проект "Мыло душистое"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых.
Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mylo_dushistoe.docx | 34.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Мыло душистое»
для детей группы раннего возраста.
Актуальность:
Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся.
Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых.
Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.
Цель:
Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты.
Задачи:
Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.
Побуждать к речевому общению.
Формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая».
При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы,
беседа, игры с пеной.
Вид проекта: краткосрочный, групповой — 1 неделя.
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.
Оборудование: Тазы с водой, трубочки, мыло, мыльные пузыри. Зеркало, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие).
Методы: наглядный, практический и словесный; показ воспитателя, вопросы, беседа; игры с пеной;
чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты: Закреплять умение детей самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Диагностика навыка мытья рук и умывания | ||||||||||||||
Фамилия имя ребёнка | умеет закатать рукава | умеет смочить руки | взять мыло, намылить до появления пены | мыть руки | смыть мыло | мыть лицо | Вытереть насухо руки и лицо, повесить полотенце на место | |||||||
Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | Н.П. | К.П. | |
Критерии результативности проекта
Сформирован: все компоненты сформированы соответственно возрасту.
Частично сформирован: отдельные компоненты не развиты;
Не сформирован: большинство компонентов недостаточно развито;
Сформирован | красный |
Частично сформирован | зелёный |
Не сформирован | синий |
Список используемой литературы:
Программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Москва-Синтез, 2010.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айри-пресс, 2007.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение.1986.
Анкета для родителей
«Культурно-гигиенические навыки Вашего ребенка»
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________________
Может ли кушать самостоятельно_________________________________________________________
В какой руке держит ложку? ____________________________________________________________
Аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает пищу) _______________________________________
Умеет ли держать кружку ________________________________________________________________
Сохраняет ли за столом правильную осанку? ________________________________________________
Как заканчивает еду (благодарит ли взрослых)?______________________________________________
Умеет ли пользоваться салфеткой _________________________________________________________
Охотно идет в ванну и сразу приступает к действию__________________________________________
Закатывает рукава_______________________________________________________________________
Правильно моет руки____________________________________________________________________
Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место______________
Осознает ли ребенок необходимость умывания? (подчеркните) (Ребенок действует по собственной инициативе, по указанию взрослого) _______________________________________________________
Умеет ли одевается, раздеваться?_____________________________________________________________
Умеет ли складывать одежду?_____________________________________________________________
Убирает ли за собой игрушки_____________________________________________________________
Просит ли помощи/ не просит помощи, если что-то не получается_______________________________
Рекомендации по воспитания навыка умывания для родителей с детьми раннего возраста.
Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду.
Рекомендации по воспитания навыка умывания:
1. Малыша необходимо учить подставлять руки под струю воды, потирать ими, начиная с 1,6 лет.
2. С 2лет ребенок должен мыть руки с мылом, вытирает их.
3. Надо научить закатывать рукава, круговыми движениями мыть руки, лицо умывать «всё»,
а не только нос и глаза.
4. Умывание сопровождать стихами.
5. Вода должна быть комнатной температуры.
Дома надо ставить скамеечку, чтобы ребенок сам мог умываться.
6 . Нужно терпеливо добиваться, чтобы ребенок насухо вытирал руки.
Должно быть личное полотенце, полотенце на уровне роста ребенка (вешать должен сам).
7. Надо приучать ребенка мыть руки перед едой, если сходил на горшок.
Чтобы выработать у малыша навык выполняйте эти процедуру через определенные промежутки времени:
утром после сна, вечером перед сном, днем до еды и после.
Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
Понедельник: Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка). А над ручками, как тучки (руки вверх). Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе). Игра «Сделаем пену» Цель: Уточнить знания о свойствах воды ( вода пенится ).В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше. Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть. Вывод – мыло в воде – появляется пена. Вторник: «Игра- опыт «Игра с пеной!» Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности. Педагог в ёмкости с водой венчиком взбивает пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь из нее слепить. Педагог предлагает в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака. Среда: Игра- опыт «Мыльные пузыри» Цель: развивать восприятие величины, умение сравнивать, тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая». Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри. На ладошке подержать! Четверг Игра – опыт «Найди игрушки» Цель: Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры. В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут, отодвигая пену. Пятница: Игра «Помощники Мойдодыра» Цель: Обогащение игрового опыта ,выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды. Нетрадиционное рисование с использованием пены и поролона «Мыльные пузыри» | Консультация: «Развитие культурно-гигиенических навыков». Памятки для родителей «Как правильно мыть руки» Разучивание с детьми стихотворений, потешек дома. Чтение сказок. Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий. Поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в домашней обстановке. Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», стихотворение В. Викторова «Умывальная», слушание песни «Два веселых гуся», разучивание потешки «Водичка, водичка». стихотворение М. Дружининой « Кто знает волшебное слово»; | Фото отчёт проведения проекта. Картотека игр-экспериментов с детьми раннего возраста. Картотека потешек, стихов, художественных произведений о предметах личной гигиены. Наглядный материал по культурно-гигиеническим навыкам Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные, пальчиковые игры, подвижные игры по данной теме. Фотоотчет «Домашний чистюля». |
Вывод:
У детей сформировались элементарные навыки поисковой деятельности, знания о свойствах пены.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослыми и сверстниками,
радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.
Чтение стихов в процессе умывания детей.
Таня, Машенька и Женька, Мойте руки хорошенько. Не жалейте мыла. Я уж стол накрыла. | Теплая водичка Умоет Тане личико, Пальчики — Антошке, Сашеньке — ладошки. | Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть, Грязь убрать из-под ногтей, Да постричь их поскорей. Умываться по утрам И еще по вечерам. |
Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едой, После сна и перед сном. | Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть, Грязь убрать из-под ногтей, Да постричь их поскорей. Умываться по утрам И еще по вечерам. | Чисто вымою я уши — Будут уши лучше слушать. Отчего блестят глаза? С мылом умывался я. Мне еще нужна сноровка, Чтобы зубы чистить ловко. Дружат волосы с расческой, Хороша моя прическа. |
Я сегодня утром рано Умывался из-под крана. Я и сам теперь умею Вымыть личико и шею. | Теплою водою Руки чисто помою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру. | Ай, лады, ай, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. |
Картотека опытов.
Опыт № 1«Знакомство с пеной»
Цель: познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая», «белая», развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: ёмкость для воды, мыло.
Ход проведения:
Педагог говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям). Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.
Проговаривают:
«Моем, моем, моем – чисто, чисто, чисто,
Будут ручки чисты, чисты, чисты».
Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена. Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.
Опыт № 2 «Мыльные пузыри»
Цель: развивать восприятие величины, умение сравнивать, тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая».
Оборудование: мыльные пузыри.
Ход проведения:
Педагог предлагает малышам пускать мыльные пузыри, ловить их, смотреть, как они летят и лопаются. Отмечает что они, лёгкие, воздушные, летят, куда подуешь.
«Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот – какие посмотри!
Все они воздушные
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать!»
Опыт №3 «Купаем куклу Дашу»
Цель: развитие предметных действий, экспериментальной деятельности в игре.
Оборудование: ванночка для куклы, кукла, мыло, полотенце, губка. Педагог говорит о том, что в гости к ребятам пришла кукла Даша и у неё испачканы лицо и ручки. Предлагает помыть её, дети активно участвуют: наливают воду в ванночку, намыливают мылом губку и моют кукле лицо, ручки и т.д.
Опыт №4 «Стираем платочки»
Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений.
Оборудование: ёмкость, платочки, мыло.
Ход проведения:
Педагог показывает детям платочки и говорит о том, что они испачканы, ребята говорят о том, что их надо постирать. В ёмкость с водой складывают платочки и берут мыло, начинают намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла и дети стирают платочки и замечают, что они стали чистыми. Развешивают платочки на верёвке.
Опыт № 5 «Игра с пеной»
Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности.
Оборудование: мыло, ёмкость для воды, венчик.
Ход проведения:
Педагог в ёмкости с водой венчиком взбивает пену, и каждый ребенок берёт пену на ладошку и пробует из неё что-нибудь из нее слепить. Педагог предлагает в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки, нарисовать ротик или носик. Из пены так же можно совместно слепить айсберги, сугробы снега и белые облака.
Опыт № 6 «Рисуем пеной по зеркалу»
Цель: развивать творческое мышление.
Оборудование: ёмкость для воды, мыло, кисточки или губка.
Ход проведения:
Педагог предлагает детям рисовать пеной прямо на стекле, для этого могут подойти и маленькие пальчики малышей, кисточки и губки. Рассмотреть рисунки малышей, у кого что получилось.
Опыт № 7«Разложи пену по формочкам»
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства.
Оборудование: ложка или совочек, стаканчики, мыльница и разные ёмкости.
Ход проведения:
Педагог, взбив пену, расставляет на столе стаканчики, кружки, мыльницы и другие ёмкости. Показывает ребятам, что пену можно разложить в разные формы с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.
Опыт № 8 «Пенящие волны»
Цель: развивать познавательную активность и любознательность.
Оборудование: губка, мыльница, два таза (один с водой, второй с пеной).
Ход проведения:
Малыши наблюдают за тем, как педагог взбивает пену и обращают внимание на то, что какая она лёгкая, шуршит, издаёт шипящие звуки. Педагог предлагает детям пустить в плавание по пенящимся волнам губки и мыльницы. Дети наблюдают за тем, в как легче плыть: просто по воде или по поверхности густой пены. Педагог просит, чтобы малыши подули на свои лодочки. Малыши убеждаются в том, что не так-то просто лодочкам двигаться по поверхности из пены.
Опыт № 9 «Ах какая пенка!»
Цель: развивать самостоятельную экспериментальную деятельность, любознательность и познавательную активность.
Оборудование: венчики по количеству детей, ёмкости с водой
Ход проведения:
Педагог показывает малышам, как можно взбить пену венчиком и предлагает самим сделать пену. При необходимости педагог помогает детям справиться с экспериментом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности " Здравствуй хлебушек душистый!"
в статье представлен конспект интерактивного интегрированного занятия для детей страшего возраста. данный материал можно использовать в работе с детьми страшей и подготовительной групп в рамках образо...
конспект непосредственно-образовательной деятельности " Здравствуй, хлебушек душистый!"
в статье представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....
Проект "Да здравствует мыло душистое!"
Данный материал разработан для детей младшей группы. Цель проекта: способствование формированию полезных привычек на основе соблюдения культурно-гигиенических навыков....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2-ой младшей группе "Да здравствует мыло душистое"
Тема: «Да здравствует мыло душистое!» (занятие с проведением опыта)Цель: Познакомить детей со свойствами мыла;Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло;Воспитывать культур...
Познавательное занятие "Уж верба вся душистая"
Знакомство с пасхальными весенними праздниками....
Хлебушек ты мой душистый!
Хлебушек ты мой душистый!(Раздел программы: Познание;интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность»;подготовит...