Нод по ознакомлению с миром природы на тему "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
обогащение знаний детей о зимующих птицах, их повадках, о том, как можно помогать птицам зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы воспитателя | 21.89 КБ |
nod_po_oznaomleniyu_s_mirom_prirody.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в образовательной области познавательное развитие
(ознакомление с миром природы)
на тему «Зимующие птицы»
в старшей группе
Воспитатель группы №5
Коршева Елена Ивановна.
2019 год.
Цели: закрепление и обобщение представлений о жизни и поведении зимующих птиц, уточнение знаний об окружающем мире.
Задачи:
- расширение обобщение представлений о жизни и поведении птиц зимой (какие птицы остаются зимовать, чем питаются);
- развитие связной речи, зрительного и слухового восприятия и внимания, логического мышления;
- развитие координации речи с движением, моторики пальцев рук.
- воспитание эмоциональной отзывчивости, гуманного отношения к птицам, вызвать у детей желание и готовность помогать птицам в трудных зимних условиях.
- воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, взаимопонимания.
Технологии:
Здоровье – сберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые.
Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, игровые, наглядные приемы, физминутка, пальчиковая гимнастика, аудио – голоса птиц, индивидуальная работа, вопросы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оборудование: книга – пособие «Зимующие птицы», магнитная доска, ковролин, плоскостные цветные изображения деревьев и птиц, наборы картинок с видами корма для птиц, аудио – голоса птиц, набор сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой», схемы предложений к сюжетным картинкам.
Организационный момент. Создание эмоционального положительного фона, развитие слухового и зрительного внимания, связной речи.
Дети входят в зал и здороваются.
Воспитатель. Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Дуньте на свои ладошки и улыбнитесь своему соседу.
Воспитатель:
- Дети, вы любите путешествовать? Я вас приглашаю в необычное путешествие по книге, называется книга «Зимующие птицы». Попасть в книгу нам помогут цветные карточки, в них зашифрованны слова. Посмотрите на карточки и запомните слова, они помогут нам открыть книгу и вернуться обратно: зима, ёлка, санки, снегирь, лыжи.
Воспитатель показывает карточки и называет слова, дети запоминают.
1-я аудиозапись – звук колокольчика (книга открывается).
Воспитатель: Книга открылась. Как вы думаете, куда мы попали?
Дети: в парк.
Воспитатель: Как здесь красиво и тихо. Какой свежий воздух. Давайте подышим свежим морозным воздухом: глубокий вдох и плавный выдох.
2-я аудиозапись – голос сороки.
Воспитатель: тихо, дети, я слышу голос какой-то птицы, не узнаёте, кто это? (сорока). Сорока понесёт весть по парку, что пришли дети на помощь.
- Парк встретил нас чудесами. Посмотрите, сколько разных следов на снегу.
Мы будем следопытами, будем угадывать, чьи это следы.
Игра «Мы следопыты».
- Это следы человека, собаки,
- следы взрослого человека и ребенка.
- следы от лыж,
- а вот и белка оставила следы,
- как много следов птиц, а птиц не видно.
3-я аудиозапись – звук колокольчика.
Воспитатель: (открылась вторая страница). Ребята, птицы очень осторожные, они спрятались за ветками деревьев.
Как увидите птичек, не кричите, а то распугаете их, лучше поднимите руку и скажите, кого вы узнали.
Игра «Угадай, кто спрятался».
Дети называют птиц и объясняют, по каким признакам они их узнали .
Вопросы к детям:
- Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
- Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
- Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
- Как догадались, что это синица? (Желтая грудка).
- Как узнали дятла? (На голове красное пятнышко).
- А воробья? (Коричневая спинка с чёрными пятнышками).
- Клёста? (загнутый, перекрещенный клюв).
Воспитатель. Молодцы! Правильно угадали птиц.
Теперь поиграем в игру « Эрудиты».
- Посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц? (туловище, крылья, клюв перья, лапы хвостик).
- А чем они отличаются ? (размером, окраской оперенья, формой клюва).
- Как мы называем птиц, которые остались с нами зимовать? (зимующие).
- Как вы думаете, почему их называют зимующими птицами?
- Где они живут?
- Почему зимующим птицам трудно зимой
- Кто помогает птицам зимой?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
4-я аудиозапись – звук колокольчика.
Воспитатель. (открылась третья страница). Посмотрите, у кормушки в мешочке кто-то оставил корм для птиц. Только семечки смешаны с фасолью. Давайте поможем птицам: нужно отделить семечки от фасоли (дети садятся за столы и перекладывают семечки на блюдце на каждое слово считалки, задание выполняется правой и левой рукой).
- Я зимой кормлю всех –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей. –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Воспитатель. Молодцы! Птицы голодными не останутся. Эти семечки мы оставим для птиц в кормушке.
5-я аудиозапись – голос воробья.
Воспитатель. Тихо, дети, я слышу голос какой-то птицы, не узнаёте, кто это? (воробей).
- Прилетел любопытный воробушек .
Игра «Подбери слово и закончи предложение».
Воспитатель. Дети, вам надо подобрать правильное слово и закончить предложение.
В этом вам поможет шустрый воробей.
(При выполнении этого упражнения нужно использовать глагол лететь с разными приставками).
Воробей к кормушке (что сделал?) ………………………….(подлетел).
Воробей через кормушку (что сделал?) ……………………..(перелетел).
Воробей вокруг кормушки (что сделал?) ……………………(облетел).
Воробей в кормушку (что сделал?) …………………………..(залетел).
Воробей из кормушки (что сделал?) …………………………(вылетел).
Игра «Накорми птиц».
Дети делятся на две подгруппы и подбирают по картинкам виды корма.
Задание 1-й подгруппе: какой корм добывают сами птицы;
Задание 2 -й подгруппе: какой корм даёт птицам человек.
Выкладывая картинку, дети называют виды корма.
- Воспитатель. Дети, а вы знаете, что одна кормушка спасает от голода 50 птиц (если в кормушку регулярно насыпать корм).
Зарядка для глаз «Птичка».
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела,
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу.
6-я аудиозапись – голос синицы.
Воспитатель. Узнаете, чей это голос? (синичка) Давайте превратимся в синичек.
Физминутка «Синица».
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
5-я аудиозапись – голос совы.
Дети отвечают на вопросы Мудрой Совы.
Игра «Да, да – это так»
- Ребята, вы будете отвечать на вопросы Мудрой Совы. Если верно, вы хлопаете в ладоши и говорите: «Да, да - это так», если неверно, говорите: «Нет, нет – это не так».
- У синицы желтая грудка.
- У воробья большой клюв.
- У сороки длинный черный хвост.
- Снегирь любит сало. Какая птица любит сало?
- Клест выводит зимой птенцов.
- Ворона – санитар леса. А кто?
- Филина называют ушастой птицей.
- Дятел портит деревья.
- У свиристеля на голове хохолок.
- Клесты зимой питаются семенами шишек.
- Тело птиц покрыто шерстью. А чем?
Упражнение на релаксацию «Согрей птичку».
Воспитатель. Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, что бы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).
7-я аудиозапись – звук колокольчика.
Воспитатель. (открылась четвертая страница). Дети, мы с вами стоим у плаката, здесь написано «Как помочь птицам зимой».
Воспитатель (удивляется): весь плакат занесло снежинками, рисунка на плакате не видно. Чтобы снежинки на плакате растаяли, надо прочитать зашифрованные предложения.
Игра «Зашифрованное предложение».
Дети читают предложения по составленным схемам.
- Пришла холодная зима.
-Дети пошли гулять в парк.
-В парке дети увидели на снегу птичку.
- Дети положили птичку в варежку и пошли домой.
- Дома дети накормили птичку.
- Мальчик сделал кормушку.
- Дети повесили кормушку на дерево.
- Девочка насыпала в кормушку зернышек.
(С плаката постепенно «осыпаются снежинки», открывая картинки в определённой последовательности ).
Воспитатель. Какой добрый поступок совершили дети?
Дети: спасли птичку от голода.
- Как вы думаете, для чего такой плакат нужен в парке? ( Этот плакат будет напоминать людям, как можно помочь птицам зимой).
8-я аудиозапись – пение птиц.
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад: вспомним зашифрованные слова (дети называют слова по цветным картинкам.
9-я аудиозапись – звук колокольчика (книга закрывается).
- Что нового вы узнали о птицах?
- Что больше всего вам запомнилось?
- Как вы помогаете птицам зимой? (повесили кормушки, насыпали корм).
- Как птицы отблагодарят людей за помощь.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в образовательной области познавательное развитие
(ознакомление с миром природы)
на тему «Зимующие птицы»
в старшей группе
Воспитатель группы №5
Коршева Елена Ивановна.
2019 год.
Цели: закрепление и обобщение представлений о жизни и поведении зимующих птиц, уточнение знаний об окружающем мире.
Задачи:
- расширение обобщение представлений о жизни и поведении птиц зимой (какие птицы остаются зимовать, чем питаются);
- развитие связной речи, зрительного и слухового восприятия и внимания, логического мышления;
- развитие координации речи с движением, моторики пальцев рук.
- воспитание эмоциональной отзывчивости, гуманного отношения к птицам, вызвать у детей желание и готовность помогать птицам в трудных зимних условиях.
- воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, взаимопонимания.
Технологии:
Здоровье – сберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые.
Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, игровые, наглядные приемы, физминутка, пальчиковая гимнастика, аудио – голоса птиц, индивидуальная работа, вопросы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оборудование: книга – пособие «Зимующие птицы», магнитная доска, ковролин, плоскостные цветные изображения деревьев и птиц, наборы картинок с видами корма для птиц, аудио – голоса птиц, набор сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой», схемы предложений к сюжетным картинкам.
Организационный момент. Создание эмоционального положительного фона, развитие слухового и зрительного внимания, связной речи.
Дети входят в зал и здороваются.
Воспитатель. Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Дуньте на свои ладошки и улыбнитесь своему соседу.
Воспитатель:
- Дети, вы любите путешествовать? Я вас приглашаю в необычное путешествие по книге, называется книга «Зимующие птицы». Попасть в книгу нам помогут цветные карточки, в них зашифрованны слова. Посмотрите на карточки и запомните слова, они помогут нам открыть книгу и вернуться обратно: зима, ёлка, санки, снегирь, лыжи.
Воспитатель показывает карточки и называет слова, дети запоминают.
1-я аудиозапись – звук колокольчика (книга открывается).
Воспитатель: Книга открылась. Как вы думаете, куда мы попали?
Дети: в парк.
Воспитатель: Как здесь красиво и тихо. Какой свежий воздух. Давайте подышим свежим морозным воздухом: глубокий вдох и плавный выдох.
2-я аудиозапись – голос сороки.
Воспитатель: тихо, дети, я слышу голос какой-то птицы, не узнаёте, кто это? (сорока). Сорока понесёт весть по парку, что пришли дети на помощь.
- Парк встретил нас чудесами. Посмотрите, сколько разных следов на снегу.
Мы будем следопытами, будем угадывать, чьи это следы.
Игра «Мы следопыты».
- Это следы человека, собаки,
- следы взрослого человека и ребенка.
- следы от лыж,
- а вот и белка оставила следы,
- как много следов птиц, а птиц не видно.
3-я аудиозапись – звук колокольчика.
Воспитатель: (открылась вторая страница). Ребята, птицы очень осторожные, они спрятались за ветками деревьев.
Как увидите птичек, не кричите, а то распугаете их, лучше поднимите руку и скажите, кого вы узнали.
Игра «Угадай, кто спрятался».
Дети называют птиц и объясняют, по каким признакам они их узнали .
Вопросы к детям:
- Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
- Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
- Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
- Как догадались, что это синица? (Желтая грудка).
- Как узнали дятла? (На голове красное пятнышко).
- А воробья? (Коричневая спинка с чёрными пятнышками).
- Клёста? (загнутый, перекрещенный клюв).
Воспитатель. Молодцы! Правильно угадали птиц.
Теперь поиграем в игру « Эрудиты».
- Посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц? (туловище, крылья, клюв перья, лапы хвостик).
- А чем они отличаются ? (размером, окраской оперенья, формой клюва).
- Как мы называем птиц, которые остались с нами зимовать? (зимующие).
- Как вы думаете, почему их называют зимующими птицами?
- Где они живут?
- Почему зимующим птицам трудно зимой
- Кто помогает птицам зимой?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
4-я аудиозапись – звук колокольчика.
Воспитатель. (открылась третья страница). Посмотрите, у кормушки в мешочке кто-то оставил корм для птиц. Только семечки смешаны с фасолью. Давайте поможем птицам: нужно отделить семечки от фасоли (дети садятся за столы и перекладывают семечки на блюдце на каждое слово считалки, задание выполняется правой и левой рукой).
- Я зимой кормлю всех –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей. –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Воспитатель. Молодцы! Птицы голодными не останутся. Эти семечки мы оставим для птиц в кормушке.
5-я аудиозапись – голос воробья.
Воспитатель. Тихо, дети, я слышу голос какой-то птицы, не узнаёте, кто это? (воробей).
- Прилетел любопытный воробушек .
Игра «Подбери слово и закончи предложение».
Воспитатель. Дети, вам надо подобрать правильное слово и закончить предложение.
В этом вам поможет шустрый воробей.
(При выполнении этого упражнения нужно использовать глагол лететь с разными приставками).
Воробей к кормушке (что сделал?) ………………………….(подлетел).
Воробей через кормушку (что сделал?) ……………………..(перелетел).
Воробей вокруг кормушки (что сделал?) ……………………(облетел).
Воробей в кормушку (что сделал?) …………………………..(залетел).
Воробей из кормушки (что сделал?) …………………………(вылетел).
Игра «Накорми птиц».
Дети делятся на две подгруппы и подбирают по картинкам виды корма.
Задание 1-й подгруппе: какой корм добывают сами птицы;
Задание 2 -й подгруппе: какой корм даёт птицам человек.
Выкладывая картинку, дети называют виды корма.
- Воспитатель. Дети, а вы знаете, что одна кормушка спасает от голода 50 птиц (если в кормушку регулярно насыпать корм).
Зарядка для глаз «Птичка».
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела,
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу.
6-я аудиозапись – голос синицы.
Воспитатель. Узнаете, чей это голос? (синичка) Давайте превратимся в синичек.
Физминутка «Синица».
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
5-я аудиозапись – голос совы.
Дети отвечают на вопросы Мудрой Совы.
Игра «Да, да – это так»
- Ребята, вы будете отвечать на вопросы Мудрой Совы. Если верно, вы хлопаете в ладоши и говорите: «Да, да - это так», если неверно, говорите: «Нет, нет – это не так».
- У синицы желтая грудка.
- У воробья большой клюв.
- У сороки длинный черный хвост.
- Снегирь любит сало. Какая птица любит сало?
- Клест выводит зимой птенцов.
- Ворона – санитар леса. А кто?
- Филина называют ушастой птицей.
- Дятел портит деревья.
- У свиристеля на голове хохолок.
- Клесты зимой питаются семенами шишек.
- Тело птиц покрыто шерстью. А чем?
Упражнение на релаксацию «Согрей птичку».
Воспитатель. Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, что бы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).
7-я аудиозапись – звук колокольчика.
Воспитатель. (открылась четвертая страница). Дети, мы с вами стоим у плаката, здесь написано «Как помочь птицам зимой».
Воспитатель (удивляется): весь плакат занесло снежинками, рисунка на плакате не видно. Чтобы снежинки на плакате растаяли, надо прочитать зашифрованные предложения.
Игра «Зашифрованное предложение».
Дети читают предложения по составленным схемам.
- Пришла холодная зима.
-Дети пошли гулять в парк.
-В парке дети увидели на снегу птичку.
- Дети положили птичку в варежку и пошли домой.
- Дома дети накормили птичку.
- Мальчик сделал кормушку.
- Дети повесили кормушку на дерево.
- Девочка насыпала в кормушку зернышек.
(С плаката постепенно «осыпаются снежинки», открывая картинки в определённой последовательности ).
Воспитатель. Какой добрый поступок совершили дети?
Дети: спасли птичку от голода.
- Как вы думаете, для чего такой плакат нужен в парке? ( Этот плакат будет напоминать людям, как можно помочь птицам зимой).
8-я аудиозапись – пение птиц.
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад: вспомним зашифрованные слова (дети называют слова по цветным картинкам.
9-я аудиозапись – звук колокольчика (книга закрывается).
- Что нового вы узнали о птицах?
- Что больше всего вам запомнилось?
- Как вы помогаете птицам зимой? (повесили кормушки, насыпали корм).
- Как птицы отблагодарят людей за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы на тему "Птицы"
непосредственая образовательная деятельность с вариативной частью - экспериментальная деятельность...
Непосредственная образовательня деятельность "Ознакомление с миром природы", тема:"Перелетные птицы"
НОД в старшей группе...
Конспект НОД Образовательная область " Познание" модуль " Ознакомление с миром природы" Тема: " Перелётные птицы".
Расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни....
Презентация к занятию по ознакомлению с миром природы "Весенние заботы птиц" в подготовительной группе
Презентация к занятию по ознакомлению с миром природы "Весенние заботы птиц" в подготовительной группе...
Конспект занятия Ознакомление с миром природы. Тема "Покормите птиц зимой"
Конспект НОД Ознакомление с миром природы...
Ознакомление с миром природы.Конспект занятия по ознакомлению с миром природы на тему: «Прогулка по весеннему лесу».
Рекомендации для родителей...
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы Тема :"Зимующие птицы"в подготовительной группе
расширять и систематизировать знания детей о времени года зима и зимующих птицах;закреплять и систематизировать представления детей о зимующих птицах (внешний вид; повадки; среда обитания; питан...