Методическая разработка по теме "По следам истории"(проект по ознакомлению обучающихся старшего дошкольного возраста с историей и культурой родного края)
проект (подготовительная группа)
Ребенок приходит в этот огромный мир и ему много предстоит узнать, понять , освоить. Первоначально ребенок знакомится со своим городом под руководством родителей, шаг за шагом расширяя границы своего присутствия. История города - это живая история , она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения . Дошкольное детсво - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств , формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.Этот возраст - имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств. Первоначально ребенок восхищается тем, что видитперед собой. И хотя многие впечатленияеще не осознанны им глубоко,но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности маленького человека .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.metodicheskaya_razrabotka_konkurs.docx | 99.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Проект
Подготовил:
воспитатель Красноштанова
Ирина Николаевна
Ребенок приходит в этот огромный мир, и ему много предстоит узнать, понять, освоить. Первоначально малыш знакомится со своим городом под руководством родителей, шаг за шагом расширяя границы своего присутствия .
История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.
Город понемногу раскрывает ему свои тайны
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств .Первоначально ребенок восхищается тем, что видит перед собой. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности маленького человека
Мы живем в Петергофе , городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Петергофа.
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах с детьми я даю краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Также я объясняю детям что объекты вокруг нас , даже самые обыденные и неприметные могут стать источником многообразных сведений о городе и горожанах, что необходимо «услышать» занимательные истории о, здании , сооружении , научиться вглядываться в эти объекты , анализировать информацию, полученную в результате исследования объектов городской среды, соотносить с собственными знаниями и опытом.
Цель проекта – развитие личности дошкольника в процессе целенаправленного и организованного взаимодействия с объектами природного и культурного наследия Петергофа .
Ведущая идея : изучение городской среды.
Задача:
- создать условия для расширения представлений дошкольников об объекте окружающей действительности, формировать полную картину исследуемого городского объекта.
- Вызвать интерес к истории местности на которой расположен детский сад
- Вызвать интерес к жизни жителей Петергофа .
- Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;
Модель проекта: модель 3-х вопросов Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
Вид проекта: социально – познавательный, творческо-исследовательский
Участники проекта: дети старшей (подготовительной )группы , воспитатель Красноштанова И.Н., педагоги детского сада, музыкальный руководитель родители.
Срок: долгосрочный
Виды работы:
- Сбор информации.
- Подбор иллюстративного материала.
- Отбор художественной литературы, публицистического материала.
- Подбор музыкального материала.
- Организованная и неорганизованная деятельность.
- Совместная и самостоятельная деятельность.
- Презентация проекта.
Перспективное планирование
Сентябрь:
Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.
Непосредственно-образовательная деятельность «Мой Петергоф»
Фотовыставка «Осенний Петергоф»
Октябрь:
Знакомство с микрорайоном города , где находится детский сад , особенностями и достопримечательностями .
Целевая прогулка в Верхний парк .
Ноябрь:
Улица . Знакомство с историей улиц Разводной и Эйхенской . Виды улиц Знакомство с транспортом 18- 19 века.
Декабрь , Январь:
Знакомство с территорией детского сада . Беседа о историческом месте на котором находится детский сад, его достопримечательностях. (Сторожка Привратника, Ограда конец 1830 годов) Различать функциональную принадлежность зданий.
Февраль ,Март:
Знакомство с профессиями привратника и садовника , их деятельностью.
Выставка работ совместного с родителями творчества: «Профессии 19 века»
Апрель :
Знакомство с особенностями архитектуры 19 века в Петергофе. Рассказ о знаменитых архитекторах того времени
Май:
Непосредственно- образовательная деятельность с детьми «Архитектурное творчество Г.А. Боссе в окрестностях Петергофа» ( летняя дача графини Марии Григорьевны Разумовской) Знакомство с историей дома (летней дачи)
Фотовыставка «Наследие Г.А. Боссе»
Сентябрь:
Знакомство с графиней Марией Григорьевной Разумовской . Историей рода Разумовских, геральдикой рода.
Октябрь:
Музыкальный досуг «Бал в доме графини Разумовской»
Оформление альбома «По следам истории детского сада»
История улиц
Эйхенская улица
Проходит от Разводной улицы до Санкт-Петербургского проспекта.
Свое название получила в 1836 году в честь Я.Я. Эйхена.
Эйхен Яков Яковлевич (1770-сер. XIX в.) с 1821 г. управляющий Петергофом, а в 1825 году одновременно назначен и военным комендантом города, при нем была начата коренная перестройка Петергофа, создана полиция, а затем и пожарная команда. В 1841 году по личной просьбе ушел с должности управляющего, но император Николай I оставил его военным комендантом города. Проработав еще несколько лет, ушел в отставку и с этого поста, переехал в Петербург, где вскоре и скончался.
Разводная улица
Проходит от улицы Морского Десанта до Озерковой улицы.
Свое название получила в 1837 году от Разводной площади, от которой улица начиналась ,на площади при императоре Николае I проводились военные смотры и разводы караульной службы.
Первоначально улица доходила до Лагерной улицы (трассы современного Бульвара Разведчиков). В 1920-х годах улицу продлили до Озерковой улицы и переименовали в улицу Коминтерна.
Строительство дорог
Дороги, существовавшие уже в глубокой древности у разных народов, обязаны своим происхождением потребности людей в социокультурном взаимодействии. Они изначально имели большое значение для познания окружающего мира. Строительство первых дорог сводилось к «изысканию лучших направлений проезда»: прорубали просеки в лесах, обходили болота, выбирались мелкие места рек. Но только с появлением «колесного транспорта» наступил значимый сдвиг в развитии дорожного строительства, т.к. именно этому новому виду транспорта потребовалось относительно ровное и твердое дорожное полотно, т.е. искусственные дороги. В России до середины 18 века преобладал «фашинный способ строительства дорог». Техника строительства сводилась к укладке в несколько рядов фашин (связок молодого леса, толстых прутьев без листьев), к засыпке каждого ряда фашин слоем земли. После того, как эти ряды доводились в уровень с поверхностью земли – укладывался поперек дороги помост из бревен, на помост насыпали небольшой слой земли. Кроме того, издавна в городах строили деревянные мостовые. Технология была проста: на дорогу укладывали продольные бревна-лаги, поверх них накатывали бревна – кругляки. Таким образом, появлялся своеобразный мост через дорогу – «мостовая». Но бревна быстро приходили в негодность, грязь на улицах была непролазная, и тогда производили «дорожный ремонт»: разбитый настил разбирали и клали новый. Следующим достижением в строительстве дорог стал прототип булыжной мостовой на песчаном основании, разработанный инженером Барановым для дороги Санкт-Петербург – Москва. Мостовая состояла из крупных камней, поставленных на слое песка тупым концом вниз, причем промежутки между остриями этих камней должны были заполняться более мелкими камнями, обращенными вверх тупыми концами.
По бортам и в середине мостовой были уложены два ряда более крупных, чем на остальной мостовой камней. Кроме того, поверхность мостовой была разделена одним рядом крупных камней на квадраты (с обозначением в каждом квадрате крупными камнями двух диагоналей). Мостовые строились преимущественно с каменными столбиками по сторонам для того, чтобы повозки не могли заехать в канавы. Не смотря на то, что каменные мостовые явились значительным шагом в развитии технологии дорожного строительства, но они не получили широкого распространения в 18 веке
Транспорт 18 -19 века
Виды экипажей
Наиболее удобным, дорогим и комфортабельным экипажем была КАРЕТА, отличавшаяся полностью закрытым кузовом, с обязательными рессорами. Кучер располагался на передке – КОЗЛАХ, подвергаясь, в отличие от ездоков, всем воздействиям непогоды. В экипажах попроще козел могло не быть, и тогда возница сидел просто на высоком краю, окаймлявшем повозку, который назывался ОБЛУЧКОМ. Внутри карета имела мягкие сидения – от двух до шести, окошечки по бокам и спереди – для общения с кучером. Позади кузова, на ЗАПЯТКАХ, то есть специальной подножке, при особо торжественных выездах стояли один или два ВЫЕЗДНЫХ ЛАКЕЯ – ГАЙДУКИ. Для входа в карету служили дверцы, к ним вела ступенька - подножка, закидывающаяся после посадки внутрь кареты и откидываемая гайдуком после остановки. Часто подножки закидывались и откидывались с грохотом, так, во всяком случае, говорится в «Двух гусарах» Л. Толстого. По бокам кареты в темное время горели фонари.
Кареты чаще всего закладывались тройкой или четверкой, легкие кареты – парой. На приемы и балы полагалось ехать в карете; если не было своей, нанимали ямскую.
Более простыми и легкими экипажами были КОЛЯСКИ. В отличие от карет кузов у них был открытый, но с откидным верхом. Коляски обычно запрягались парой или тройкой лошадей
ТАРАНТАС служил дорожным экипажем, поэтому прочность его считалась более важным качеством, нежели красота. Кузов его крепился на длинных – до трех саженей – продольных брусьях, так называемых ДРОГАХ, которые заменяли рессоры, амортизируя толчки и смягчая тряску
КИБИТКА – понятие очень широкое. Так именовалась почти любая полукрытая, то есть с отверстием спереди, летняя или зимняя повозка.
Архитектор Гаральд Андреевич Боссе.
В начале своей творческой деятельности архитектор строил загородные дома «для средних хозяев», садовые домики, службы. В 1840 – 1850-е годы проектирование и строительство дач ему поручают представители высшего дворянства, богатые предприниматели, крупные чиновники. Работа для обеспеченного круга заказчиков способствовала более полному раскрытию творческих способностей архитектора. Развитый комплекс с главным домом и служебными постройками, соединенными с ним крытыми переходами, представляла собой дача графини М.Г. Разумовской в Петергофе. Расположенное вблизи Большого дворца и Верхнего парка место «позади нового каменного кавалерского дома» было пожаловано вдове генерал-майора Льва Кирилловича Разумовского 11 мая 1837 года, а 20 мая уже были утверждены планы и два фасада дома. В проекте дачного дома от которого остались только исполненные акварелью фасады, тип английского коттеджа с элементами средневекового замка переработан в соответствии с современными функциональными и эстетическими требованиями. На основе асимметричного плана разновысокие объемы сгруппированы в довольно компактное целое. Готические формы башен, стрельчатых порталов, высоких крыш и труб сосуществуют здесь с новыми деревянными конструкциями открытых и застекленных веранд, балконов, галерей, придающих зданию особую воздушность. Свойственная загородным постройкам Боссе живописная пластика архитектурных масс достигает в этом проекте, пожалуй, самого романтичного, «сказочного» выражения.
По-видимому, проект с достаточной точностью был воспроизведен в натуре. Сохранилась акварель 1846 года, изображающая внутренний вид салона-веранды на даче Разумовской в Петергофе – полуциркульного в плане, довольно обширного помещения, предусмотренного проектом. Сплошное остекление наружной стены и необычные деревянные конструкции крыши, также частично остекленной, без сомнения должны были восприниматься как новое слово в решении дачного интерьера.
Разрушенную во время Великой Отечественной войны дачу разобрали в конце 1940-х годов. От нее осталась только небольшая, скромно оформленная в готическом стиле сторожка и металлическая ограда в стиле модерн. Аналогичный архитектурный образ и планировочное решение имеет и дача по Петергофской дороге, проект которой был выполнен Боссе в 1845 году. Двухэтажный деревянный дом с мезонином, высокими многоскатными крышами и дымовыми трубами выразителен по силуэту, хотя и менее затейлив. В данном случае органично соединены композиционные приемы объемно-прстранственного построения английского коттеджа и швейцарского шале. Планировка дома подчинена логике удобной связи между помещениями различной величины, расположенными по сторонам внутреннего коридора. Интерьеры раскрыты в окружающий ландшафт посредством широких окон, эркеров, балконов, террас, крылец, лестниц. В доме предусмотрены три входа с разных сторон и крытый переход в хозяйственный блок. Подобный тип загородного дома благодаря своей более рациональной, но достаточно живописной форме получит широкое распространение во второй половине XIX века и трансформируется в особняках и дачах эпохи модерна.
Графиня
Разумовская Мария Григорьевна урожденная княгиня Вяземская
По возвращении в Россию Мария Григорьевна заняла в петербургском обществе подобающее ей положение; дом ее сделался одним из наиболее посещаемых. Вечера, обеды, рауты, зимой в городе, а летом на ее прелестной даче в Петергофе соединяли все общество. И не одно городское общество посещало ее праздники, но и царская фамилия была к ней благосклонно расположена. Император Николай Павлович и государыня Александра Федоровна в особенности были к ней милостивы и удостаивали ее празднества своим высоким присутствием.
Жизнь на даче была почти та же городская жизнь: так же закладывали ландо в два часа, и так же делались визиты до пяти; за обедом почти всегда были гости, затем прогулка с гостями на музыку, где делались еще приглашения приехать после музыки на чашку чая, собиралось человек 15, и так ежедневно. При дачной жизни была только разница в легкости созывать к себе гостей, чего городская жизнь не представляла. Дача Разумовской Марии Григорьевны часто удостаивалась видеть в своих стенах царскую фамилию. В одно из посещений императора Николая
Павловича, когда он запросто завтракал у Марии Григорьевны, он пожелал обойти весь дом и даже прошел крытой галереей в кухню. У графини в это время была кухаркой француженка м-me Francoise. Государь обратился к ней со словами: «Я хочу сделать вам комплимент, м-me Francoise, вы по истине искусная повариха». M-me Francoise, низко присев, ответила: «Я возлагаю свои руки к ногам вашего величества!» – и при этом к ногам императора она положила самый большой кухонный нож, который случайно держала в руках.
А.С. Пушкин в Петергофе .
На балу у графини М .Г. Разумовской состоялась встреча Пушкина с секундантом Дантеса д, Аршиаком .
Балы в 18-19 веке
Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII-XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.
Танцы осваивали с раннего детства - с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А.С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой.
Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс - танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».
Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.
На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.
Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.
Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.
Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.
Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек.
Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее".
Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.
Бал - это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе - он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Балами славилась столица - Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с социальной действительностью и родным краем"
Может быть полезна воспитателям, родителям....
Проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к животным родного края, занесенным в Красную книгу" (Самарская область)
проект позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с животными Красной книги (Самарской области), а также сформировать у них ценностное к ним отношение...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»
Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 4 «Присоединение Сибири к России» (освоение территории края в XVII веке)
Задачи:Способствовать знакомству детей с историческими событиями освоения территории нашего края в XVII векеВызвать интерес к истории становления первых русских сибирских городов – острогов.Форм...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...
Методическая разработка «Линейные алгоритмы как одно из средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями»
Методическая разработка направлена на помощь воспитателям работающим по ранеей профориентации дошкольников....