конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Габзалилова Венера Римовна

Расширить знания детей о перелетных птицах: их внешнем виде, образе жизни; формировать умения классифицировать птиц в зависимости от типа питания, совершенствовать умение различать и называть перелетных птиц. Формировать умения устанавливать связь межд формой клюва и особенностями питания птиц. Формировать умения находить зависимость между строением лап и особенностями образа жизни птиц. Познакомить с порядком построения птиц при отлете в теплые края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_konspekt_po_okr._miru_v_podg.gr_.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Расширение  представлений детей о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт).

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания детей о перелетных птицах: их внешнем виде, образе жизни; формировать  умения классифицировать птиц в зависимости от типа питания, совершенствовать умение различать и называть перелетных птиц.

Формировать  умения устанавливать связь между формой клюва и особенностями питания птиц.

Формировать  умения находить зависимость между строением лап и особенностями образа жизни птиц.

Познакомить с порядком построения птиц при отлете в теплые края;

Расширять и активизировать словарь детей, формировать и закреплять обобщающие понятия ( перелетные, насекомоядные, зерноядные, водоплавающие, клин, косяк, стаей, шеренга).

Развивающие:

Развивать познавательные процессы: мышление, память, внимание, восприятие.

Воспитывающие:

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, воспитывать бережное отношение к природе

Средства реализации: ноутбук, экран, презентация по теме: «Перелетные птицы»; аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением перелетных птиц.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Словарная работа:  стая,  косяк, клин, шеренга; насекомоядные, зерноядные.

Предварительная работа:

 Наблюдение в природе за птицами, слушание аудиозаписи с голосами птиц, беседа с детьми о птицах, отгадывание загадок о птицах, рассматривание альбома «Перелетные птицы».  Чтение произведений Пришвина «Лягушка путешественница», Х.-К.Андерсена «Гадкий утенок», Д. М.- Сибиряка «Серая шейка», просмотр мультфильма «Серая шейка».

Ход ООД.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: "Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Воспитатель: Дети послушайте стихотворение Елены Благининой «Птицы к югу потянулись»

Птицы к югу потянулись,

Значит, осень на дворе.

Рано утром мы увидим

Белый иней на траве.

Сбросили деревья листья.

Ярко-синяя река,

Словно в зеркале холодном,

Отражает облака.

 Воспитатель:  Дети, как вы думаете, о каком времени года говориться в стихотворении?

 Дети: Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес.

Слайд 1 «Золотая осень».

Воспитатель: По каким признакам вы узнали, что это осень?

 Дети: Ответы детей.

Воспитатель:  Слайд 2. Да, правильно – это осень. На улице стало холодно, пасмурно. С наступлением осень меняет цвет и природа. Птицы улетают в теплые края. И сегодня, мы поговорим о  птицах. Я  предлагаю вам отгадать загадки- слушайте внимательно.

 Загадки:

 Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) Слайд 3

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад — вперед по пашне скачет,

А зовется птица. (Грач) Слайд 4

Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец) Слайд 5

Она летом мошек ловит,

Гнездышко из глины строит.

Коль летает высоко,

Значит дождик далеко,

Если же летает низко,

Это значит дождик близко. (Ласточка) Слайд 6

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. О ком были загадки?

Дети:  О птицах.

Воспитатель: А как вы думаете кто такие птицы?

Дети: Они умеют летать. У них есть крылья и перья.

Воспитатель: Вы правы, почти все они умеют летать. Птицы — это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы живут в гнёздах. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать. Дети, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети:  Потому что становится холодно, заканчивается  еда…..

Воспитатель:  Правильно, с наступлением осени птицы остаются без корма.

Первыми улетают быстрокрылые насекомоядные птицы — это птицы, которые питаются насекомыми. Давайте все вместе произнесем это слово- насекомоядные.

Сначала проговариваем со всеми детьми и индивидуально ( 2-3 ребенка) Воспитатель:  Перед вами насекомоядные птицы, назовите их.

Дети: Скворец, ласточка, кукушка, соловей, иволга. Слайд 7

Слайд  8

Воспитатель: Обратите внимание дети, всем насекомоядным птицам нужен прямой, удлиненный или заостренный клюв для того, чтобы удобно было ловить насекомых на лету или доставать их из коры деревьев.

Воспитатель: За насекомоядными птицами, следующими улетают зерноядные птицы. Может, кто ни будь, из вас знает, почему их называют зерноядными птицами? Слайд  9

Дети: Потому что они питаются зерном.

Воспитатель:  Правильно. Зерноядные птицы – это птицы , которые питаются плодами и семенами растений. Давайте все вместе произнесем  новое слово- зерноядные.

Сначала проговариваем со всеми детьми и индивидуально ( 2-3 ребенка)

Воспитатель: Назовите, каких зерноядных птиц вы знаете?

Дети:  Овсянка, чиж, зяблик. Слайд 10

Воспитатель: Как вы думаете, когда они улетают?

Дети: Когда собран урожай.  Лежит первый снег.

Воспитатель: Они улетают тогда, когда собран урожай, ягоды и семена покрылись первым снегом, а на полях перепахана земля.

Воспитатель: Как вы думаете, чем можно отличить зерноядных птиц от насекомоядных птиц? Слайд 11

Дети: По клюву.

Воспитатель: Правильно, по форме клюва. Если клюв у птицы не очень длинный, широкий, тупой, значит, она питается растениями. Таким клювом легко раскалывать орешки, выклёвывать из шишек семена.

Физминутка

Насекомые пропали, птицы в лесу заскучали ( взмахи руками –крыльями)

Стали думать и гадать, как беды им избежать?  ( Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы  вправо- влево)

Вместе собрались, стаей назвались (Дети встают вкруг, взявшись за руки)

Дружно взлетели , на юг полетели (Поворачиваются направо, машут руками и бегут по кругу)

Долго летели, устали, сели, отдыхали (Останавливаются, приседают)

Снова взлетели, дальше полетели. ( Встают бегут по кругу и машут крыльями)

Вот и южные края, долетели мы друзья!

Вы устали, отдохните. Насекомых поищите! ( Дети останавливаются , садятся на свои места)

 Воспитатель: Позже всех улетают водоплавающие птицы. Как вы думаете, почему этих птиц называют водоплавающими?

Дети: Живут на воде.

Воспитатель: Назовите их?

Дети:  Дикие утки , гуси, лебеди. Слайд 12.

Воспитатель: Правильно. Давайте все вместе проговорим  слово- водоплавающие.

Сначала проговариваем со всеми детьми и индивидуально ( 2-3 ребенка)

Воспитатель: Как вы думаете, почему они собираются в путь самыми последними?

Дети: Потому что замерзает  вода в озерах, реках и заканчивается корм.

Воспитатель: Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, ведь пища которой питается птица находится в воде и около неё  и достать ее покрытую снегом и льдом невозможно..

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран . Слайд 13.  Чем отличаются лапки  у гуся и  у трясогузки?

 Дети: У гуся на лапках перепонки, а у трясогузки пальцы.

Воспитатель: Действительно, на лапах у всех водоплавающих птиц есть перепонки. Такие лапы нужны птице для того, чтобы плавать и ловить рыбу в воде. Она отталкивается ими от воды как ластами или вёслами и плывёт, такими лапами легче и быстрее грести.
Трясогузке и другим насекомоядным и растительноядным птицам перепонки на лапах не нужны, они ведь не плавают по воде. Им нужны лапки с тонкими, цепкими пальчиками, чтобы лучше держаться за ветви деревьев и кустарников.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что во время перелета многие птицы придерживаются строго порядка?

Скворцы улетают скученной стаей. Слайд 14.

Утки летят прямым фронтом или шеренгой. Слайд 15.

Гуси, чаще всего, летят косяком Слайд 16.

Журавли и лебеди летают клиньями. Слайд 17.

Некоторые птицы не собираются стаями и улетают поодиночке: сокол, кукушка, ястреб. Слайд 18.

Перелетные птицы летят в основном ночью: так безопаснее.  В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Воспитатель:  Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Внимательно рассмотрите и назовите  лишнюю, объяснив свой ответ полным предложением. Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21.

Воспитатель: А сейчас игра на слуховое внимание « Угадай по голосу» Слайд 22

Правила игры: Внимательно прослушайте голос птицы и попробуйте угадать, что за птица кричит.

Воспитатель : Хорошо, справились. В названии каких сказок  упоминаются перелетные птицы?

Дети: Ответы детей («Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди»). Слайд 23.

Воспитатель: Молодцы справились с заданиями.

Рефлексия.

Воспитатель:  О каких птицах мы говорили?

Дети: О перелетных  птицах

Воспитатель: Как называют птиц, которые питаются насекомыми?

Дети: Насекомоядные

Воспитатель: Как называют птиц, которые держаться на воде? 

Дети: Водоплавающие

Воспитатель: Как называют птиц, которые питаются  растениями и плодами?

Дети: Зерноядные.

Воспитатель: Как отличить  насекомоядных птиц, от зерноядных?

Дети: По клюву.

Воспитатель: Кто запомнил, в каком порядке могут выстраиваться перелётные птицы для отлета в тёплые края?

Дети: Стаи, шеренгой, косяк, клин.

Воспитатель: Что  интересного вы узнали о перелетных птицах?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Что понравилось?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Вы сегодня молодцы ! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Я горжусь вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. "В лес по грибы".

Дети поехали в лес по грибы. В лесу их встретила Белка, которая познакомила со съедобными и несъедобными грибами....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "В лес по грибы"

Дети едут в лес по грибы Белка знакомит их со съедобными и несъдобными грибами....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему «День знаний. Школа»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширять представления детей о праздниках, познакомить с праздником День Знаний, его содержанием. Продолжать учить рассматривать сюжетную картину, вести диалог по ее соде...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...