конспект занятия "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мария Александровна Бобылева

Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Зимушка-зима»

Выполнила Бобылева М.А.

Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области:

• Речевое развитие;

• Познавательное развитие;

• Социально – коммуникативное развитие;

• Физическое развитие.

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Программные задачи:

Образовательные:

Обобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;

Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Зима», «Зимующие птицы»;

      Учить образовывать глаголы от звукоподражаний;

      Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой»;

Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Развивающие:

         Развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, учить ориентироваться в пространстве;

Развивать звуковую культуру речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию;

Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

Развивать творческое воображение;

Развивать логическое мышление, внимание, зрительную и словесно-логическую память.

Воспитательные:

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам;

Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность.

Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, презентация, (материал: мяч, макеты следов, картинки птиц, рисунок ели)

Содержание занятия

I. Орг. момент

- Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них и поздороваемся. И улыбнемся.

А сейчас вставайте в кружок. Давайте посмотрим на соседа справа и подарим ему улыбку. Я начну.

Психогимнастика «Сосулька»

Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!

-Ребята, а когда появляются сосульки? Правильно, зимой. Как вы думаете, о каком времени года мы с вами сегодня будем говорить? (О зиме).

II. Мотивационно – ориентировочный

(Звук сообщения и на экране появляется конверт) Ой, посмотрите, нам пришло письмо из Африки от мальчика по имени Том. Вы хотите, чтобы я прочитала вам это письмо? (на экране появляется текст письма и изображение мальчика):

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Томми. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, особенно на Севере! Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Томми».

- Ну что? Расскажем нашему другу про нашу зимушку-зиму? (Да)

III. Практический

  Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок (упражнения – «Заборчик», «Трубочка», «Лошадка», «Орешек»).

IV. Поисковый.

- Но, перед тем как начать писать письмо Томми, ребята, давайте подумаем, а как мы сможем передать свои знания? Мы живем в России, а Томми очень далеко от нас. (Варианты ответа детей: позвонить, отправить письмо). Ребята, обычное письмо будет идти долго. Какое письмо надо отправить, чтобы Томми быстро получил наш ответ? (Электронное письмо)

-Хорошо, ребята! А сейчас давайте вспомним зимние месяца. Какую песню мы пели и запоминали зимние месяца?

(Дети поют строчки: "Эх, три белых коня, эх, три белых коня: Декабрь, январь и Февраль.)

- Ребята, что можно рассказать про нашу зиму, какая она? (Холодная, морозная, снежная, заснеженная, белоснежная, Новогодняя.) Что происходит зимой? (идет снег, стало холодно, появляются сосульки) Во что дети играют зимой? (в снежки, лепят снеговиков, катаются с горки. Дети совершают соответствующие движения). Молодцы! Предлагаю вам поиграть в игру. Вы согласны?

1. Игра с мячом «Без чего не бывает зимы?»

- Тот, кому я брошу мяч, должен сказать без чего не обходится наша зима, и вернуть мне мяч в руки. Готовы? Без чего не бывает зимы?

без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок…

2. Игра «Какая зима?» (игра с мячом)

- Ребята, как вы думаете, зимой всегда холодно или бывают солнечные денечки? Значит, зимой погода может быть разной. А теперь вы мне, пожалуйста, расскажите как мы назовем день, когда происходит какое-либо природное явление:

Идет снег, то день называется снежный,

Если мороз – морозный,

Если ветер – ветреный,

Если холод – холодный,

Если солнце – солнечный,

Если облака покрыли солнце - пасмурный.

3. "Путешествие в зимний лес".

- Молодцы! Вы вспомнили самое главное, без чего не бывает зимы. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в волшебный зимний лес и посмотреть, как зиму проводят животные и птицы?

(разные виды ходьбы).

- Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу. Посмотрите, что это?

(перед детьми на полу следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка)

Дети: Следы

- Правильно, следы. Давайте внимательно их рассмотрим, и тот, кого я попрошу скажет, кому эти следы принадлежат. Например, след лисы – лисий.

Следы птиц – чьи?

Следы белки – чьи?

Следы медведя – чьи?

Следы зайца – чьи?

Следы волка – чьи?

4. Игра: «Кто, где зимует?»

- Ну вот, следы есть, а самих животных нет. Как вы думаете, где же они спрятались от холода? (в своих домах). Предлагаю вам занять места на стульях и посмотреть на экран.

- Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме живет.

(презентация)

Спит зимой медведь. (в берлоге)

Воробей сидит. (под крышей)

Лиса устроилась. (в норе)

Белка спряталась. (в дупле)

В логове лежит. (волчица)

Под кустом дрожит. (зайчишка).

На мониторе появляются соответствующие картинки (животные и их жилища).

- Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как зимуют животные. Видите, ребята, животным тепло в своих домах. А мы, пока ходили по лесу, замерзли. Давайте с вами погреемся и вспомним, какую пальчиковую игру мы знаем?

5. Пальчиковая игра: "Есть у каждого свой дом"

"У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло уютно в нем.

 

6. Игра: "Зимующие птицы"

- Ребята, мы поговорили с вами о диких животных. А теперь вспомним, как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие птицы) Назовите мне, ребята, зимующих птиц.

- Я предлагаю вам отгадать загадки про зимующих птиц. На столе вы видите картинки с птицами. Тот, кто первый отгадает загадку, берет картинку и прикрепляет ее на елочку на магнитной доске. Прошу вас дослушивать загадку до конца.

1. Чернокрылый, красногрудый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять! (снегирь)

2. С жёлтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки.

Отгадайте, что за птица?

Называется. (синица)

3. Чик-чирик, чик-чирик,

К зернышкам привык.

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей)

4. Непоседа пестрая,

Птица говорливая.

Птица белобока,

А зовут её. (сорока)

5. Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (сова)

6. Чёрный жилет

Красный берет.

Клюв, как топор,

Хвост, как упор. (дятел)

7. Образование глаголов от звукоподражаний.

Упражнение "Кто как голос подает?"

-Ребята, а хотите поиграть с птицами? Предлагаю подобрать цепочки слова-действия.

Ворона кар-кар             – … ворона каркает
Воробей чик-чирик      – ...  воробей чирикает
Голубь врр-врр             – ...  голубь воркует
Снегирь цвинь-цвинь  – … снегирь цвинькает
Сорока  стрр-стрр        – … сорока стрекочет
Сова ух-ух                    – … сова ухает
Синица  свис-свис       – … синица свистит
Дятел трр-трр               – … дятел стучит

Физкультминутка: "Синица"

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку.

И с дорожки на плетень:

- Тирли-тирли-тирли-тень,

-Тирли-тирли-тирли-тень!

8. - Ребята, мы так много уже вспомнили о зиме, что готовы написать ответное письмо нашему другу Томми. Но письмо будет необычным - давайте ему отправим картинки со всем, о чем мы сегодня говорили. Давайте вспомним! (о зимних видах спорта, о погоде зимой, о диких животных, о зимующих птицах). Посмотрите, какая картинка у нас получилась.

Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники. Ребята, это самое настоящее электронное письмо! Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку (На экране появляется изображение улетающего почтового конверта с соответствующим звуком). Ну вот, наше письмо отправлено.

V. Рефлексивно – оценочный

- Как вы думаете, Томми понравится наше письмо? (ответы детей)

- Удалось ли нам описать зиму для Томми, который никогда её не видел? (ответы детей).

-А вам что больше всего запомнилось?

Я тоже так думаю.

- Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать по нашему лесу, но надо возвращаться в детский сад. А вам понравилось занятие?

- А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки, и перенесет назад в детский сад. Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....