Педагогический проект "Уж верба вся душистая"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида» №55 «Чудесница»
г.Воркута
/месяц апрель/
Руководитель проекта:
Недоступ О.В. – воспитатель с/г
2012 г
Тема: «Уж верба вся душистая…»
Аннотация:
Наши дети должны знать историю и смысл православных праздников , понимать и активно участвовать в праздновании наших традиционных праздниках, умели отмечать их так , как того требуют обычаи. Дошкольники должны ощутить духовную связь со своим народом , осознавать , что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные. Помня об этом, мы стремимся воспитывать нравственные и эстетические чувства, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту, прививать уважительное , милосердное, внимательное отношение к своим близким людям. Адресация проекта: Педагоги ДОУ, дети, родители.
Руководители проекта: Недоступ О.В. – воспитатель.
Никулина Г.И. – воспитатель.
Участники проекта: Дети, воспитатели; специалисты ДОУ : музыкальный руководитель, руководитель изостудии, инструктор ЛФК.
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст.
Особенности проекта:
- По характеру : информационно-творческий, игровой.
- По количеству создателей: парный.
- По количеству детей вовлеченный в проект : коллективный.
- По продолжительности : краткосрочный - апрель.
- По профилю знаний: межпредметный.
- По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям , через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Образовательные задачи: Познакомить детей с основными духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православных праздников: Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха . Развивать интерес к культуре предков. Развивать интерес к обычаям и обрядам связанных с праздниками.
- Развивающие задачи: Развивать нравственные и эстетические чувства ребенка , через беседы художественной литературы и продуктивную деятельность оказать помощь в становлении творческой личности ребенка , развивать навыки художественного творчества. Содействовать развитию речи: обогащению словаря , повышению выразительности , навыкам речевого общения в совместной деятельности.
- Воспитательные задачи: Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.
Ресурсы проекта:
- Необходимое обеспечение:
- Методическая литература
- Детская литература ( сказки, обряды, приметы, загадки, рассказы, песен)
- Информационный материал по теме.
- Фотографии , иллюстрации.
- Музыкальное сопровождение.
- Художественные средства для продуктивной деятельности
Требования к уровню подготовленности воспитанников:
- Дошкольникам необходимо обладать средним уровнем развития основной воспитательно-образовательной программы.
Предполагаемые результаты и продукты проекта:
- Продукт деятельности педагогов:
- Цикл занятий по теме: «Христианские, пасхальные праздники». - Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Птичий двор»
- Музыкальное сопровождение. - Буклеты: «Вербная веточка» , « Христос воскрес – воистину воскрес».
- Методическая литература. - Создание условий и благоприятной психологической обстановки для детей.
- Художественные средства для продуктивной деятельности. - Слушание духовной музыки. Результат деятельности педагога:
Систематизация работы по разработанной теме.
Результат деятельности детей:
- Приобретение знаний о том, что в России есть не только государственные праздники, но и православные , народные.
- Интерес к традициям русского народа, связанных с подготовкой и проведением православных праздников , народных приметах.
- Уметь играть в народные, пасхальные игры.
- Стремление детей радовать близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками: «Вербная веточка» - рисование; «Птица счастья» - оригами; «Подставка для яиц».
Продукты деятельности детей совместно с другими участниками проекта: - Игротека «Пасхальные, народные, хороводные» - педагоги, инструктор ЛФК.
- Детский мастер-класс «Уж верба вся душистая».
- Выставка: «Крашенки – яйца» - родители.
- Создание рисунков: «Любимый православный праздник моей семьи» - родители.
Этапы работы над проектом:
1 этап – погружение в проект.
Воспитатель:
- Изучение литературы по проектной деятельности
- Подбор детской литературы, мультфильмов и методических пособий с целью уточнения представлений детей о христианских, пасхальных праздников.
- Проведение консультаций для специалистов ДОУ по организации проекта.
- Консультации «Как и чем можно порадовать ребенка в праздник, «пасхальные обычаи на Руси» , доброе насаждение – приносит добрые плоды.
- Сюжетно-ролевые игры « Птичий рынок» , «семья» .
Родители:
- Иллюстрации
- Создание рисунков «Любимый православный праздник моей семьи».
- Помощь в оформлении музыкального зала к празднику «Светлая Пасха»
Специалисты ДОУ:
- Воспитатели
- Музыкальный руководитель
- Инструктор физкультуры
2 этап – организация деятельности.
