НОД с детьми старшей группы. Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух-невидимка»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Формирование представлений о свойствах воздуха, обнаружение воздуха в окружающем пространстве и внутри человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vozduh-nevidimka_na_sayt-.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы
Познавательно-исследовательская деятельность
«Воздух-невидимка»
Цель: формирование представлений о свойствах воздуха (невидим, без запаха, тёплый воздух легче холодного, воздух давит на предметы); обнаружение воздуха в окружающем пространстве и внутри человека.
Задачи:
Образовательные
- Расширение и активизация словаря
- Знакомство со способами обнаружения воздуха
- Знакомство со свойствами воздуха
Развивающие
- Развитие навыков проведения опытов
- Развитие наблюдательности
- Развитие творческих способностей
- Развитие выносливости, терпения
- Развитие умения самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы на основе практического опыта
- Развитие способности обобщать полученные знания о свойствах воздуха
Воспитательные
- Воспитание аккуратности при проведении опытов
- Воспитание самостоятельности, активности
Используемые образовательные технологии:
- Познавательно-исследовательская технология
- Мнемотехника
- Технология сотрудничества
- Игровая технология
- Здоровьесберегающие технологии
Предварительная работа:
Наблюдения за ветром на прогулке,
изготовление змейки из бумажного круга (вырезание по спирали и раскрашивание)
Материал:
мягкая игрушка - поросёнок Пятачок с воздушным шариком, полиэтиленовые пакеты, листы картона, соломинки для коктейля, одноразовые стаканчики, песочные часы на 1 минуту, свистульки, колпачки от фломастеров, бумажные змейки на ниточке,
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Ход:
Воспитатель приходит с мягкой игрушкой – поросёнком.
- Здравствуйте, детишки! Меня зовут Пятачок. Недавно у меня был день рождения. Мой друг Вини - Пух подарил мне зелёный шарик и сказал, что внутри шарика что-то спрятано. Что же это? Вы мне поможете ответить на этот вопрос?
Опыт №1«Воздух повсюду».
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет. Что находится в пакете? (Он пустой). Пакет можно сложить несколько раз. Он тоненький. Теперь наберём в пакет воздух и закрутим его. Пакет стал похож на подушку. Что в пакете? (воздух). Мы можем его увидеть? (нет). Мы можем его почувствовать? (да, если развязать пакет и направить струю воздуха в лицо).
Воздух не только в пакете, он повсюду вокруг нас. Узнать это очень просто. Давайте помашем листом картона у своего лица. Картонка заставит воздух двигаться, и мы ощутим его дуновение на своей щеке.
Вывод: воздух есть вокруг нас. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Опыт№2 «Воздух внутри человека»
Возьмём соломинку для коктейля, подуем через неё на ладошку. Что мы почувствовали? (струю воздуха).
Затем опустим конец соломинки в стаканчик с водой и подуем. Что происходит? (выходят пузыри).
Вывод: воздух есть внутри каждого человека. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но, чтобы выдуть ещё, мы должны вдохнуть новую порцию воздуха.
Опыт№3 «Может ли человек жить без воздуха?»
Ставим песочные часы на 1 минуту, а ребята глубоко вздохнут, зажимают нос и стараются не дышать. Посмотрите, ещё не высыпался весь песок, а нам уже понадобилось сделать вдох. Мы не смогли прожить без воздуха даже одной минуты!
Вывод: всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям. Без воздуха они погибнут.
Динамическая пауза
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись,
1, 2, 3, 4, вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс! Одной, другой – это кроль!
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Опыт№4 « Воздух может распространять звуки».
Подуем в свистульку или в колпачок от фломастера.
Вывод: Воздух можно услышать
Опыт №5 «Воздух постоянно давит на предметы».
Мы так привыкли к давлению воздуха, что не замечаем его.
Возьмём стакан, наполним его водой, накроем стакан листочком картона. Слегка придерживая картон ладонью, переворачиваем стакан вверх дном. Убираем руку – картон не падает, вода не выливается. Почему?
Вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает лист бумаги к краям стакана и не даёт воде вылиться.
Опыт №6 «Воздух может двигаться»
Воздух бывает тёплый и холодный, он движется.
Отпустим маленькое пёрышко из подушки над батареей. Тёплый воздух поднимается вверх и увлекает за собой пёрышко.
Вывод: Горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Так появляется ветер.
Опыт №7 «Живая змейка»
Заготовленную и вырезанную из бумаги по спирали змейку подержать над горячей батареей.
Поднимающийся воздух заставляет змейку вертеться.
Большие воздушные шары могут поднимать людей в подвешенных к ним корзинам. Горелки нагревают воздух в шаре, и он поднимается вверх. Когда люди хотят приземлиться, они гасят горелку. Воздух остывает, и шар опускается на землю.
Воспитатель с Пятачком подводят итоги экспериментов.
- Ребята, мы узнали сегодня много интересно. Оказывается, в шарике у Пятачка спрятался воздух!
Во время проведения опытов выводы были зарисованы в мнемотаблицу.
В конце занятия их необходимо повторить.
- Воздух повсюду.
- Всему живому на земле необходим воздух.
- Воздух бесцветный, его нельзя увидеть.
- Воздух можно услышать.
- Воздух давит на предметы.
- Воздух может перемещаться и двигать предметы.
Пятачок предлагает устроить бумажные гонки.
У каждого ребёнка на листе бумаги нарисована машинка, одна сторона бумажного листа отогнута на несколько сантиметров. По команде дети машут картонками позади листов бумаги, и воздух продвигает нарисованные машинки вперёд. Кто первый пересечет финишную линию?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»
Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Система...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»
КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...
Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...
Игра-экспериментирование с детьми средней группы в рамках темы: «Воздух - невидимка».
Игра-экспериментирование с детьми средней группы в рамках темы: «Воздух - невидимка». Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять ...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Опытно - исследовательская деятельность: «Воздух – невидимка»
Опытно - исследовательская деятельность: «Воздух – невидимка»...
Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка?»
Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха....