Исследовательская деятельность «Воздух для вдохновения» (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кокорина Евгения Валерьевна

Оыты и эксперименты с детьми среднего дошкольного возраста по теме "Воздух"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность

«Воздух для вдохновения»

(средняя группа)

Задачи:  

обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;

познакомить с качественной характеристикой воздуха (легкий, невидимый, прозрачный);

    способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

воспитывать интерес детей к экспериментированию;

воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Оборудование: 

Маленькая коробочка, целлофановые мешочки по количеству детей, ватные шарики, трубочки для коктейля по количеству детей, прозрачные стаканчики по количеству детей, таз с водой, игрушки из разного материала, в том числе и полые внутри, две салфетки: одна – желтая, другая – зеленая; мультфильм «Смешарики» серия «Воздух для вдохновения».

Общее содержание.

Дети в группе занимаются самостоятельной деятельностью. Воспитатель обращает их внимание на мальчика Ваню, который держит в руках коробочку.

Воспитатель: Здравствуй, Ваня! Какая красивая у тебя коробочка! А что в ней?

Ваня: В том-то и дело, что ничего! Мне эту коробочку подарили и сказали, что там кое-что есть. Я её открыл, а она пустая. Обманули!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, действительно ли коробочка пустая?

Дети рассматривают коробочку, заглядывают внутрь, убеждаются, что там ничего нет.

Воспитатель: А мне всё-таки кажется, что в коробочке действительно кое-что есть. А что там, вы узнаете, если вместе с Ваней отгадаете мою загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Это воздух!

Воспитатель: Правильно, в твоей коробочке, Ваня, есть воздух!

Ваня: Какой такой воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята, видели? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте пройдемся по группе и попробуем увидеть воздух.

Дети ходят по группе, пытаются увидеть воздух.

Воспитатель: Вы видите воздух? (нет) А под столами посмотрели? А за шкафом? А возле окна? А около двери? Нигде не видно? Почему? Мы можем про воздух сказать, что он невидим? Невидимка – воздух? (Ответы детей).

Ваня: Я так и знал! Никакого воздуха тут нет! Разве может быть где-то то, чего совсем не видно?

Воспитатель: И всё-таки, Ваня, ты не прав. Я тоже воздух никогда не видела, но точно знаю, что он всегда находится  вокруг нас. И я даже могу его поймать!

Ваня: Правда? Не обманываете?

Воспитатель: Правда. Сейчас возьму и поймаю воздух, который находится прямо перед тобой, и сделаю это с помощью  обычного целлофанового пакета.

Воспитатель берёт целлофановый пакет, показывает детям и Ване, какой он плоский, тоненький,  а значит, абсолютно пустой, раскрывает его, поднимает вверх перед Ваней, опускает вниз и закручивает отверстие.

Воспитатель: Скажите, ребята, что вы видите? Какой стал пакет? (толстым, выпуклым, похожим на подушку). Потрогайте пакет. Какой он? (упругий, надутый). Почему пакет стал таким? Как вы думаете, есть ли там что-нибудь? (там воздух, он занял всё место в пакете). Давайте выясним, воздух есть только вокруг Вани или он везде, попробуем его поймать в разных уголках нашей группы. Возьмите, пожалуйста,  пакеты, каждый по одному и поймайте воздух. Ловить можно и в группе, и в спальне, и в раздевалке.

Дети «ловят» воздух, делятся впечатлениями, приходят к выводу  о том, что воздух действительно есть везде.

Ваня: Ну ладно, убедили, вокруг нас действительно есть воздух, но в моей коробочке его нет! Да и как он мог туда попасть? Коробочка-то закрыта!

Воспитатель: Ваня, ты опять не прав. Воздух может находиться внутри самых разных предметов, даже закрытых.

Ваня: А как узнать, в каких предметах он есть, а в каких – нет?

Воспитатель: Есть один маленький секрет – предметы с воздухом внутри не тонут в воде. Давайте определим, есть ли воздух в тех предметах, которые стоят на этой полке.

Дети берут с полочки предметы и опускают их в таз с водой. Одни из них тонут, а другие остаются плавать на поверхности. Воспитатель поясняет, что воздух очень лёгкий, невесомый, он и не даёт предметам утонуть;  предлагает положить предметы, внутри которых есть воздух, на жёлтую салфетку, остальные – на зелёную.

Воспитатель: Ну что, Ваня, хочешь узнать, есть воздух в твоей коробочке? Что для этого нужно сделать, ребята? (бросить её в воду).

Ваня опускает коробочку в воду, она остаётся на поверхности. Вместе с детьми он приходит к выводу, что в коробочке есть воздух, значит, она действительно не пустая.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где ещё есть воздух? (предположения детей). А внутри нас воздух есть? Давайте проверим! Возьмите ватный шарик – каждый по одному, положите его на стол и подуйте. Что с ним произошло? (он передвигается по столу, летает). Что заставляет шарик двигаться? (воздух). А откуда он взялся? (из нашего ротика). Значит, воздух был внутри нас. Мы его вдохнули, когда делали вдох, а затем выдохнули.  

Ваня: Вдохнули – выдохнули, ничего не понимаю, что за вдохи какие-то…

Воспитатель: Садись, Ваня, вместе с ребятами на коврик, мы тебя научим правильно дышать,  сделаем дыхательную гимнастику.

1. Вдох через нос, выдох через  рот – 3-4 раза.

2. Вдох через левую ноздрю, другую зажать пальцем, выдох через правую ноздрю, левую зажать и наоборот – 2 раза.

3. Вдох через нос, при выдохе похлопывать подушечками указательных пальцев по крыльям носа и одновременно произносить звук «м-м-м» – 2 раза.

Ваня: А я ещё один способ знаю – вдох через рот – выдох через рот, правда, здорово?

Воспитатель: Это как? Вот так, что ли? (демонстрирует).

Ваня: Ну да.

Воспитатель: Ребята, а как вы относитесь к такому способу дыхания? Стоит ли вдыхать воздух через рот, особенно на улице?

Дети объясняют Ване, как нужно правильно дышать (через нос) и почему.

Ваня: Эх, жаль, что воздух невидимый!.. А мне так хочется на него посмотреть!..

Воспитатель: Я знаю, как это сделать. Возьмите в лаборатории по одному стакану и по одной трубочке, поставьте стаканы на стол.

Воспитатель наливает в стаканы немного воды и предлагает детям опустить в них трубочки, сделать вдох через нос  и подуть.

Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки). Откуда они взялись? (предположения детей). Почему пузырьки воздуха поднимаются кверху, а не остаются лежать на дне? (потому, что воздух лёгкий).

Ваня: Ох, и утомился я с вами – то вдохни, то выдохни… Я так старался, что даже голова закружилась! Не хочу больше ни дышать, ни играть, ни экспериментировать!

Воспитатель: Я, кажется, знаю причину твоего недомогания. Тебе просто не хватает свежего воздуха. В группе находится много людей, а проветривали мы её только 1 раз -  рано утром.

Ваня: А что, воздух в группе испортился? Я тогда лучше совсем дышать не буду!

Воспитатель: Нет, Ваня, это не выход. Похожая история произошла с Барашем из мультфильма про Смешариков. Я думаю, что после просмотра мультфильма «Воздух для вдохновения» мы с вами поймём, что нам нужно сделать в данной ситуации.

Дети смотрят мультфильм «Смешарики. Воздух для вдохновения». После просмотра дети предлагают Ване пойти на прогулку подышать свежим воздухом, а в это время проветрить группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Воздух" для старшей группы.

Тема: Воздух.Задачи: дать представление о воздухе и его свойствах (прозрачный, невидимый, есть везде), познакомить со способами его обнаружения,развивать навыки экспериментирования (умение делать выво...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа

Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...

НОД с детьми старшей группы. Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух-невидимка»

Формирование представлений о свойствах воздуха, обнаружение воздуха в окружающем пространстве и внутри человека....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Воздух" в средней группе (4-5 лет)

Занятие для детей средней руппы (возраст 4-5 лет)  по теме "Воздух" . Цель: познакомить со свойствами воздуха ( невидимый ,может перемещаться,теплый -холодный,не имеет запаха ,можем поч...

Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас» в средней группе

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах; о значении воздуха для практических целей человека.Задачи занятия: - обеспечить уточнение и пополнение знаний детей о воздухе, её свойствах...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в средней группе.

Данное занятие не только позволит познакомить детей со свойствами воздуха, но и поможет лучше запомнить информацию при помощи схем, из которых получается в конце обобщающая мнемотаблица....