Кружок по экологии «Природа родного края»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Завальских Елена Александровна

Кружок «Природа родного края»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, и поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение к экологической культуре необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период легче всего познакомить детей с природой, научить любить и охранять её. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, исследовать её явления и свойства  и  делать выводы, экспериментируя с природными материалами. 
 Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, присущее детям 5-6 лет; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. 
 В основу содержания кружка легла программа С. Н. Николаевой «Юный  эколог», которая   предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. 

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, по средствам экспериментально-исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_priroda_rodnogo_kraya_zavalskih_2.docx45.92 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок по экологии «Природа родного края»

(возрастная группа 5-6 лет)

Руководитель кружка: воспитатель

Завальских Елена Александровна

Пояснительная записка: 
Кружок «Природа родного края»  имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, и поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение к экологической культуре необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период легче всего познакомить детей с природой, научить любить и охранять её. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, исследовать её явления и свойства  и  делать выводы, экспериментируя с природными материалами. 
 Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, присущее детям 5-6 лет; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. 
 В основу содержания кружка легла программа С. Н. Николаевой «Юный  эколог», которая   предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. 

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, по средствам экспериментально-исследовательской работы.

Работа кружка «Природа родного края»  призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития  экологического сознания и экологической культуры личности. 
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. 

3. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования и исследовательской деятельности.
4.
 Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды. 

Оборудование:

  1. Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, компас, магниты;
  2. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
  3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
  4. Бросовый и утилизированный материалы: кусочки кожи, ткани, дерева, меха, пластиковые крышки, контейнеры;
  5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  6. Красители:  гуашь, акварельные краски, разнообразные пищевые красители;
  7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, крахмал, соль, сахар, сито, свечи;
  8. Модели экосистем, муляжи представителей флоры и фауны, различные демонстрационные материалы (иллюстрации, картинки и т.д.).

Расписание работы кружка:
Кружок работает в течение учебного года, суммарное количество часов в неделю – 6 . Две группы по 20 человек.

                             

                             

                               Перспективный план кружка

«Природа родного края»

2017 – 2018 учебный год.

                                                                                         Дата

Ознакомительно-познавательная и экспериментально-исследовательская деятельность детей совместно с педагогом

Организация самостоятельной деятельности детей. Оборудование и материал для занятий.

Сентябрь

15.09.2017г.

19.09.2017г.

21.09.2017г.

22.09.2017г.

26.09.2017г.

28.09.2017г.

29.09.2017г.

Октябрь

3.10.2017г.

5.10.2017г.

6.10.2017г.

10.10.2017г.

12.10.2017г.

13.10.2017г.

17.10.2017г.

19.10.2017г.

20.10.2017г.

24.10.2017г.

26.10.2017г.

31.10.2017г.

Ноябрь

2.11.2017г.

3.11.2017г.

7.11.2017г.

9.11.2017г.

10.11.2017г.

14.11.2017г.

16.11.2017г.

17.11.2017г.

21.11.2017г.

23.11.2017г.

24.11.2017г.

28.11.2017г.

30.11.2017г.

Декабрь

1.12.2017г.

5.12.2017г.

7.12.2017г.

8.12.2017г.

12.12.2017г.

14.12.2017г.

15.12.2017г.

19.12.2017г.

21.12.2017г.

22.12.2017г.

26.12.2017г.

28.12.2017г.

29.12.2017г.

Январь

9.01.2018г.

11.01.2018г.

12.01.2018г.

16.01.2018г.

18.01.2018г.

19.01.2018г.

23.01.2018г.

25.01.2018г.

26.01.2018г.

30.01.2018г.

Февраль

1.02.2018г.

2.02.2018г.

6.02.2018г.

8.02.2018г.

9.02.2018г.

13.02.2018г.

15.02.2018г.

16.02.2018г.

20.02.2018г.

22.02.2018г.

27.02.2018г.

Март

1.03.2018г.

2.03.2018г.

6.03.2018г.

13.03.2018г.

15.03.2018г.

16.03.2018г.

20.03.2018г.

22.03.2018г.

23.03.2018г.

27.03.2018г.

29.03.2018г.

30.03.2018г.

Апрель

3.04.2018г.

5.04.2018г.

6.04.2018г.

10.04.2018г.

12.04.2018г.

13.04.2018г.

17.04.2018г.

19.04.2018г.

20.04.2018г.

24.04.2018г.

26.04.2018г.

27.04.2018г.

Май

3.05.2018г.

4.05.2018г.

8.05.2018г.

10.05.2018г.

11.05.2018г.

15.05.2018г.

17.05.2018г.

18.05.2018г.

22.05.2018г.

24.05.2018г.

25.05.2018г.

29.05.2018г.

31.05.2018г.

Темы  месяца: «Времена года -  лето и осень». «Планета Земля - наш общий дом».

Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа» - научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

Исследовательская игра «Живая и неживая природа» - продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Посев семян «Лекарственные растения на зиму»- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Экологическая игра «Узнай целебную траву»- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской  деятельности.

Продуктивная деятельность «Осенний хоровод деревьев»

(коллективная работа в нетрадиционной технике рисования), рисование деревьев с помощью оттиска настоящих листьев с деревьев и кустарников.

Опыт «Гром и молния» - помочь детям понять интересное природное явление – гром и молнию.

Беседа «Планета Земля в опасности» - Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар.

 Беседа о лете – углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках.

Беседа «Начало осени». Чтение: И.Соколов-Микитин «Осень в лесу»Дидактические игры на закрепление названий и внешнего вида растений цветника.

Темы  месяца:

 «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоёмы, осадки).

«Природа осени» (изменения в природе, наблюдение и контроль осадков с помощью календаря природы).

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Продолжать учить детей вести наблюдение за изменениями в природе, сопоставлять явления и признаки с другими временами года. Учить детей вести наблюдение и контроль осадков с помощью календаря наблюдений.

Беседа на тему: «Водоёмы нашего края».

Уточнить знания детей о водоёмах местности, в которой они проживают. Повторить названия водоёмов.

 Выслушать рассказы детей, связанные с временем, проведённым рядом с водоёмами родного края.

Экспериментирование с водой. С помощью эксперимента, познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, вкус).

Создание искусственного аквариума, -  дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб.

Составление фото-коллажа

«Кто на юг, а мы на Битюг». Продолжать воспитывать в детях патриотические чувства, и чувства уважения и любви к природе.

 

Опыт:  «Сравнение рыб и лягушек» - формировать  обобщенное представление

Опыт:  «Определение возраста рыбы» - научить, опытным путем, определять возраст рыбы.

Экспериментирование с

морским песком . Опытным путём, показать детям, как с помощью воды песок меняет свои свойства.

 Беседа на тему:

«Самая большая река в мире». Продолжать знакомить детей с природой планеты. Уточнить знания детей, о значении рек в жизни человека.

Просмотр фрагментов документального фильма «Река – Амазонка»

Создание модели экосистемы:

«Подводные обитатели морей и океанов».

Уточнить знания детей о жизнь под водой, и её значения в природе и жизни человека.

Опыт. Очищаем воду от природных загрязнений.

Показать детям, как с помощью подручных средств, можно очистить воду от загрязнений

Опыт. Очищаем воду от природных загрязнений.

Показать детям, как с помощью подручных средств, можно очистить воду от загрязнений.

Экскурсия в осенний парк «Как растения готовятся к зиме»- сформировать представления о состоянии растений осенью.

Беседа на тему: «Вода – это источник жизни».

Уточнить знания детей о значении воды в природе и жизни человека.

Рассматривание иллюстраций и картинок.

Темы  месяца: «Поздняя осень»,«Как готовится природа к зиме».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Деревья поздней осенью».

Чтение: А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» - сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.

Опыт «Растение теряет воду через испарение» - Дать понятие детям о способе потери воды растениями.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа о птицах.

Рассказ вос-ля о жизни водоемов.

Чтение: Г.Скребинский «Маленький лесовод», И.Соколов-Микитин «Дятлы»

«Обитатели экологической комнаты» - уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы.

 

Экологическая игра «Чем похожи? Чем отличаются?» - формировать умение обследовать объект, формировать умение доказывать принадлежность объекта к живому.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа о погоде осенью (по календарю природы)

Чтение: Я.Аким «Первый снег».

«Беседа об осени» - обобщить и систематизировать знания детей об осени. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Игра В.Воскобовича «Прозрачный квадрат».

Труд людей в природе осенью.

Закреплять знания об осенних работах в парках, полях и на огородах, о заботе о домашних животных (подготовка растений к зимовке, уборка листвы, утепление помещений для скота)

Беседа «Где прячутся насекомые?»

