Конспект НОД в подготовительной группе в ОО «Познавательное развитие» - «Лес - многоэтажный дом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной группе в ОО «Познавательное развитие» - «Лес - многоэтажный дом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podg_gr_v_oo_poznav_razv.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе в ОО «Познавательное развитие» - «Лес - многоэтажный дом»
Цель: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Задачи:
-Дать знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг;
- Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях;
- Продолжать воспитывать экологическое сознание.
Материалы к занятию: письмо от Незнайки с логической задачей, модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, картины леса, музыкальный диск.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.
Звучит диск «Голоса леса» (вывешиваются картины леса в разные сезоны года).
-Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
Воспитатель читает детям стихотворение:
Хочешь знать, что значит лес?
Это сосны до небес,
Ели да осины, да кусты калины.
Шелест листьев в синеве
Утром пенье птичек
И в некошеной траве огоньки лисичек.
Лес меняется, растет
Долгими годами,
Все живое в нем живет
Вечно дружит с нами.
-Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью - осина. В лесах нашей Липецкой области встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.
Вывешивается модель «Лес - многоэтажный дом».
Воспитатель: Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
Дети: Сосна
Воспитатель: Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими. Какие еще высокие деревья есть в лесу?
Дети: Ели
Воспитатель: Много в лесу деревьев. Растут в лесу деревья и невысокие. Какие деревья растут в лесу?
Дети: рябина, черемуха, осина, ольха.
Воспитатель: Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня) Какие лесные кустарники вы знаете?
Дети: можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.
Воспитатель: Что растет под кустами?
Дети: Трава, цветы, мох, грибы.
Воспитатель: Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа – лес (воспитатель протягивает нити, разделяя лес на этажи), разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме). Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.
Воспитатель: Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. Повторите: п о д л е с о к. А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи. Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом. Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (
Дети: крот, мышь (дети вставляют их изображения в прорези на схеме).
Воспитатель: А знаете ли, вы какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось встретить,
Знайте, это ... (Лось)
- А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).
- Какой самый хитрый? (Лиса)
- Кто самый быстроногий? (Заяц).
Возле дуба, острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был ... Кто? (Кабан)
Воспитатель: Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему?
Дети: не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.
Воспитатель: Какие еще животные живут на этом этаже?
Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса, тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше. Кто из лесных животных занимает средний этаж?
Дети: Совы, филин. Еще куницы – эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.
Воспитатель: В наших лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?
Дети: Выше
Воспитатель: Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат. Кто еще живет на верхних этажах?
Дети: Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары. Много в лесу самых разных насекомых.
Физкультминутка «Ветер»
Ветер веет над полями, ветер веет над полями.
И качается трава (дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами, словно белая гора (потягивание – руки вверх).
Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья –
Вправо – влево, взад – вперед, а потом наоборот(наклоны вправо-влево).
Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем(дети садятся).
Воспитатель: А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте.
Логическая задача:
«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»
Воспитатель: Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу?
Дети высказываются свое мнение.
Воспитатель: Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало - развелось гусениц видимо-невидимо, погрызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить.
Лес - богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса?
Дети высказываются.
Воспитатель: Что дает лес людям?
Ответы детей.
-Правильно, человек не может прожитъ без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.
В заключение занятия дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе:
- Рощи да леса - всему свету краса.
- По лесу ходи - под ноги гляди.
- Лес не школа, а всех учит.
- Лес и вода-брат и сестра.
- Срубили кусты -прощай птицы.
- Не высок лесок, а от жары защита и др.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?
Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за черепахой.
Конспект подойдёт больше для старших дошкольников. Я считаю тему очень интересной и познавательной....
Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за черепахой.
Конспект подойдёт больше для старших дошкольников. Я считаю тему очень интересной и познавательной....
Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»
Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Георгин» Области: «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Чудеса на лесной поляне»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Образовательные з...
КОНСПЕКТ итоговой НОД в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» (Математика) интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Конструирование)
Цель:Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Выявить какие знания и умения получили дети на занятиях к концу учебного года.Задачи:Образовательные зад...
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....
КОНСПЕКТ итоговой ООД в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» (Чтение художественной литературы) интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Аппликация)
Цель: Выявить знания и умения, полученные детьми на занятиях в течение учебного года.Задачи:Образовательные задачи.Определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок; авторов произведен...