Картотека дидактических игр в младшей группе (3-4года) по ознакомлению с комнатными растениями.
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Аверина Любовь Игоревна

        Расширение представления о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении для жизни, роли человека для растения.

При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Ознакомление с комнатными растениями дает возможность наглядно показать детям дошкольного возраста закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма и окружающей среды. Многообразие форм, красок, запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое.

 

Дети должны знать названия двух-трех растений,называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы: дерево, трава.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями во второй младшей группе.

Что изменилось?

  Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

  Игровое действие. Поиск похожего предмета.

  Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

  Оборудование. Одинаковые растения (по 3 -4)  расставлены на двух столах.

  Ход игры. Воспитатель показывает какое–нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящимся на столах.

Найди такой же.

  Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

  Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

  Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

  Оборудование. На двух столах ставят 3 – 4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, душистая герань.

  Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

Угадай растение по описанию

  Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

  Игровое действие. Поиск предмета по загадке – описанию.

  Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

  Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2 - 3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.

  Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.

Можно предположить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

Где спряталась матрешка?

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.

  Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.

  Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

  Оборудование. На столе расставляют 4 – 5 растений.

  Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

  Второй вариант.

Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.

Найди растение по названию.

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Найти растение по слову – названию.

  Игровые действия. Поиски названного растения.

  Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

  Ход игры. Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?». Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.

  Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

Чего не стало?

  Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).

  Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

  Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

  Оборудование. На стол ставят 2 – 3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.

  Ход игры. Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на  столе, а потом закрыть глаза. В это время один педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?». Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

Опишите, я отгадаю.

  Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.

  Игровое действие. Угадывание растений по загадке – описанию.

  Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

  Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.

   При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т.д. Это поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.

Найди, о чем расскажу.

  Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

  Игровое действие. Составление загадки для взрослого.

  Правила. Называть загадываемое растение нельзя. Отвечать на вопросы правильно.

  Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он должен потом узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, не гладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже – на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно – зеленые, блестящие?»  Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Загадай, мы отгадаем.

  Первый вариант.

  Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.

  Оборудование. На стол ставят 3 – 4 растения.

  Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

  Правило. Описывать растение нужно, не называя его.

  Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он – водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.

  Второй вариант.

Воспитатель предлагает одному из детей описать какое–нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

Продайте то, что назову.

  Дидактическая задача. Найти предмет по названию.

  Игровые действия. Выполнение ролей покупателя и продавца.

  Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по названию.

  Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.

  Ход игры. Один ребенок – продавец, остальные – покупатели. Покупатели называют растения, которые хотят купить, продавец находит их и выдают покупку. В случае затруднения. Покупатель может назвать признаки растения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в младшей группе на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»

Конспект НОД   для  детей младшей группы  по обобщению представлений о комнатных растениях....

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему "Поможем зеленым друзьям - комнатным растениям"

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему «Поможем зеленым друзьям – комнатным растения"Описание работы: Предлагаю вам конспект непо...

Конспект занятия в младшей группе по экологическому воспитанию «Знакомство с комнатными растениями»

Программное содержание. Уточнить представление детей о двух уже знакомых им комнатных растениях (бальзамин, фикус), дать другие их названия (огонек). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что...

Конспект НОД по окружающему миру в младшей группе. Тема: «Инструменты для ухода за комнатными растениями»

Конспект НОД  по окружающему миру   в младшей группе. Тема:«Инструменты для ухода  за комнатными растениями» Воспитатель 1 категории Новикова С.ПЦели: Расширить знания ...

Конспект дидактической игры в младшей группе (3-4года) "Повтори, не ошибись"

Дидактической упражнение "Повтори и не ошибись"...

Конспект занятия по «Экологии» во второй младшей группе (3-4 года) Тема: «Рассматривание комнатного растения - бальзамина»

Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическ...

Конспект проведения трудовой деятельности с детьми младшей группы (3-4 года) Уход за комнатными растениями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 33 «Земляничка» Конспект проведения трудовой деятельности с детьмимладшей группы (3-4 ...