитатель: - Как с помощью такой линии можно нарисовать густую крону дерева?

Воспитатель: - Правильно, надо сильно нажимать на карандаш, должно бать много завитков.

Воспитатель: - А как нарисовать молодую березу?

Воспитатель: - Правильно, надо не сильно нажимать на карандаш, крону рисовать менее густую.

Воспитатель: - Прежде чем приступить к рисованию, нам надо немного отдохнуть.

(Физкультминутка).

Руки подняли и помахали.

Это березы в лесу,

Локти согнули, кисти встряхнули

- ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем,

Это к вам птицы летят.

Как они сядут покажем,

Крылья сложили назад.

Дети садятся за столы и приступают к рисованию.

(Во время рисования звучит медленная, спокойная мордовская мелодия).

По мере завершения рисования работы выставляются на наборное полотно. Дети, посмотрите, какие красивые рисунки вы нарисовали, даже в группе от них стало светлее. Посмотрите внимательно, какая береза вам понравилась больше всего? Почему?

(Ответы детей).

Воспитатель: - А мне понравились все ваши работы. Они все красивые и интересные. Благодаря вам выросла у нас целая березовая роща.

Воспитатель: - Дети, а кто скажет, что такое березовая роща?

Воспитатель: - Правильно, березовая роща – это небольшой лес, где растут только березы.

Воспитатель: - Дети, понравилось вам занятие? Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Спасибо, мне было очень интересно и приятно с вами работать. Полюбуйтесь своими работами. Вечером можете забрать их домой и подарить своим

близким и знакомым.

Литература

С.Прокофьев «Люблю березку русскую». Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки».

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж: ТЦ « Учитель», 2002.

Жуковская Р.И. и др. Родной край. Пособие для воспитателей дет. сада. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

«Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»

laquo;Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....