Познавательно – творческий проект «Знакомим детей с музеями».
проект по окружающему миру (старшая группа)
Использование культурного наследия в образовательной работе с детьми дошкольного возраста для полноценного, творческого развития, становления его личности, приобщения к культуре родной страны.
Расширение представлений о музейной культуре, помочь детям гармонично войти в разнообразный и уникальный мир музея, сделать этот мир понятным и интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно – творческий проект «Знакомим детей с музеями». | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – творческий проект
«Знакомим детей с музеями».
Старшая группа.
Тема проекта: «Знакомим детей с музеями».
Воспитатель: Дзюба Наталия Геннадьевна.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Сроки проекта: краткосрочный (30. 09 – 25.10 2019).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:
Использование культурного наследия в образовательной работе с детьми дошкольного возраста для полноценного, творческого развития, становления его личности, приобщения к культуре родной страны.
Расширение представлений о музейной культуре, помочь детям гармонично войти в разнообразный и уникальный мир музея, сделать этот мир понятным и интересным.
Задачи проекта:
Познакомить детей с различными видами музеев, их назначением, названием; воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа; создать необходимую развивающую предметно-пространственную среду в группе; воспитывать желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.
Актуальность проекта:
Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни через игру с помощью музейных средств. Знакомство с музеем помогает ребенку увидеть то, что стоит за предметом старины, представленным в музее, понять ее символический язык. Знакомство с музеем способствует формированию определенных навыков поведения в данной культурной среде. Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями музея: народными игрушками, картинами, старинными предметами быта, оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, но можно создать «мини-музей». Важная особенность создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Дети участвуют в обсуждении тематики музея, участвуют в изготовлении экспонатов, приносят экспонаты из дома. А папа, мама, бабушка и дедушка помогают им в этом. Мини – музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину. Каждый мини-музей — это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Данный проект предполагает широкое участие родителей: совместное с педагогами и детьми посещение музеев, закрепление полученных в музее впечатлений в кругу семьи; участие в создании различных коллекций: тематических рисунков, старинных предметов быта, детских поделок.
Предполагаемый результат проекта:
Повышение детской и взрослой компетентности в нравственно-патриотическом воспитании через знакомство с музеями.
Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям русской народной культуры.
Предполагаемый продукт проекта:
Создание мини - музея «Декоративно – прикладного творчества».
Создание мини – музея «Такие разные Куклы».
Цикл бесед и занятий по ознакомлению детей с музеями России.
Фотовыставка «Я в музее».
Взаимодействие с родителями:
Консультация родителей о теме, целях и содержании проекта.
Привлечение родителей к сбору материала для реализации проекта.
Анкета для родителей «Приобщение к основам русской народной культуры».
Консультация для родителей «В какие музеи можно сходить с детьми в Москве?»
Консультация для родителей «Что такое мини – музей?»
Привлечение родителей к созданию мини музея «Декоративно – прикладного творчества».
Консультация для родителей «Народная кукла своими руками».
Привлечение родителей к созданию мини музея «Такие разные Куклы».
Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Участие в фотовыставке «Я в музее».
Совместное посещение детей и родителей группы музея сказки «Жили – были».
Содержание проекта:
Подготовительный этап.
1. Определение темы проекта, цели, задач, актуальности.
2. Подбор литературы, песен, музыкального оформления.
3. Подготовка материалов к продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка).
4. Пополнение развивающей среды, наглядного материала.
5. Разработка конспектов ООД по теме проекта.
Основной этап.
1.Реализация проекта согласно плану проекта.
2. Цикл интегрированных занятий по теме проекта.
3.Организация и мотивация различных видов деятельности через интеграцию областей.
4.Участие родителей в разнообразных видах деятельности.
5. Создание презентации «».
6. Спортивный досуг«».
7. Консультация для педагогов «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников».
Заключительный этап.
1. Участие в фотовыставке «Я в музее».
2. Создание мини - музея «Декоративно – прикладного творчества».
3. Создание мини – музея «Такие разные Куклы».
4.Определение уровня познавательной активности и сформированности знаний в процессе реализации проекта «Знакомим детей с музеями».
Планирование работы по реализации проекта:
Познавательное развитие:
Беседы: «Что такое музей?»
«Музейные профессии»
«Музей – это интересно».
«В какие музеи можно сходить в Москве?»
«Необычные музеи Москвы».
«Нужны ли людям музеи?»
Виртуальные экскурсии в музеи страны.
Выездная экскурсия в «Музей сказок».
НОД «В Музее Кукол».
Цель: Расширять представления о многообразии музеев. Уточнить, что можно увидеть в музее, кто рассказывает об экспонатах музея. Познакомить детей с музеем Кукол, его экспонатами. Расширять представления о материалах, из которых изготавливали кукол раньше и сейчас. Закреплять представления о правилах поведения в музее.
НОД «Музей декоративно – прикладного творчества. Русская Матрешка».
Цель: Закреплять представления о народных промыслах. Развивать познавательную активность. Познакомить с одним из видов декоративно – прикладного искусства: русской Матрешкой.
Тема: «Палеонтологический музей в Москве»
Цель: Познакомить детей с разными видами динозавров. Способствовать формированию образа музея как собрания предметов. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Тема: «В русской избе».
Цель: Формировать представления о быте русского народа, развивать интерес к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта. Активизировать познавательную деятельность. Обогащать словарь детей народными пословицами, названиями предметов быта наших предков: самовар, ухват, чугун, сундук. Воспитывать интерес к творчеству, способствовать духовно-нравственному развитию личности ребенка.
Социально-коммуникативное развитие:
Беседа «Как надо вести себя в музее».
Речевое развитие:
Творческое рассказывание «Что я видел в музее сказок?». «Что мне дало знакомство с музеями?» «Мы готовы к посещению музея».
НОД «В музее посуды».
Цель: Познакомить детей с историей посуды, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого. Побуждать аргументировать свой выбор, рассказывая о понравившихся экспонатах. Активизировать познавательную и речевую деятельность.
Художественно-эстетическое развитие:
Рассматривание книг из серии «Третьяковская галерея», «Музеи Московского Кремля», «Зоологический музей».
НОД «В мастерской Кукол».
Цель: Расширять представление о том, что можно увидеть в музее. Закреплять представления о труде экскурсовода. Учить делать куклу, используя подручные материалы.
НОД «Музей Мыши. Мышка и сыр».
Цель: Расширять представления о многообразии музеев. Рассказать о единственном в мире музее Мыши в городе Мышкине, в котором собраны экспонаты со всего мира, связанные с мышами. Учить выполнять экспонаты для музея – мышку и ее любимое лакомство, сыр, используя знакомые приемы аппликации.
НОД «Многообразие жизни на земле».
Цель: Расширять знания о музеях. Познакомить с Дарвинским музеем в Москве. Учить составлять фигуру динозавра из частей, дополнять работу, закреплять навыки работы с клеем и ножницами.
НОД «Миллион лет до нашей эры».
Цель: Учить рисовать динозавров с натуры и по воображению. Развивать художественно-творческие способности детей, образное и ассоциативное мышление, фантазию. Расширять знаний об истории Земли, животных древности.
НОД «В музее народных промыслов».
Цель: Знакомить детей с мастерством народных умельцев. Активизировать представления, что некоторые предметы народных промыслов можно увидеть только в музее. Воспитывать культуру поведения в музее.
Учить передавать в рисунке характерные особенности хохломской росписи.
Тема: «Музей гжели во Владимире».
Цель: Продолжать формировать представления детей о музеях России. Рассказать о частном музее гжели во Владимире. Закреплять представления об изделиях из фарфора, выполненных гжельскими мастерами. Учить выполнять элементы гжельской росписи, используя технику пластилинография.
НОД «Музей пряников».
Цель: Продолжать формировать представления о музеях России. Формировать представление о музее пряников в городе Тула. Учить создавать объемные композиции из соленого теста.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Назови правильно», «Угадай, какая роспись?»,
«Составь хохломской узор», «Домино», «Угадай и расскажи», «Городецкие узоры», «Художественные часы», «Собери гжельскую тарелку», «Собери матрёшку», «Найди домик матрёшки», «Угадай ремесло».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы идем в музей», «В музее кукол». «Мы экскурсоводы», «Где живут сказки?», «Приглашаем на экскурсию»,
«Мы реставраторы», «Строим усадьбу», «Зоологический музей», «В музее игрушек», «В музее автомобилей», «Печем пряники», «Парк динозавров», «Прогулка по Москве».
Подвижные игры:
«Мы веселые матрешки», «Горелки с платочком». «Золотые ворота». «В круги», «Прялица».
Физкультминутка «Нам в музее интересно».
Описание мини – музеев.
Мини-музей куклы «Такие разные куклы».
Цель: способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей.
Задачи: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к прикладному творчеству. Знакомство через игрушку с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта.
Созданию мини – музея способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей.
Мини-музей «Декоративно – прикладного творчества».
Цель: Пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России.
Задачи:
Знакомство с изделиями народных промыслов, историей их развития. Углубление знаний о видах росписи.
Формирование интереса к искусству, умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства.
Воспитание бережного отношения к культурному наследию, потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций России.
В мини – музее представлены поделки декоративно- прикладного творчества: дымковская игрушка, предметы с хохломской, гжельской, жостовской, городецкой росписью.
Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились расписные матрешки и дымковские игрушки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.
Знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством способствует воспитанию уважения к культуре своей Родины, к национальным традициям, что способствует воспитанию гражданина и патриота своей Родины.
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и фольклор. – М., -1957. – 165 с.
2. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
3. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
5. Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г.
6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с.
7. Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. – 2 – е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
8. Князева О.Л. Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство – Пресс, 2000г. – 304 с.
Русская изба (Внутреннее убранство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт. – сост.: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др.- Спб.: Искусство – СПБ, 2004. – 376 .: ил. Мониторинг.
Мониторинг показал, что у детей в большинстве случаев низкий уровень знаний о музеях. Дети затруднялись в объяснении, что такое музей и для чего он нужен. Исходя из этого, мы сделали вывод, что необходимо пополнять знания о музеях.
Было проведено анкетирование родителей, в результате которого было выявлено, что современный ребенок ориентирован на современные предметы быта, игрушки из современных мультфильмов, и не имеет представления о том, какие предметы были раньше, русских ремёслах. Кроме этого, многие родители имеют недостаточно знаний об истории русских народных ремёсел. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Шкала уровней
Низкий уровень (от 1 до 5 баллов)
Низкий уровень знаний о музеях. Ребенок никогда не посещал музей. Затрудняется в объяснении, что такое музей и для чего он нужен. Затрудняется ответить, какие предметы можно увидеть в музее. Затрудняется в описании предметов. Не может сравнить по признакам. Не может выразить своего отношения.
Средний уровень (от 6 до 11 баллов).
Средний уровень знаний о музеях. Посещал музей с родителями, но от посещения музея остались не яркие воспоминания. Может объяснить, что такое музей и для чего он нужен с помощью наводящих вопросов. С помощью воспитателя может ответить, какие предметы можно увидеть в музее. Может дать краткую оценку своего отношения к экспонату, музею в целом.
Высокий уровень (от 12 до 16 баллов).
Ребенок хорошо представляет, что такое музей. Часто посещает музей с родителями. Может объяснить, что такое музей и для чего он нужен, какие экспонаты можно увидеть в музее. Может дать обоснованную оценку своего отношения к посещения музея.
Результативность:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что знакомство с музеями оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с прошлым духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, обогащает эмоциональный и практический опыт.
Приобщение детей к миру музеев дает им возможность на практике познать культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, достойное поведение.
Реализация проекта позволила объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к миру музеев. Во время посещения музея детьми старшей группы усилился интерес к истории своего народа, стали накапливаться знания, что в свою очередь отразилось на эмоциональном состоянии детей и результатах их продуктивной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Знакомим детей с музеями" для дошкольников 5-6 лет.
Проект "Знакомим детей с музеями" расширил знания детей о различных видах музеев....
Проект: "Знакомим детей с музеями".
Проект «Знакомим детей с музеями». ...
Проект "Знакомим детей с музеями".
Знакомим детей с музеями.Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни через игру с помощью музейных средств. Детям предоставляется возможность приобщения к природным, ...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"
Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»
Познавательно-творческий проект Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...
Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»
Познавательно-творческий проект Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...
Познавательно-творческий проект «Знакомим детей подготовительной группы с творчеством Л.Н. Толстого»
Сформировать у детей дошкольного возраста основные представления о нормах морали и нравственных ценностей в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого.Закладывать основы нр...