НОД с детьми старшей группы. Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух-невидимка»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Пантелеева Марина Николаевна

Формирование представлений о свойствах воздуха, обнаружение воздуха в окружающем пространстве и внутри человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_vozduh-nevidimka_na_sayt-.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы

Познавательно-исследовательская деятельность

«Воздух-невидимка»

Цель: формирование представлений о свойствах воздуха (невидим, без запаха, тёплый воздух легче холодного, воздух давит на предметы); обнаружение воздуха в окружающем пространстве и внутри человека.

Задачи:

Образовательные

  • Расширение и активизация словаря
  • Знакомство со способами обнаружения воздуха
  • Знакомство со свойствами воздуха

Развивающие

  • Развитие навыков проведения опытов
  • Развитие наблюдательности
  • Развитие творческих способностей
  • Развитие выносливости, терпения
  • Развитие умения самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы  на основе практического опыта
  • Развитие способности обобщать полученные знания о свойствах воздуха

Воспитательные

  • Воспитание аккуратности при проведении опытов
  • Воспитание самостоятельности, активности

Используемые образовательные технологии:

  • Познавательно-исследовательская технология
  • Мнемотехника
  • Технология сотрудничества
  • Игровая технология
  • Здоровьесберегающие технологии

Предварительная работа:

Наблюдения за ветром на прогулке,

изготовление змейки из бумажного круга (вырезание по спирали и раскрашивание)

Материал:

мягкая игрушка - поросёнок Пятачок с воздушным шариком, полиэтиленовые пакеты, листы картона, соломинки для коктейля, одноразовые стаканчики, песочные часы на 1 минуту, свистульки, колпачки от фломастеров, бумажные змейки на ниточке,

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Ход:

Воспитатель приходит с мягкой игрушкой – поросёнком.

- Здравствуйте, детишки! Меня зовут Пятачок. Недавно у меня был день рождения.  Мой друг Вини - Пух подарил мне зелёный  шарик и сказал, что внутри  шарика что-то спрятано. Что же это? Вы мне поможете ответить на этот вопрос?

Опыт №1«Воздух повсюду».

Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет. Что находится в пакете? (Он пустой). Пакет можно сложить несколько раз. Он тоненький. Теперь наберём в пакет воздух и закрутим его. Пакет стал похож на подушку. Что в пакете? (воздух). Мы можем его увидеть? (нет). Мы можем его почувствовать? (да, если развязать пакет и направить струю воздуха в лицо).

 Воздух не только в пакете, он повсюду вокруг нас. Узнать это очень просто. Давайте помашем листом картона у своего лица. Картонка заставит воздух двигаться, и мы ощутим его дуновение на своей щеке.

Вывод:  воздух есть вокруг нас. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Опыт№2  «Воздух внутри человека»

Возьмём соломинку для коктейля, подуем через  неё на ладошку. Что мы почувствовали? (струю воздуха).

Затем опустим конец соломинки в стаканчик с водой и подуем. Что происходит? (выходят пузыри).

Вывод: воздух есть внутри каждого человека. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но, чтобы выдуть ещё, мы должны вдохнуть новую порцию воздуха.

Опыт№3 «Может ли человек жить без воздуха?»

Ставим песочные часы на 1 минуту, а ребята глубоко вздохнут, зажимают нос и стараются не дышать. Посмотрите, ещё не высыпался весь песок, а нам уже понадобилось сделать вдох. Мы не смогли прожить без воздуха даже одной минуты!

Вывод: всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям. Без воздуха они погибнут.

Динамическая  пауза

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись,

1, 2, 3, 4, вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:

Вместе -  раз,  это брасс! Одной, другой – это кроль!

Все, как один,  плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Опыт№4  « Воздух может распространять звуки».

Подуем в свистульку или в колпачок от фломастера.

Вывод: Воздух можно услышать

Опыт №5 «Воздух постоянно давит на предметы».

Мы так привыкли к давлению воздуха, что не замечаем его.

Возьмём стакан, наполним его водой, накроем стакан листочком картона.  Слегка придерживая картон ладонью, переворачиваем стакан вверх дном. Убираем руку – картон не падает, вода не выливается. Почему?

Вывод: На лист бумаги давит воздух, он  прижимает лист бумаги к краям стакана и не даёт воде вылиться.

Опыт №6 «Воздух может двигаться»

Воздух бывает тёплый и холодный, он движется.

Отпустим маленькое пёрышко из подушки над батареей. Тёплый воздух поднимается вверх и увлекает за собой пёрышко.

Вывод: Горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Так появляется ветер.

Опыт №7 «Живая  змейка»

Заготовленную и вырезанную из бумаги по спирали змейку подержать над  горячей батареей.

 Поднимающийся воздух заставляет змейку вертеться.

Большие воздушные шары могут поднимать людей в подвешенных  к ним корзинам. Горелки нагревают воздух в шаре, и он поднимается вверх. Когда люди хотят приземлиться, они гасят горелку. Воздух остывает, и шар опускается на землю.

Воспитатель с Пятачком подводят итоги экспериментов.

- Ребята, мы узнали сегодня  много интересно. Оказывается, в шарике у Пятачка спрятался воздух!

Во время проведения опытов  выводы были зарисованы  в мнемотаблицу.

В конце занятия их необходимо повторить.

  1. Воздух повсюду.
  2. Всему живому на земле необходим воздух.
  3. Воздух бесцветный, его нельзя увидеть.
  4. Воздух можно услышать.
  5. Воздух давит на предметы.
  6. Воздух может перемещаться и двигать предметы.

Пятачок предлагает устроить бумажные гонки.

У каждого ребёнка на листе бумаги нарисована машинка, одна сторона бумажного листа отогнута на несколько сантиметров. По команде дети машут картонками позади листов бумаги, и воздух продвигает нарисованные машинки вперёд. Кто первый пересечет финишную линию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Система...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

Игра-экспериментирование с детьми средней группы в рамках темы: «Воздух - невидимка».

Игра-экспериментирование с детьми средней группы в рамках темы: «Воздух - невидимка».    Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять ...

Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка?»

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха....