Методическая разработка по теме: "Свойства воды"
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия «Свойства воды»
Основная образовательная область: познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическая культура
Цель: создать условия для расширения представлений у детей о свойствах воды.
Задачи: познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса; совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; закреплять знания о явлениях неживой природы; обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов: закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности; развивать мелкую моторику, умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.
Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, схемы, кроссворд.
Предшествующая работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Ход занятия.
Часть 1
-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.
С высоты большой, срываясь,
Грозно он ревет.
И о камни разбиваясь,
Пеною встает.
(водопад)
Разноцветными клоками
Вата по небу плывет.
Если в кучу соберется,
То на землю дождик льет.
Объясните мне, ребята,
Как зовется эта вата?
(облака)
Лишь его шаги услышу,
Заблестят асфальт и крыши,
А на липах под окошком
На листве блеснут сережки.
(дождь)
Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса…
А зовут ее?..
(роса)
-Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».
-Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.
-Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).
-Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает.)
-Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?
(Дети садятся на стульчики)
Часть 2
Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»
-Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)
-А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
На фланелеграф выставляется схема.
Опыт 2 «Вода не имеет запаха»
-Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей )
-Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком.)
Вывод: вода не имеет запаха.
На фланелеграф выставляется схема.
Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».
-Ребята, что произойдет с водой , если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).
-Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
-Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультминутка « Мы ногами топ-топ…».
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой все мы стали!
После физкультминутки дети садятся на стульчики.
-Ребята, а для чего нужна человеку вода? ( пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать, поливать растения).
-Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему?...( ответы детей)
-Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды – 3-4 дня, затем он погибнет.
-А теперь посмотрите на эту картинку, что вы здесь видите? ( загрязненный водоем, все живое гибнет). Какой можно сделать вывод? ( ответы).
Часть 3
Игра-эксперимент «Цветное молоко».
- -Налейте молоко в тарелку.
- -Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.
- -А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Часть 4
Итог занятия:
-Ребята, чем мы сегодня занимались?
-Что нового узнали?
-Понравилось ли вам занятие, и что больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....
Методическая разработка «Кто живет в воде».
Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность в жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКАРТОТЕКИ ИГР С ВОДОЙ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, ...
Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО Методическая разработка Тема: « В царстве воды»
приобщать детей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе; познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе; с различными явлениями и состоянием воды в окруж...
Методическая разработка по экологии "Свойства воды" для детей старшего дошкольного возраста.
Материал по изучению свойств воды и значению воды для всего живого....
Методическая разработка. Конспект занятия "Берегите воду!"
Уточнить представления детей о значении воды; о том, откуда в кране вода. Познакомить детей с тем, как очищают воду для питья.Воспитывать бережное отношение к воде....
ТЕМА: «СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ: ВОДА И МАСЛО» ОД по опытно - исследовательской деятельности в старшей группе
Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла...