Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи.
Познавательное развитие.
Тема: «Живая земля»
Подготовила: воспитатель Лисовая Н. В.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве.
Задачи.
Познавательные:
• познакомить детей с составом земли;
• познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
• формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.
Развивающие:
• упражнять в умении сравнивать, анализировать;
• формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
•активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.
Воспитательные:
• учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;
• воспитывать любовь к природе;
• учить видеть необычное в обычном;
• формировать основы экологической культуры.
Материалы и оборудование:
• мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
• вода, ложечки для воды;
• салфетки;
• трубочки для коктейля;
• поднос для «создания» земли;
• поднос с землей .
• иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;
• пакетики с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).
Методические приёмы:
• загадывание загадки;
• вопросы к детям;
• дидактическая игра «Откуда горсть земли?»
• экспериментирование;
• исследование;
• использование физкультминутки
Предварительная работа:
• наблюдения на прогулке за почвой, песком;
• рассматривание камней;
Ход занятия.
Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадку.
Её все матушкой зовут,
По ней все ножками бегут. (Земля)
Сообщение темы.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют «мать-земля», «матушка»? Какая земля у нас под ногами — твердая или мягкая?
Дети. (Твердая, крепкая, надежная.)
Воспитатель. А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые?
Дети. (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)
Экспериментирование.
Опыт №1
Исследование песка.
(На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой.)
Воспитатель. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит.
(Дети называют предметы.)
Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?
Дети. (Из песчинок).
Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?
Дети. (Сыпучий.)
Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?
(Ответы детей и проведение опыта.)
Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?
Дети. (Нет, сыпучий только сухой.)
Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.
(Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.)
По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь.
В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».
Опыт №2
Исследование глины.
Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Внимательно рассмотрите ее. Какая она?
Дети. (Твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.)
Воспитатель. Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода?
Дети. (Она плохо проходит сквозь глину.)
Воспитатель. Как изменилась глина?
Дети. (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)
Воспитатель. Давайте вспомним,что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.
В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве».
Физкультминутка
Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения.
РАЗ — и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
ДВА — и вмиг я глиной стану,
Может, к обуви пристану,
Если дождик во дворе.
Не ходите вы по мне!
ТРИ — сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А ЧЕТЫРЕ — камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас
Никому не надо.
ПЯТЬ — я почва — верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Наша круглая планета
Называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем
Братья нам. И мы друзья!
После физкультминутки дети садятся за столы и продолжают экспериментирование.
Опыт №3
Исследование камней
Воспитатель. Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они?
Дети. (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.)
Воспитатель. Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни?
Дети. (Нет.)
Воспитатель. Как они изменились?
Дети. (Стали ярче, красивее.)
Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?
Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)
Воспитатель: Кто из вас видел камни и где это было?
В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».
Опыт №4
Исследование почвы.
Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.
Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)
Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?
Дети. (Вода впиталась, почва стала влажной.)
Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?
Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться».)
Воспитатель. А кто живет в почве?
(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.)
Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений».
Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.
Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?
Дети. (Земля.)
Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля — это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле.
(Дети говорят «добрые» слова.)
Заключительная часть.
Воспитатель. Вам понравилось наше занятие? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Зимующие птицы». Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР 4–5 лет.
Цель: познакомить с особенностями внешнего вида и поведения птиц; обогатить представления детей о зимующих птицах....
Логопедические игры по профориентации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи
Профессиональная ориентация - это один из элементов культуры человека. Это сфера деятельности в детском саду является выражением заботы о подрастающем поколении....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга....
Рекомендации для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности детей с нарушением речи
laquo;Девять советов по укреплению физического здоровья детей»...
Конспект НОД по аппликации с элементами дизайна в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи «Колобок» Тема «Корона»
Цель: Расширение знаний о головных уборах.Задачи:• вызвать у детей интерес к изготовлению необычного головного убора – короны...
Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи.
Конспект подгруппового коррекционно –развивающего занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи. Тема: Использование здоровьесберегающих т...
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Дикие животные» с использованием ИКТ.
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР«Дикие животные» с использованием ИКТ.Задачи:коррекционно-образовательные: -...