Дидактическая игра «Изучаем листья» Продолжать систематизировать знания детей о подготовки объектов природы к зиме.

Опыт «Фрукты, овощи» 

Вкус овощей и фруктов (кислый, горький, соленый, соленый), разные формы, цвета.

Беседа «Птицы, которые остаются с нами». Оперенье, полет. Перышко, кормушки. Сравнение птицы и самолета, нахождение общего и разного, живая и неживой.

Дидактические игры. Чтение: «Гадкий утенок», «Лягушка путешественница».

Наблюдения, рассматривание иллюстраций.

Темы месяца: «Зимний лес», «Удивительные свойства воздуха»

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

«Беседа о лесе» - уточнить и расширить представления детей о лесе.

«Дуб и сосна. Строение и отличие» - Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т.д.). Учить отличать дуб от сосны.

«Дуб и сосна» - дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной.

Опыт «Летающие семена» - познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Рассматривание картин, иллюстраций.

Рассказ вос-ля.

Чтение: С.Есенин «Береза», И.Соколов-Микитин «Зима в лесу».

Продуктивная деятельность «Деревья в снегу».

«Волк и лиса – лесные хищники». Уточнить представления детей   об образе жизни лисы и волка в зимнее время.

«Письмо волку и лисе» - показать необходимость существования на земле всех видов животных, независимо от наших симпатий и антипатий.

Эксперименты с воздухом. Дать детям элементарные представления воздуха для нашей жизни.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Беседа на тему: «Сохраним воздух чистым» Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

«Наблюдение за кошкой и котятами» - выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитать у детей удовольствие от общения с ними.

Продуктивная деятельность «Гости на нашей кормушке». Чтение: И.Гришашвили «Охраняй птиц!», С.Михалков «Дельный совет».

Дид. игры на закрепление знаний о зимующих птицах.

Опытно-исследовательская деятельность: выявить, где быстрее остынет вода в бутылке; в снегу или на открытом месте.

Чтение:  Л. Кондрашенко «Следы на снегу», И.Соколов-Микитов «Зима вьюжная», А.Пушкин «Зимний вечер».

Труд людей в природе зимой.

Наблюдение за работой дворника: сгребает снег к стволам деревьев, укрывает клумбы с многолетниками.

Продуктивная деятельность: помощь в сгребании снега к деревьям, кустам и клумбам.

Темы месяца: «Мороз. Зимняя стужа», «Зимний лес» «Как устроена дыхательная система».

Беседа «Знакомство с термометром» Познакомить детей со свойствами, видами термометров.

Беседа «Кто главный в лесу?» - дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе.

Беседа «Как вести себя в лесу» - способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Опытно-исследовательская деятельность по изучению отдельных функций своих органов чувств.

Беседа: «Как устроено наше тело»

Беседа «Я - человек» - на основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее.

Опыт. Выяснение причины храпа человека - выяснить, почему человек храпит.

Опытно-исследовательская деятельность по изучению отдельных функций своих органов чувств.

Беседы: «Как устроено наше тело», «Что для чего нужно», «Как работают наши органы».

Чтение В.Бондаренко «Язык и уши», С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е.Пермяк «Про нос и язык».

Дид\игра «Кто больше знает о себе».

Сюжет\игра «Диспансеризация».

Продуктивная деятельность «Мы одинаковые и разные», «Портреты».

«Сравнение диких и домашних животных» - уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей.

«Тризовая игра «Что было бы, если бы…(кошка лаяла)?»» - развивать воображение, творчество детей.

Опытно-исследовательская деятельность: раскопать глубокий снег, показать спрятавшиеся там растения.

Рассказ вос-ля: Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою..»

Дид\игры на закрепление знаний о комнатных растениях.

Беседа «Звери наших лесов».

Чтение: С.Есенин «Поет зима, аукает…», Г.Скребицкий «В зимнюю стужу», «Митины друзья», Е.Чарушин «Олениха с оленятами», «Лосиха с лосенком», «Рысь», С.Черный «Волк».

Ди\игры на закрепление знаний о диких животных средней полосы России.

Продуктивная деятельность «Елка для птиц - съедобные подарки».

Темы месяца: «Сад и огород на окошке», «Магниты»( свойства, виды, опыты с магнитами). Дать детям понятие, что огород и сад начинаются с выращивания рассады. Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в росте растений.

Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

Эксперименты с магнитами. «Испытание магнита» Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

Развивать у детей мышление, сообразительность.

Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

Продуктивная деятельность. Подготовительная работа, по выращиванию рассады. (подготовка ёмкостей, мини парников, грунта, ёмкостей для полива и опрыскивания, семян для посадки)

«Экологические пирамиды» - формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Игра «Живая пирамида» - закрепить знания детей об «экологических пирамидах».

Беседы: «Почему люди болеют», «Как уберечься от болезней», «Почему нужно охранять природу», «Все в природе взаимосвязано».

Чтение: Г.Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», И. Семенов «Как стать Неболейкой».

Сюжет\игра «Больница».

Продуктивная деятельность: плакаты о защите природы.

Рассматривание картин, иллюстраций.

Продуктивная деятельность «Зимние кружева».

«Двугорбый верблюд пустыни» - углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету.

«Напиши письмо верблюду» - расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие.

Опыт. « Определение возможности проживания верблюда в пустыне, неделями обходясь без воды» - показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями обходясь без воды.

Рассказ вос-ля.

Беседа «Животные юга и севера».

Чтение: Н.Асеев «Снегири», Б.Заходер «Мохнатая азбука», Г.Скребицкий «В зимнюю стужу».

Дид\игры на закрепление знаний о диких животных.

Продуктивная деятельность «Зоопарк».

Темы месяца: «Ранняя весна», «Круговорот воды в природе» Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа на тему: «Пробуждение природы» (животные, растения).

Снеготаяние. Вода- воздух. Вестники весны. Детеныши животных. Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).

«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» - обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

Подв\игра «Ходят капельки по кругу» - дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.

«Свойства воды» - познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Опытно-исследовательская деятельность: размножение растений вегетативным способом.

Беседа «Как растут растения».

Чтение: М.Пришвин «Разговор деревьев».

Продуктивная деятельность: черенкование комнатных растений.

«Кто живет в воде» - познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

Подв\игра «Мы – водные животные» - закрепить знания детей о водных животных, учить изображать животных, имитировать их движения.

Рассматривание картин, иллюстраций.

 Рассказ вос-ля о морских обитателях.

Чтение: О.Белявская «Весенние вести», И.Соколов-Микитов «Весна».

Продуктивная деятельность: «Морские глубины», «Аквариум».

«Что растет в воде» - познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

Опытно-исследовательская деятельность: внести сосульку, снег в тепло, рассмотреть талую воду.

Беседы: «Солнце – источник жизни на Земле», «Ранняя весна».

Чтение: А. Ахундова «Сосульки», В.Инбер «Что такое весна?», И.Соколов-Микитов «Ранней весной», Е.Трутнева «На помощь весне», Ф.Тютчев «Зима недаром злится…».

Темы месяца: «Почва – живая земля», « Как устроено здоровье человека»

Беседы: «Почему полезно заниматься физкультурой», «Мы дружим с физкультурой».

Чтение: В.Радченко и др. «Твой олимпийский учебник», С.Прокофьева «Румяные щеки», пословицы, поговорки, загадки о спорте.

Дид\игры: «Угадай вид спорта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Сюжет\игра «На зарядку становись…»

Продуктивная деятельность «Мы делаем зарядку».

«Весенний уход за комнатными растениями» - учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить.

Опыт. «Вырастить из морковных верхушек морковь» - показать детям. что морковь можно вырастить из морковных верхушек.

«Беседа о дождевых червях» - продолжить знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателях, показать их приспособленность к почвенной среде.

«Письмо дождевого червя» - расширять представления детей о животном мире.

Рассматривание картин, иллюстраций.

Чтение: К.Бальмонт «Подснежник», Л.Гулыга «Весна», И.Соколов-Микитов «Цветы леса», А.Плещеев «Весна», Е.Серова «Подснежник».

Продуктивная деятельность «Изумрудная зелень».

«Красная книга – символ опасности» - дать детям представление о том, что люди плохо зная природу, погубили много растений и животных.

Эколог\игра «Растения и животные Красной книги»  - познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.

«Мой край родной – заповедные места Бобровского района» - познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности.

Игра «Посели  животных»  -  закрепить знание мест обитания животных (лес, луг, водоросли, почва, берег водоема).

Рассматривание иллюстраций.

Беседа о насекомых.

Чтение: А.Сарсеков «Бабочка, давай дружить!».

Дид\игры на закрепление знаний о птицах.

Продуктивная деятельность «Живые цветы»

Темы месяца: «Весна красна», «Основные системы нашего организма», «Путешествие по материкам».

Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Как сберечь свое здоровье», «Здоровье – главное богатство».

Развлечение «Путешествие в Страну Здоровья».

Продуктивная деятельность: плакаты о здоровом образе жизни, паспорт здоровья.

Детско-родительский проект: портфолио ребенка «Я и мое здоровье».

Рассматривание картин, иллюстраций.

Беседа «Цветущая весна».

Чтение: И.Бунин «В лесу», С.Есенин «Черемуха», «Ландыш», М.Пришвин «Золотой луг», Е.Серова «Ландыш».

Продуктивная деятельность: «Одуванчики на лугу», «Цветущий сад».

Рассказ вос-ля.

Чтение: В.Бианки «Четыре времени года». Голубые лягушки», К.Паустовский «Квакша», И.Соколов-Микитов «Рой».

«Носы нужны не только для красы» - познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.

Дид\игра «Твердые. жидкие, газообразные человечки» - помочь детям понять отличие газообразных, жидких. твердых веществ.

Опыт. «Выяснить почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа» -  показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.

«Солнце – большая звезда» - дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Игра «Догони свою тень» - познакомить детей с понятиями света и тени.

Опыт «Волшебный лучик» - показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный.

«Беседа о весне» - уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

Беседа «Какая погода была весной».

Чтение: З.Александрова «Салют весне», Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ вос-ля о весеннем севе, высадке рассады на огороде. Познакомить с особенностями содержания домашних животных: стада пасутся на пастбищах, питаются сочной травой, поэтому дают самое питательное молоко.

Чтение: Л.Воронкова «Солнечный денек» (главы из книги).

Карты с изображением леса, поля, огорода, сада; карточки с изображением растений, овощей, фруктов, ягод, других даров природы; корзинки; иллюстрации о временах года.

игра В.Воскобовича «Чудо-соты».

Глобус, плакат SOS,  флажок SOS. Грамзаписи: Д.Лолей «Одинокий пастух», «Капли дождя Э.Марикони»

Объекты природы и «неприроды» (кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды».

Воздушные шарики для опыта.

Мыльные пузыри для опыта.

Ёмкости для посева семян, земля, инвентарь по уходу за посевами и почвой.

Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Ёмкости с водой, мерные стаканы, лейки, трубочки, пластиковые стаканы,

Аквариум (все для зарядки аквариума); большая емкость с водой; лопатки; картины с изображением лягушек; чешуйки рыбы; темная бумага; увеличительные стекла, муляжи рыб и других обитателей аквариумов, ракушки, песок и галька.

Иллюстрации с изображением речных рыб и лягушек.

Плакат «Карась».

Фотографии и иллюстрации водоёмов Бобровского края.

Фотографии детей и их родных, связанные с отдыхом на реке Битюг.

Иллюстрации и видео фрагменты с изображением самой большой реки в мире «Амазонки».

Очищенный морской песок, подносы, пульверизаторы с водой, формочки морских обитателей.

Ёмкости с водой, крупная морская соль, ложки для размешивания соли.

Ёмкости с грязной водой, пустые ёмкости, марля, бинт, вата, активированный уголь, лейки.

Книга «Экология в картинках», глобус, маленькие изображения морских животных и рыб, мини фигурки обитателей морей и океанов, ракушки, морской песок, искусственные водоросли, камушки и т.д.,  клей, картонная основа, иллюстрации с изображением морского дна.

Иллюстрация «Крот», сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»        

Два растения – засухоустойчивое и влаголюбивое, глобус; растение в горшочке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

Растения, животные – обитатели уголка природы; элементы сенсорных моделей: цвет, форма, характер поверхности листьев, численность.

Ковролин с явлениями природы по временам года, осенние листья, птицы, вырезанные по контуру, игра В.Воскобовича «Прозрачный квадрат», схемы к игре.

Панно для модели «Лес» и панно для раздаточного материала. Картинки для модели «Лес»; картинки животных, не живущих в наших лесах. Картинки домашних животных; игровой персонаж «Незнайка»; репродукции картин, стихи, загадки; комплект карточек «Дуб и сосна».

Комплект карточек «Дуб и сосна» из пособия Н.Рыжовой «Невидимые ниточки природы».

Игрушка-заяц, картины «Заяц на лежке», «Волчья стая зимой», «Лиса», «Медвежья берлога», модель «Длинные и короткие ноги», контуры дома, деревьев, картины с изображением волка, лисы.

Красивая игрушка – котенок, картины «Кошка во дворе», «Кошка с котятами», игрушки для котенка: шарик или мячик, бумажный бантик на веревочке, ватный тампон, пилка для ногтей, карандаш.

Картины «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев», карточки, изображающие разное поведение в лесу.

Модель изображения человека, карточки с изображением живых, неживых предметов, модель «мозга», картинки для составления портретов. вощеная бумага, ножницы, линейка.

Картины с изображением свиньи, коровы, кабана, лося; игрушки: медведь, мышка.

Иллюстрации – зимующие и перелетные птицы, календарь наблюдений за зимующими птицами; набор маховых и пуховых перьев; 2 листа бумаги, веер, два бумажных голубя; запись «Голоса птиц в природе».

Набор полосок бумаги разной длины с изображением колосков, травы, зайцев, волка, мышек и совы.

Картинки с изображением верблюда, пособие Н.Рыжовой «Напиши письмо мартышке», зеркальце.

Картины: «Лоси в лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы», игрушка – зайчик, контурное изображение сосны, зимнего дерева, ели, куста, 4-этажного дома, маленькие картинки с изображением белки, лося, зайца; модель маскировки;  листы белой бумаги, желтые мелки, красный прозрачный пластик, ковролин, веревочки-липучки.

Картины на зимнюю тематику; календарь наблюдений; подборка стихов о зиме; запись произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года»; тонированная бумага, краски, кисти для рисования.

Глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; схема круговорота воды в природе, сюжетные картинки с сюжетами использования воды. рассказ «Что такое кислый дождь?»

Стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, стекло, зеркальце.

Картинки с изображением речных животных: рыбы, лягушки, бобры, раки. Панно с изображением подводного мира реки, картинки с изображением водных животных.

Рисунки, фотографии водоемов и водных растений. Сказки: А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

Игрушка – кукла Айболит. грузовая машина с зелеными  крестами. чемоданчик доктора. в котором палочки для рыхления, пульверизатор, рецепты, пакетики, пузырьки с удобрениями, ножницы, коробка с толченым углем. Мешочек с хорошей землей на машине.

Верхушки морковки, песок, емкость для посадки.

Рисунки или фотографии дождевого червя; полстакана камешков для аквариума в экологической комнате; сказка Н.Павловой «Большое чудо».

Картинки с изображением крупных морских животных: кита, дельфина, моржа, тюленя; Красная книга; принадлежности для рисования.

Иллюстрации заповедных мест Самарской области, открытки, слайды, заметки из газет и журналов.

Воздушные шары, спасательный круг, банка с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребенка, свистульки, бутылки, листы бумаги, духовые инструменты. Куклы – Знайка, Незнайка, Винни-Пух. Рисунки из пособия Н.Рыжовой «Воздух-невидимка».

Зеркала для всех детей, бумажные короны с рисунками, воздушные шарики; фотографии верблюда и сайгака, 3-литровая банка с крышкой, песок, резиновый шланг, резиновая груша.

Схема – планеты Солнечной системы, карта звездного неба. рисунки с изображением дома-природы, и обычного дома, настольная лампа, ванночка, плоское зеркальце, лист белой бумаги.

Картинки с явлениями природы, картинки с изображениями животных, календарь погоды, картины на весеннюю тематику. Запись произведения П.И.Чайковского «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по экологии и изобразительной деятельности «Природа родного края. Золотая осень»

Предлагаю сценарий НОД по знакомству детей с сезонными изменениями в природе в форме путешествия....

Образовательная деятельность в средней группе по экологии «Бережем природу родного края».

- Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.- Учить почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства.- Воспитывать чувства го...

Духовно-нравственное воспитание через экологию, воспитание любви к природе родного края"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там ...

Рабочая программа подготовительной группы по экологии «Природа родного края» 2021-2022уч. год

Пояснительная записка.Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети  постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цве...