Воспитатель:
- Разработка занятий по познавательному развитию: «Православный праздник Благовещение», «Что такое Пасха?», «Вербное воскресенье».
- Экскурсия в храм.
- Игротека дидактических игр (Приложение №1).
- Рассматривание открыток к православным праздникам.
- Составление игротеки русских народных, хороводных игр (Приложение №2)
- Игротека пасхальных игр (Приложение №2)
- Подборка художественной литературы для чтения и заучивания (Приложение №3) Родители:
- Сбор фотографий.
- Оформление альбома «Празднование Пасхи дома».
- Выставка крашенок – яиц.
- Создание рисунков «Любимый православный праздник моей семьи».
Специалисты ДОУ:
- Подборка музыкальных произведений к празднику «Светлая Пасха».
- Подбор народных игр, сказок, песен.
- Подборка иллюстраций, книг.
- Подбор средств для продуктивной деятельности.
3 этап.
1 неделя. «Благовещенье – птиц на волю отпущенье».
- Тематическое занятие «С нами чудо из чудес – Благовещенье с небес!» (Приложение №4).
- Познавательное сообщение «Птицы».
- Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим пусканием по ветру на улице «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны» (Приложение №5).
2-3 неделя. «Мальчики да девочки, свечечки да вербочки понесли домой…». Готовимся к вербному базару.
- Познавательное сообщение «Как встречают вербное воскресенье».
- Познавательное занятие «Воскресенье вербное» (Приложение №6).
- Детский мастер-класс «Уж верба вся душистая» (Приложение №7)
- Развлечение – ярмарка «Вербный базар» (Приложение №8)
4 неделя. «Христос воскрес , воистину воскрес!».
- Познавательное сообщение «Пасхальные обычаи на Руси».
- Комплексное занятие «Как люблю я праздник Пасхи».
- Изготовление подставок для яиц.
4 этап. Оформление.
- Выставка «Крашенки – яйца».
- Выставка «Уж верба вся душистая».
- Выставка «Подставки для яиц».
- Сценарий развлечения: «Народные пасхальные игры».
5 этап. Презентация.
Праздник: «Светлая Пасха» (Приложение №9)
Литература.
1.Бердникова, Н.В. «Веселая ярмарка.» Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет./ Бередникова Н.В. Худож. Афоничева Е.А. – Ярославль: Академия развития, 2005.- 224.: ил._ (Детский сад: день за днем).
2. Белощенко С.Н. , «Навигатор» Учебное пособие для руководителей театральных коллективов, С-Петербург 2010 -с.288;
3. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты 3-71 занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. Сост. Л.С.Куприна,Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н. Корепанова и др.- 3-е изд., перераб. Дополн.- СПб.;Детство- п ресс», 2004. – 400 с.
4. Максимов С.В. Крестная сила. М., 1993;
5.Пашнина, В.М. «Жили – были , хоровод водили. Фольклорные праздники в 5-9 классах./В.М. Пашнина. Худож. А.А.Селиванов.- Ярославль: Академия, 2005.- 160 с.
6.Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.1979.
7. Сценарии православных праздников. Кн. 1. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие "Уж верба вся душистая"
Знакомство с пасхальными весенними праздниками....
Конспект занятия по аппликации в старшей группе « Верба душистая»
На занятии дети развивают мелкую моторику рук, учатся скатывать небольшие кусочки ваты. Проявляют фантазию. Закрепляют умение экономно и рационально расходовать материал. Учатся замеча...
Занятие по изобразительному исскуству.Аппликация нетрадиционным способом "Уж верба вся душистая".
"Уж верба вся душистая"....
Конспект занятия по аппликации в старшей группе.« Верба душистая»
Верба душистая...
Тема занятия: Уж верба вся душистая
Цель: Познакомить детей с вербой через продуктивную деятельность квиллинг. (педагога)Цель: Помочь Красной шапочке сделать подарок к празднику маме (детей)Задачи:1.Расширять и систематизировать знания ...
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию (аппликация с лепкой). Тема: «Верба душистая»
Образовательная деятельностьпо художественно-эстетическому развитию (аппликация с лепкой).Тема: «Верба душистая»(вторая младшая группа)Цель:- систематизировать представление детей об измен...
Конспект интегрированного педагогического мероприятия, «Верба, верба, вербочка – золотая веточка» (Аппликация из ватных палочек)
Цель: Ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.Задачи:• Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке....