"Что мы Родиной зовём?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Смирнова Ольга Николаевна

Гражданско-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_rodinoy_zovyom.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей

“Что мы Родиной зовём?”

Цель занятия: формирование гражданско – патриотических чувств средствами художественных произведений.

Задачи:

1. Обобщать и систематизировать знания детей о России.

2. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь дошкольников.

3. Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, пословиц.

4. Формировать у детей уважительное отношение к государственным символам РФ (гимн, герб, флаг).

5. Побуждать воспитанников выражать свое отношение к познавательным объектам и продуктивной деятельности, побуждать свободно мыслить, фантазировать.

6. Развивать устойчивый интерес дошкольников к народным промыслам, игрушкам.

7. Развивать познавательные интересы, зрительное восприятие, внимание, мышление, память.

8. Воспитывать чувство любви к Родине.

Материал и оборудование: семейные фото с путешествиями по России; трафареты матрёшек, ложек, балалаек; полоски белой, красной, синей бумаги в качестве заготовок для конструирования флагов; клей; гуашь; клеёнки; салфетки; кисти; русская шаль; презентация; музыкальный центр.

Предварительная работа: подбор книг, иллюстраций о Родине; беседы о российской символике; чтение художественной литературы (К. Д. Ушинский “Наше отечество”, Е. Серова “Родные края”, А. Прокофьев “На широком просторе”, Н. Рубцов “Привет, Россия, — родина моя!”, В. Степанов “Что мы Родиной зовём”, “Необъятная страна”, З. Александрова “Родина”, В. Боков “Какая наша Родина!”, П.  Синявский “Родная земля”, “Россия”, “Рисунок”, “Родная песенка”, М. Пожаров “Край родной”); дидактические и развивающие игры; рассматривание иллюстраций; разучивание наизусть пословиц и поговорок, стихов В. Степанова; виртуальные экскурсии.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Доброе утро нам всем и пусть будет добрым целый день.

Ребята, хочу поделиться с вами своей историей. Вчера я посетила библиотеку с целью подобрать для книжного уголка нашей группы несколько новых интересных для вас книг. Листая страницы одной из книг, я обнаружила тетрадный листок, где неровным и робким почерком было написано: ”Что такое Родина?” Я обратилась к сотруднику библиотеки и оказалось, что передо мной эту книгу читал первоклассник Ваня Лебедев и, вероятно, искал ответ на свой вопрос. Я подумала про вас, своих дошколят и, как ваш воспитатель, уверена, что вы знаете, что такое Родина.

Что для вас означает слово “Родина”? (ответы детей)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлём.

Вот так легко, просто, а главное, понятно мы с вами описали всё то, что можно назвать нашей Родиной. А помогло нам в этом стихотворение, которое так и называется “Что мы Родиной зовём”. Стихотворение написал поэт Владимир Степанов. (фото)

Место, где родился и живёт человек, называют малой Родиной. Это наш город Кинешма. И у каждого человека есть еще одна большая Родина. Наша огромная великая страна Россия! А все мы россияне. Посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина.

Подберите как можно больше красивых слов о нашей Родине, чтобы эти слова отвечали на вопрос какая? Наша Родина какая? (красивая, могучая, большая, надёжная, огромная, богатая).

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомним некоторые из них.

- Нет земли краше, чем Родина наша!

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Одна у человека мать- одна и Родина!

- Родина - мать, умей за нее постоять.

- Жить - Родине служить.

- Береги землю родимую, как мать любимую.

- Родина любимая - мать родимая.

- Родина - всем матерям мать.

- Кто за Родину горой- тот истинный герой!

(спросить 2 – 3 детей: “Как ты понимаешь эту пословицу?”, “Что означает твоя пословица?”, “Что это значит?”)

Все эти пословицы призывают нас любить, беречь и защищать Родину.

Каждая страна имеет свою историю; людей, прославивших ее; войска для защиты народа; свои традиции. И каждая страна имеет своего президента. Кто же является президентом Российской Федерации? (Путин Владимир Владимирович). Как называется столица нашей Родины?

В каждой стране есть государственные символы. Назовите символы нашей страны. (герб, флаг, гимн). Что такое гимн? Гимн – это главная песня страны, она звучит в особенных торжественных случаях. Слушают гимн стоя, проявляя уважение к Родине. Знаете ли вы, что изображено на гербе?

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

А еще на гербе изображён Георгий Победоносец. Он поражает копьём змея.

Также символом России является флаг. Посмотрите на него. На нём 3 горизонтальные полосы: белая, синяя, красная. Знаете ли вы, что означает белый цвет? (мир и чистоту души), синий цвет? (верность и правду), красный цвет? (отвагу и любовь). Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, на кораблях и т. д.) Предлагаю сконструировать флаг нашей Родины. Проходите за столы. Перед вами лежат прямоугольные белые заготовки, наклейте цветные полоски на основу наших флагов.  А помогут нам наши пальчики – друзья.

Символ – флаг моей страны:

Белый – облако большое,

Синий – небо голубое,

Красный – солнышка восход,

Новый день Россию ждет.

Символ мира, чистоты –

это флаг моей страны.

Теперь сгибаем заготовку пополам, на линию сгиба кладём шпажку, намазываем клеем и приклеиваем. Флаги готовы. Положите их на свой поднос.

Ещё одним символом России, правда неофициальным, является берёза. Это самое любимое дерево у русского народа. Много поэтов написали о ней свои стихи. Маша прочитает одно из них.

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

В мае россыпью сережек

Их украсится наряд.

Много исходив дорожек,

Я всегда березе рад.

А как красивы берёзовые рощи в России!

Физкультминутка:      

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Русская природа всегда привлекала иностранных туристов. Но не только полюбоваться нашей природой приезжают гости из других стран. Россия из древне славится народными умельцами. Самыми интересными предметами на ярмарках для туристов являются русские матрёшки, деревянные ложки и звонкие балалайки. Попробуйте побыть в роли народных мастеров и проявить своё умение и творчество. Мастерские готовы. Разделимся на небольшие творческие группы: каждый из вас друг за другом по кругу называет цвет флага в правильной последовательности (белый, синий, красный). Ваш названный цвет определит мастерскую с таким же цветовым знаком. Умельцы этой мастерской подбирают и приклеивают детали на основу матрёшек.

Вам предстоит придумать и нанести узор на ложки. А ваша задача – украсить балалайки.

Сувениры готовы. Мы на ярмарку пойдём и товар свой принесём. (Дети выкладывают на стол, покрытый русской шалью. Спросить 2 – 3 детей: “Какой узор нарисовал Миша на ложке?”, “Опиши свою матрёшку, Рита”, “Чем украсила Ульяна балалайку?”)

Наша Родина большая, много в ней городов, рек, полей, лесов. Каждый человек стремится увидеть красоту России, побывать в разных уголках страны. Как вы думаете, на каком транспорте это можно сделать быстрее всего? (на самолёте). Серёжа прочитает ещё одно стихотворение Владимира Степанова “Необъятная страна”.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(на мольберте алгоритм со стрелочками: картинки от начала и до конца стихотворения)

Какие чувства у вас вызывает это произведение? (ответы детей). А меня охватывает чувство волнения и трепета. Как же велика, богата и красива наша страна!

Это стихотворение можно не только прочитать, но и показать (координация речи с движением под текст стихотворения).

У нас в группе организована выставка. Здесь размещены ваши семейные фотографии путешествий и экскурсий. Значит ваше знакомство с нашей необъятной Россией началось. Но есть ещё много интересных, красивых, необычных мест. Посмотрите, пожалуйста, на предложенный вам фото маршрут. Куда бы вы хотели отправиться? О каком месте или явлении вы хотели бы узнать новую и увлекательную информацию?  Прикрепите к данной фотографии ваш флажок. Я верю, что ваша мечта обязательно осуществится.

Сегодня наше занятие было посвящено одной теме, одному вопросу “Что такое Родина?” Мы с вами вспомнили государственные символы, вы проявили своё творчество, проговорили и объяснили пословицы, читали стихи. Как вы думаете, первоклассник Ваня Лебедев нашел ответы на этот вопрос? Да, ведь книга – наш помощник и советчик.

Где ещё, из каких источников мы можем найти информацию о нашей Родине? (ответы детей)

Хоть вы ещё и дошкольники, но уже испытываете интерес к этой теме, уже так много знаете о своей стране. С каждым днём, с каждым шагом вы становитесь взрослее, умнее. Вы получаете новые знания и поднимаетесь, как по лесенке: всё выше и выше. На какую ступеньку на нашей лесенке успеха сегодня вы бы встали? Поставьте шаблон – картинку (девочки или мальчика) на самую верхнюю белую ступеньку те ребята, кто сегодня получил достаточно знаний о нашей Родине, кто был активен и самостоятелен. Кому информация была полезна и интересна, но у вас ещё остались вопросы, которые вы хотели бы обсудить, поставьте картинку на среднюю синюю ступень. А кто из вас сегодня так и не получил ответа на вопрос “Что такое Родина”, остановитесь на самой нижней красной ступеньке.

Будущее нашей Родины во многом зависит от вас, ребята. От того, как сильно вы будете любить Россию, что хорошего для неё сделаете, когда станете взрослыми людьми.

 А сейчас я говорю вам спасибо за вашу любознательность, за ваше внимание, за ваше желание узнавать о своей Родине всё больше и больше.

И в завершении нашего занятия, предлагаю послушать песню “С чего начинается Родина” и посмотреть небольшое видео.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...