Проект " Валенки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Актуальность, цель и задачи проекта 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 7
Аннотация
В предлагаемых материалах представлен проект, направленный на ознакомление детей с историей возникновения валенок.
Знакомясь с историей возникновения этой обуви, дети узнали, как её изготавливают. Как она называлась в разных регионах России.
Теоретическая значимость проекта заключается в исследовании вопросов через различные источники информации (специальная литература, энциклопедии, интернет-ресурсы, подбор видео, иллюстраций) и форм работы с детьми и родителями (познавательные занятия, беседы, просмотр видео – и иллюстративных материалов, мастер-классы, досуги).
Практическая значимость определяется тем, что отобран и систематизирован материал по данной теме для дальнейшего практического использования в дошкольном образовательном учреждении.
Проект может быть реализован на базе любого дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.
Актуальность, цель и задачи проекта
Мир предметов, окружающий нас, с каждым днём пополняется и расширяется. В своей стремительной повседневной жизни мы не всегда можем остановиться и задать себе вопрос: «Когда и где это появилось? Почему так называется?»
Говорят: «Валенки – это Россия, а Россия – это Валенки». В ряду национальных символов России: матрешка, гармошка, икра, валенки занимают почетное место. Какое хорошее, простое, какое русское слово – валенки! Валенки – это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любимая всеми, независимо от чина и сословия.
Проект «Сибирские валенки» создавался в подготовительной группе «Солнышко». В ходе этого проекта педагоги знакомили детей с историей возникновения валенок.
Тема проекта - знакомство детей с историей возникновения и изготовления валенок. Данный проект направлен на развитие и поддержание познавательной активности детей.
Актуальность: Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества. Реализация проекта направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению
Проблема: Проанализировав уровень знаний детей о народном промысле изготовления валенок, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Сибирский валенок», который знакомит детей с историей катания валенок.
Цель проекта: расширить кругозор детей в вопросах истории возникновения и технологии изготовления валенок. Формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения валенок;
- развивать творческие способности, умение общаться друг с другом;
- развивать интерес к русской народной песне и её жанровому разнообразию;
- познакомить детей с новыми элементами русского танца.
- Развивать интерес детей к народному быту, к русской музыкальной культуре;
- Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
- Развивать и обогащать речь дошкольника, его эрудицию и интеллект, творческой потенциал, коммуникативные навыки, физические качества;
- Формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.
Тип проекта: информационно-познавательный
Методы, средства, формы проекта: музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности; беседы; объяснения; развлечение. Практические: разучивание песен, стихов, пословиц и поговорок, музыкально-ритмических движений, танцев, игр.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- подбор информативного материала об истории возникновения валенок;
- сделать презентацию о технологии изготовления валенок;
- найти видео-выступление певцов и танцевальных коллективов с исполнением русских народных песен и танцев;
- подбор частушек, стихов, загадок, пословиц о валенках.
- Выбор темы изучения в соответствии с интересом и возможностями детей.
- Отбор необходимого исторического, литературного, музыкального, иллюстративного и другого материала по теме.
- Написание конспектов бесед, праздников, досугов.
Основной этап:
Работа с детьми.
- Познавательные занятия с детьми:
- «Русская народная песня и частушки»;
- «Русский народный танец».
На музыкальных занятиях дети смотрят видеозаписи исполнителей народных песен, а так же выступления танцевальных коллективов (русские народные танцы, пляски).
- Подбор информации в книгах, журналах, в интернете. Заучивание стихотворений, разучивание песен.
Работа с родителями
- Заучивание пословиц и поговорок.
- Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Как катают валенки».
- Украшение валенок родителями и детей.
- Изготовление «Дизайнерских валенок».
Продуктивная деятельность: ИЗО – «Русские валенки» украшение силуэта валенка снежинками. Раскраски «Чудо- валенок»
Игровая деятельность: Игры на свежем воздухе: «Метание валенка» «Зимний боулинг» «Чья команда быстрее соберет валенки» «Хоккей валенками»
Познавательная деятельность: Беседа, рассматривание разных видов валенок. Тематические занятия по ознакомлению с народным промыслом валяния валенок.
Создание выставки в ДОУ, разработка содержания занятий с детьми: «Сибирский валенок» Проведение занятий с детьми совместно с библиотекой №17, организация совместного развлечения
Обобщающий этап:
Результатом работы над проектом стало проведение досуга с родителями «Праздник сибирского валенка». Дети проявили творческие и музыкальные способности в танцах и песнях. Ловкость и быстроту реакции в играх с валенками. Семейное мастерство и дизайн были продемонстрированы в конкурсе «Лучшие дизайнерские валенки». У дошкольников сформировались знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. У детей развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ПРАЗДНИК СИБИРСКОГО ВАЛЕНКА»
Задачи:
- приобщить детей к традициям русской народной культуры;
- рассказать, когда появились валенки, из чего и как их делают;
- разучить с детьми стихи, частушки, загадки;
- активизировать в речи пословицы и поговорки;
- развивать танцевальные навыки в импровизированных плясках;
- развивать двигательные навыки, ловкость, выносливость;
- создать радостное настроение.
