Занятие «Изучение русской народной культуры как условие формирования этнокультуросообразного личностного свойства младших дошкольников»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Гусакова Татьяна Сергеевна

Занятие "Не красна изба углами..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie-novoe.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие для детей средней группы

 «Не красна изба углами…»

Подготовил воспитатель : Гусакова Т.С.

Цель: Создание условий для формирования у детей среднего возраста социальных навыков средствами музейной педагогики

Задачи:

Воспитательные : Воспитание толерантности, патриотических чувств.; формирование  интереса к русской культуре, истории своего народа

Развивающие: Развитие познавательных способностей, творчества, самостоятельности, активности; развитие психофизических качеств: наблюдательности, сосредоточения, произвольного внимания, ориентировки, воображения, эмоциональной отзывчивости;

Образовательные Расширение  кругозора, обогащение знаний об окружающем мире ;формирование  «образа музея» как собрания предметов культурно-исторического значения ;богащение словаря названиями предметами старинного русского  быта

Оборудование: экспонаты музейной комнаты «Горенка», запись музыкальных произведений, мультимедиа, ложки по количеству детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением музеев, чтение художественной литературы по теме, знакомство с русской народной игрушкой, русскими народными играми, посещение музея в Акатьевской ООШ,СДК, виртуальные экскурсии по музеям России.

Ход занятия:

(дети под музыку входят в зал)

Воспитатель: Дети в нашем детском саду сегодня гости, давайте с ними поздороваемся

Воспитатель: С добрым утром! С новым днём!
Ребенок 1:С новым солнцем за окном!
Ребенок 2:Утро доброе встречай!
Воспитатель: День хороший начинай!

Все дети: С добрым утром!

Воспитатель: Нынче к нам в детский сад

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок—

Чудо, цвета изумруда,

В малахитовых разводах

И окован серебром…

Вот узнать бы, что таится

В сундучке старинном том!

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?  (показать сундучок, дети трогают)

Давайте пофантазируем, что может там находится!(ответы детей)

Дорогие гости ,а вы не догадываетесь? Давайте посмотрим (открывает, показывает). (В сундучке лежат игрушечные деревянные  предметы старинной домашней утвари (картинки?).(дети садятся , рассматривают)

Воспитатель: Ребята, вы видели когда-нибудь? (ответы детей). Как они называются? (ответы детей).Как ими пользоваться? (ответы детей). Этими предметами  пользовались давным-давно, в старину. Это старинные предметы домашнего обихода , но они игрушечные! Настоящие находятся в музее. Хотите ли вы увидеть старинные  предметы домашнего обихода, узнать как ими пользовались русские люди? (Ответы детей). 

Сегодня мы с вами посетим очень интересное место - музей  «Русская изба», очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, узнаем как ими пользовались.

 Вы знаете, что в музее для посетителей есть  правила поведения. Давайте их вспомним (индивидуальные ответы детей: сдать  вещи в гардероб, чтобы они не мешали осматривать экспонаты музея;  нельзя громко разговаривать, потому что помешаешь другим посетителям, экскурсоводу, который ведет экскурсию; нельзя трогать (без разрешения) и портить экспонаты, потому что они могут прийти в негодность (воспитатель добавляет: все экспонаты в музеях имеют большую материальную ценность); нельзя перебивать экскурсовода во время рассказа)

Воспитатель: Наши гости вы согласны с нами, вам есть ,что добавить? (ответы взрослых). Ребята, давайте и наших гостей пригласим вместе с нами.(Имя (ребенка)пригласи наших гостей)  

Гости-взрослые  читают стихотворение:

1.: Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

2.:И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

3.:Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

4: Возьму с собой я всех друзей.

И мы отправимся  …

Все дети и взрослые: в музей.

Воспитатель: Молодцы, мы очень хорошо подготовились к посещению музея. Мы отправляемся в путь на автобусе №34 ,

логоритмика   «Автобус»! (гости по желанию! принимают участие).

Воспитатель: Вот мы и пришли в музей, давайте купим билеты, вот касса (билеты покупают за вежливые слова), сейчас нас встретит экскурсовод (дети и взрослые покупают билеты, сделанные на занятии по художественному творчеству при участии родителей).(Роль «кассира» можно предложить ребенку (по желанию) или выбрать по считалке. Эту роль может выполнить взрослый :воспитатель или гость).

Воспитатель-экскурсовод встречает детей (звучит музыка «В горнице моей светло»),берет билеты

Воспитатель-экскурсовод:

Здравствуйте гости дорогие !

И маленькие и большие!

Рада видеть я гостей !

Со всех окрестных волостей!

Проходите ,не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь! 

 Воспитатель-экскурсовод: Дети, я - экскурсовод, работник музея «Русская изба», зовут меня Татьяна Сергеевна.  Вы пришли на экскурсию в музей «Русская изба». А чтобы все лучше запомнить, выполним небольшое упражнение.

Динамическое упражнение малой подвижности

Пусть наши глазки все видят (поморгать глазами)

Ушки все слышат.(потрогать уши)

Голова запоминает,(повороты головой)

А ротик ей не мешает.(улыбнуться)

О встрече гостей на Руси родилось в русском народном фольклоре много поговорок и пословиц, прибауток. Давайте-ка  их припомним (дети дополняют хором и индивидуально)

Красному гостю — красное место.

(объяснить слово «красный» - званый, приятный, дорогой;

 «красное место»-передний угол под иконами - показывает)

В тесноте, да не в обиде,

Где потеснее, там и веселее.

Гость на порог, ставь самовар и пирог

«Что есть в печи – на стол мечи»

А теперь для взрослых гостей:

Хороший гость всегда вовремя.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

 «Много гостей – Много новостей»

Воспитатель-экскурсовод:  Дети, обратите внимание  в русской избе много  интересных старинных вещей, которыми сейчас уже не пользуются, их заменили современные предметы обихода, но они занимают почетное место в различных музеях русской старины. Давайте пройдем и все посмотрим.

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Толстая Федора

Наедается не скоро,

Но зато, когда сыта,

От Федоры—теплота.

Дети: Это печка!

Воспитатель-экскурсовод (предлагает детям подойти к печке):

Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи, называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Кто знает, в чем готовили пищу?«Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

Здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:

Из русской печи Кашу тащи

Чугунок очень рад Что схватил его …………ухват.

-Хорошо, молодцы.

-А вы знаете что представляет собой ухват?—показ, объяснение--деревянная палка с металлической рогаткой на конце.

-А для чего нужен был в доме ухват?

( для того чтобы ставить в печь чугунок и вынимать его из печи и не обжечься).

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

ети пробуют достать из печи ухватом чугунок.)

Очень любили в старину кашу из чугунка, даже придумали поговорки.

Послушайте их: Щи да каша – пища наша.

Хороша кашка, да мала чашка.

Кашу маслом не испортишь.

Кто запомнил поговорки?»

Экскурсовод-воспитатель:Дети, а чтобы сварить щи, да кашу нужна вода. А в русской избе нет  водопроводного крана.

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра ………………….. коромысло.

- Из чего делали коромысло? ( из дерева).

- По краям, что делали? (крючки)

-Для чего? (для ведер).

Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).

- Кто хочет попробовать пронести ведерки.

Экскурсовод. Ребята посмотрите, это—стол. Его называли стол—престол. Что на столе стоит? (ответы детей). Это - посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. В них хранили продукты. Вот кувшин для молока, называется он крынка. А это самовар, из которого любили пить чай хозяева и гости. Все это называется кухонная утварь. А чем сейчас пользуются люди (ответы детей).

Дети: кастрюли, чайники, железные ложки, тарелки.

Воспитатель-экскурсовод: Дети, а где русские хозяйки хранили одежду?

Я загадаю вам загадку: 

Прячет бабушка в нем вещи

Сапоги, кафтан, сюртук

 Вы мне дружно все скажите,

 Этот шкаф зовут.

Ответы детей. (сундук)

Воспитатель-экскурсовод: Правильно, это сундук. Вот он. Воспитатель вместе с детьми рассматривает сундук, комод.

--Что может лежать в нем?

Ответы детей.

Воспитатель открывает сундук и показывает, что в нем лежат вещи.

Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных вещей хранится в нем.

 (достает полотенца ,одежду, дети рассматривают, примеряют к себе).

-Ой, ребята, а вещи-то, долго здесь  лежали, все помялись.

Что нужно сделать, чтобы они стали красивыми?

Дети. Погладить утюгом.

Воспитатель-экскурсовод:  Дети, а как вы думаете утюг—это старинный предмет? (ответы детей)

Воспитатель-экскурсовод:  Правильно, это предмет, которым мы пользуемся сейчас.  И вы не найдете его у меня в музее.

А чем же гладили одежду люди в старинные года?  (ответы детей).

Воспитатель-экскурсовод: А хотите узнать чем раньше гладили белье и как? (ответы детей) Этот предмет называется «рубель». А ну-ка найдите мне рубель!(если дети затрудняются, предложить гостям).Экскурсовод показывает детям  рубель.

Этот предмет называется «рубель», и им в старину гладили белье. Посмотрите, это первый русский утюг, а на утюг-то не похож. (Дети рассматривают рубель)

- А хотите посмотреть как им гладили белье? Давайте пройдем дальше и я покажу как гладят белье рубелем.

Спускаются в зал, садятся на лавочки.

Воспитатель-экскурсовод показывает использование предмета «рубель» в действии, предлагает «погладить» старинные предметы одежды   детям и гостям.

Воспитатель: Ребята, а может быть у вас есть вопросы к Татьяне Сергеевне? (воспитатель помогает детям сформулировать вопрос)

Воспитатель-экскурсовод: Ребята, в старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время проводили, чем занимались? (ответы детей). Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселые песни и  игры. У меня в горнице есть такой предмет, который использовали и как предмет домашней утвари, и как музыкальный инструмент, и поиграть с ним можно было. Про этот предмет есть загадка-прибаутка

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)(ответы детей).!

Воспитатель-экскурсовод:

Поиграть хочу немножко

Ну – ка,  разбирайте ложки

Звонкие ,резные ,ложки расписные 

Проводится игра «Молодец-удалец» с использованием деревянных ложек  

Правила игры:

1.Дети, с ложками встают в круг, кладут перед собой, под музыку – бегут по кругу, музыка заканчивается - дети берут ложки (тренировка),

2.Постепенно убирают по 3 ложки, кто выиграл тот –молодец-удалец

Воспитатель-экскурсовод:

Нынче (имя ребенка)-молодец-удалец,

А игре нашей конец.

Воспитатель-экскурсовод:

Ударяли ложки
В звонкие ладошки.
Ой, жги-говори,
Заиграли ложкари!
Не дождик, не град,
А брызги летят.
Пляшет эхо, пляшет тень,
Пляшут все, кому не лень.

Гости наши не зевайте,

Смело в ложки ударяйте !
Дети и гости создают оркестр ложкарей (музыка заканчивается, ложки кладут на место)

Воспитатель-экскурсовод:

А теперь всю правду мне  скажите, не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях, в музее? А что вам понравилось больше всего? А у вас какие впечатления? (обращается ко взрослым). Все молодцы ,соблюдали правила поведения в музее. На память о нашей встрече я хочу подарить вам книжки-раскраски с предметами старинного русского быта и еще старинное угощенье? (угощает пряниками). И как в старину говорили «Не красна изба углами, а красна (все добавляют) пирогами.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Все: Забывать мы не должны.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия в музей. Мы многое узнали и теперь уверенно сможем ответить, что изображено на картинках из сундучка.  Давайте скажем спасибо экскурсоводу и до свидания.

Воспитатель-экскурсовод:

Спасибо гости дорогие, желанные

Что зашли к нам, проведали.

Будьте здоровы, живите богато

Пусть в жизни сопутствует всем вам удача.

До новых встреч!

(Звучит русская народная музыка, логоритмика «Автобус» -дети и гости  уезжают на автобусе в детский сад)

Литература

 1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева  «Приобщение детей к истокам русской. народной культуры» Программа Учебно-методическое пособие Издание второе, переработанное и дополненное, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс» 2010;

2.О.А.Соломенникова «Радость творчества»,Москва Мозаика-Синтез,2011

3.Т.В.Лагутина «Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы и загадки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражда...

Вводное занятие кружка «Русская народная культура»

предлагаю разработку сценария вводного занятия кружка «Русская народная культура» для детей 5-6 лет. Методическая разработка возможна для применения в педагогической практике музыкальных р...

«Изучение русской народной культуры как средство формирования поликультурного сознания старших дошкольников»

laquo;Изучение русской народной культуры как средство формирования поликультурного сознания старших дошкольников» К педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога к...

«Изучение русской народной культуры как средство формирования поликультурного сознания старших дошкольников»

Сообщение-презентация«Изучение русской народной культуры как средство формирования поликультурного сознания старших дошкольников»   К педагогическому совету «Поликульт...

«Народная культура - как средство формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников»

                                   Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это довольно длите...

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО  ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...