Исследовательская деятельность «Воздух для вдохновения» (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Оыты и эксперименты с детьми среднего дошкольного возраста по теме "Воздух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность «Воздух для вдохновения» (средняя группа) | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность
«Воздух для вдохновения»
(средняя группа)
Задачи:
обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;
познакомить с качественной характеристикой воздуха (легкий, невидимый, прозрачный);
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
воспитывать интерес детей к экспериментированию;
воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование:
Маленькая коробочка, целлофановые мешочки по количеству детей, ватные шарики, трубочки для коктейля по количеству детей, прозрачные стаканчики по количеству детей, таз с водой, игрушки из разного материала, в том числе и полые внутри, две салфетки: одна – желтая, другая – зеленая; мультфильм «Смешарики» серия «Воздух для вдохновения».
Общее содержание.
Дети в группе занимаются самостоятельной деятельностью. Воспитатель обращает их внимание на мальчика Ваню, который держит в руках коробочку.
Воспитатель: Здравствуй, Ваня! Какая красивая у тебя коробочка! А что в ней?
Ваня: В том-то и дело, что ничего! Мне эту коробочку подарили и сказали, что там кое-что есть. Я её открыл, а она пустая. Обманули!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, действительно ли коробочка пустая?
Дети рассматривают коробочку, заглядывают внутрь, убеждаются, что там ничего нет.
Воспитатель: А мне всё-таки кажется, что в коробочке действительно кое-что есть. А что там, вы узнаете, если вместе с Ваней отгадаете мою загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Это воздух!
Воспитатель: Правильно, в твоей коробочке, Ваня, есть воздух!
Ваня: Какой такой воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята, видели? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте пройдемся по группе и попробуем увидеть воздух.
Дети ходят по группе, пытаются увидеть воздух.
Воспитатель: Вы видите воздух? (нет) А под столами посмотрели? А за шкафом? А возле окна? А около двери? Нигде не видно? Почему? Мы можем про воздух сказать, что он невидим? Невидимка – воздух? (Ответы детей).
Ваня: Я так и знал! Никакого воздуха тут нет! Разве может быть где-то то, чего совсем не видно?
Воспитатель: И всё-таки, Ваня, ты не прав. Я тоже воздух никогда не видела, но точно знаю, что он всегда находится вокруг нас. И я даже могу его поймать!
Ваня: Правда? Не обманываете?
Воспитатель: Правда. Сейчас возьму и поймаю воздух, который находится прямо перед тобой, и сделаю это с помощью обычного целлофанового пакета.
Воспитатель берёт целлофановый пакет, показывает детям и Ване, какой он плоский, тоненький, а значит, абсолютно пустой, раскрывает его, поднимает вверх перед Ваней, опускает вниз и закручивает отверстие.
Воспитатель: Скажите, ребята, что вы видите? Какой стал пакет? (толстым, выпуклым, похожим на подушку). Потрогайте пакет. Какой он? (упругий, надутый). Почему пакет стал таким? Как вы думаете, есть ли там что-нибудь? (там воздух, он занял всё место в пакете). Давайте выясним, воздух есть только вокруг Вани или он везде, попробуем его поймать в разных уголках нашей группы. Возьмите, пожалуйста, пакеты, каждый по одному и поймайте воздух. Ловить можно и в группе, и в спальне, и в раздевалке.
Дети «ловят» воздух, делятся впечатлениями, приходят к выводу о том, что воздух действительно есть везде.
Ваня: Ну ладно, убедили, вокруг нас действительно есть воздух, но в моей коробочке его нет! Да и как он мог туда попасть? Коробочка-то закрыта!
Воспитатель: Ваня, ты опять не прав. Воздух может находиться внутри самых разных предметов, даже закрытых.
Ваня: А как узнать, в каких предметах он есть, а в каких – нет?
Воспитатель: Есть один маленький секрет – предметы с воздухом внутри не тонут в воде. Давайте определим, есть ли воздух в тех предметах, которые стоят на этой полке.
Дети берут с полочки предметы и опускают их в таз с водой. Одни из них тонут, а другие остаются плавать на поверхности. Воспитатель поясняет, что воздух очень лёгкий, невесомый, он и не даёт предметам утонуть; предлагает положить предметы, внутри которых есть воздух, на жёлтую салфетку, остальные – на зелёную.
Воспитатель: Ну что, Ваня, хочешь узнать, есть воздух в твоей коробочке? Что для этого нужно сделать, ребята? (бросить её в воду).
Ваня опускает коробочку в воду, она остаётся на поверхности. Вместе с детьми он приходит к выводу, что в коробочке есть воздух, значит, она действительно не пустая.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где ещё есть воздух? (предположения детей). А внутри нас воздух есть? Давайте проверим! Возьмите ватный шарик – каждый по одному, положите его на стол и подуйте. Что с ним произошло? (он передвигается по столу, летает). Что заставляет шарик двигаться? (воздух). А откуда он взялся? (из нашего ротика). Значит, воздух был внутри нас. Мы его вдохнули, когда делали вдох, а затем выдохнули.
Ваня: Вдохнули – выдохнули, ничего не понимаю, что за вдохи какие-то…
Воспитатель: Садись, Ваня, вместе с ребятами на коврик, мы тебя научим правильно дышать, сделаем дыхательную гимнастику.
1. Вдох через нос, выдох через рот – 3-4 раза.
2. Вдох через левую ноздрю, другую зажать пальцем, выдох через правую ноздрю, левую зажать и наоборот – 2 раза.
3. Вдох через нос, при выдохе похлопывать подушечками указательных пальцев по крыльям носа и одновременно произносить звук «м-м-м» – 2 раза.
Ваня: А я ещё один способ знаю – вдох через рот – выдох через рот, правда, здорово?
Воспитатель: Это как? Вот так, что ли? (демонстрирует).
Ваня: Ну да.
Воспитатель: Ребята, а как вы относитесь к такому способу дыхания? Стоит ли вдыхать воздух через рот, особенно на улице?
Дети объясняют Ване, как нужно правильно дышать (через нос) и почему.
Ваня: Эх, жаль, что воздух невидимый!.. А мне так хочется на него посмотреть!..
Воспитатель: Я знаю, как это сделать. Возьмите в лаборатории по одному стакану и по одной трубочке, поставьте стаканы на стол.
Воспитатель наливает в стаканы немного воды и предлагает детям опустить в них трубочки, сделать вдох через нос и подуть.
Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки). Откуда они взялись? (предположения детей). Почему пузырьки воздуха поднимаются кверху, а не остаются лежать на дне? (потому, что воздух лёгкий).
Ваня: Ох, и утомился я с вами – то вдохни, то выдохни… Я так старался, что даже голова закружилась! Не хочу больше ни дышать, ни играть, ни экспериментировать!
Воспитатель: Я, кажется, знаю причину твоего недомогания. Тебе просто не хватает свежего воздуха. В группе находится много людей, а проветривали мы её только 1 раз - рано утром.
Ваня: А что, воздух в группе испортился? Я тогда лучше совсем дышать не буду!
Воспитатель: Нет, Ваня, это не выход. Похожая история произошла с Барашем из мультфильма про Смешариков. Я думаю, что после просмотра мультфильма «Воздух для вдохновения» мы с вами поймём, что нам нужно сделать в данной ситуации.
Дети смотрят мультфильм «Смешарики. Воздух для вдохновения». После просмотра дети предлагают Ване пойти на прогулку подышать свежим воздухом, а в это время проветрить группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Воздух" для старшей группы.
Тема: Воздух.Задачи: дать представление о воздухе и его свойствах (прозрачный, невидимый, есть везде), познакомить со способами его обнаружения,развивать навыки экспериментирования (умение делать выво...
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности "Воздух" в старшей группе
Конспект НОД "Воздух" в старшей группе...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Воздух - невидимка" старшая группа
Цель: формировать представления детей о воздухе, его свойствах...
НОД с детьми старшей группы. Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух-невидимка»
Формирование представлений о свойствах воздуха, обнаружение воздуха в окружающем пространстве и внутри человека....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Воздух" в средней группе (4-5 лет)
Занятие для детей средней руппы (возраст 4-5 лет) по теме "Воздух" . Цель: познакомить со свойствами воздуха ( невидимый ,может перемещаться,теплый -холодный,не имеет запаха ,можем поч...
Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас» в средней группе
Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах; о значении воздуха для практических целей человека.Задачи занятия: - обеспечить уточнение и пополнение знаний детей о воздухе, её свойствах...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» в средней группе.
Данное занятие не только позволит познакомить детей со свойствами воздуха, но и поможет лучше запомнить информацию при помощи схем, из которых получается в конце обобщающая мнемотаблица....