Оборудование: валенки (по количеству детей); кегли (для игры в городки); снежки из мягкой ткани, спортивные ориентиры и стойки (для игр), эскизы валенок из картона (для конкурса).
Звучит русская народная песня «Светит месяц», дети входят в зал.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас праздник, а какой, отгадайте сами:
Знает взрослый человек, знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть, надевают… (валенки)
Правильно, сегодня мы решили устроить праздник сибирского валенка. Впервые валенки появились в Сибири, и называли их пимами. Валенки делают вручную. Ребята, из чего делают валенки?
Дети: Из овечьей шерсти.
Ведущий: Правильно. У каждого мастера был свой секрет технологии изготовления валенок. Валенки были дорогие. Хорошо, если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валенки носили все её члены, считали обеспеченной, богатой. А парень, у которого были валенки, считался завидным женихом. Даже императрицы и придворные дамы носили валенки под бальными платьями. Валенки – удобная обувь. А почему, ребята?
Дети: Потому что в них тепло зимой, не страшны морозы и метели.
Ребёнок: У кого там хмурый вид,
Музыка у нас звучит.
Я грустить не разрешаю,
Поиграть всех приглашаю!
ИГРА «ПЕРЕДАЙ ВАЛЕНОК» Дети встают в круг и под русскую народную песню передают один валенок друг другу. Когда песня перестаёт звучать, на середину выходит тот, у кого остался валенок, и исполняет народный танец.
Ребёнок: Мы в Сибири живём,
Сушки, пряники жуём.
Для гостей сейчас частушки
Мы про валенки споём.
ИСПОЛНЯЮТСЯ ЧАСТУШКИ ПРО ВАЛЕНКИ
Ребёнок: Мы грустить не разрешаем,
Мы играть здесь начинаем!
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ПРОБЕГИ В ВАЛЕНКАХ ВОКРУГ СУГРОБА» Дети делятся на две команды. Каждой команде дают один валенок. Первые игроки команд одевают валенок и обегают «сугроб». Затем передают валенок следующему игроку из своей команды. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее обегут сугроб.
Ведущий: Ну а сейчас проверим, кто знает пословица про валенки.
ПОСЛОВИЦЫ:
С умного по шерстинки – дураку на валенки.
Сани и валенки готовь с лета.
Простой, как сибирский валенок.
Кто раньше встал, тот и валенок надел.
Без шубы и валенок зима без конца.
Ведущий: А сейчас игра «Городки». Только кегли мы будем сбивать не битой, а валенком.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ГОРОДКИ». Задача игроков – сбить валенком кегли.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ВАЛЕНКОБОЛ» Набирают две команды. В каждой по три человека: 2 игрока и 1 вратарь. Задача игроков – забросить снежки в ворота соперника. Вратарь защищает ворота с помощью валенка.
Ведущий: В наши дни валенки бывают разных форм и расцветок: чёрные, серые, расписные, короткие, высокие, с каблуком. Модельеры превращают их в произведение искусства. Валенки бывают в клеточку, полосочку, горошек, цветочек, со снежинками. Я предлагаю вам принять участие в конкурсе дизайнеров и самим украсить свои валенки.
ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС «ДИЗАЙНЕРСКИЕ ВАЛЕНКИ» Родители и дети рассматривают дизайнерские валенки на выставке, путем голосования выбирается победитель!
Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Мы надеемся, что валенки останутся самой любимой обувью для зимы у детей и взрослых.
Пословицы, загадки и частушки про валенки
Загадки
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой
Утром – в школу,
Днём – домой.
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть
Надевают………..
Тёплые, удобные
Ноги согревают,
Долго, долго по сугробам
Ходить позволяют?
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки
В них мы бегаем зимой,
Утром – в садик,
Днём – домой!
Пословицы
С умного по шерстинке – дураку валенки.
Сани и валенки готовь с лета.
Прост, как сибирский валенок.
Кто раньше встал, тот и валенки одел.
Пословицы с валенками:
Простые избы деревень, окошки и завалинки.
На перекошенный плетень, старик повесил валенки.
Просушит валенки старик, потом оденет снова.
Он с ними сжился, к ним привык, сам крепкий и здоровый.
А как по снегу, да зимой, крестьянину в пургу?
Дойти сугробами домой, не утонув в снегу?
В селе без них ни как нельзя, колхознику в дорогу.
Носите валенки,- друзья, как дед, - на босу ногу!
Частушки
Сидя на завалинке
Подшивал дед валенки.
К нему бабка подошла
Дедка бросил все дела.
На окошке два цветочка
Голубой да аленький,
Я возьму да променяю
Сапоги на валенки.
Я частушки пропою
Про пимы да валенки
Гармонист мне подыграет
Сидя у завалинки.
А мне милый подарил
Пимы – самокаты,
Каждый вечер провожал
Он меня до хаты.
Эх, кто к нам идет
Широко шагает,
Рыжи валенки одел,
Чего–то воображает.
Мы не знаем как у вас
А у нас на даче,
Ходит в валенках народ
И не как иначе!
Глазки я свои накрашу
Губки ярко подведу,
Новы валенки обую
На свидание пойду.
Огонек в глазах сверкает
Знать душою молода!
В валенках зимой гуляю
Не берут меня года.
Хорошо гармонь играет
Душу рвет на части,
Я как валенки куплю
Забуду все несчастья.
Буду в валенках плясать
Это очень просто
Буду, девочки, гулять
Лет до девяносто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"
Презентация праздника о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Проект Валенки- символ зимы
Проект«Валенки - символ зимы»Теплые удобные валенки мои.Сделаны из шерсти, мех у них внутри.Я надену валенки, в лес пойду гулять.Буду я с ребятами в них в снежки играть.Крики раз...

Творческий проект "Валенки для Шарика"
Творческий проект "Валенки для Шарика" . В проекте охвачены все виды образовательной деятельности. Созданы благоприятные условия для его реализации....

Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы
Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы...

Образовательный проект «Валенки, валенки - красивые, да ладненькие...»
Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. ...

Проект "Валенки"
Формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа....