Проект "Экологическая Эмпатия"
проект по окружающему миру (младшая группа)
проект по экологии для младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_dlya_zashchity.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 173 «Ромашка»
Проект
«Экологическая эмпатия »
Руководитель проекта:
Смирнова Е.С. – воспитатель 1 квалификационной категории;
Актуальность.
Экологическое образование и воспитание – это объективная необходимость для всего человечества. Оно направлено на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков. В процессе экологического воспитания происходит формирование определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Наших детей нужно воспитывать вне вековой потребительской традиции, в совершенно ином, сочувственном и уважительном отношении к природе; в понимании того, что природа - источник всей жизни - духовной, материальной и физической. Разумеется, человек всегда будет брать у природы всё необходимое для жизни и развития, но надо научиться делать это в такой форме, которая не вызывает разрушения природы; нужно не только брать, но и отдавать; оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась.
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание им себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребенка к сравнению с собой. Например: животному больно, как и мне; оно двигается, питается, дышит – как и я. В этой связи целесообразно применять в экологическом воспитании дошкольников метод экологической эмпатии – сопереживания и сочувствия природным объектам.
В процессе работы по развитию эмпатии также происходит развитие воображения, связной речи детей, значительно обогащается словарный запас.
Цель проекта: участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи проекта:
- Формировать у детей систему экологических знаний и представлений;
- Познакомить детей с сезонными изменениями природы;
3. Воспитывать гуманное отношения к природе;
4. Развивать у детей эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
Тип проекта : долгосрочный, групповой, информационный, исследовательско-творческий.
Срок проекта : 1год.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Этапы работы над проектом:
- I этап - подготовительный (накопление знаний).
- II этап – основной (совместная деятельность детей, родителей, воспитателей)
- III этап – заключительный (результат).
Содержание проекта
1 этап: Подготовительный |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. 2 этап: Основной Сентябрь Тема: Золотая осень; Грибы; Огород |
1. Познавательные беседы, наблюдения за природными явлениями;
2. Рассматривание репродукций и иллюстраций на осеннюю тематику;
3. Работа с календарем погоды;
4. Чтение стихов
5. П/и «птички и дождик»
6. Загадки
7. Рисование «листопад»; аппликация «грибы»; лепка
9. Консультация для родителей «Как привить ребенку бережное отношение к природе»; «Правила поведения в лесу»
10.Совместная деятельность детей и родителей выставка поделок из природных материалов.
Октябрь Тема: Домашние животные
1. Продолжаем работать с календарем погоды;
2. Рассматриваем иллюстрации с изображением домашних животных.
3. Чтение книг о домашних животных.
4.Загадки
5.Д/и; П/и
6.Консультация для родителей «Иппотерапия для детей»
7. Совместная деятельность родителей и детей Фотовыставка «Мой любимый питомец»
Ноябрь Тема Дикие животные; Правила поведения в лесу
1. Работа с календарем погоды наблюдение за изменениями в природе
2. рассматриваем иллюстраций с изображением диких животных
3. Д/и П/и
4. Продуктивная деятельность
5. Совместная деятельность детей и родителей выставка рисунков «Не опоздай спаси планету»
Декабрь Тема Зимушка зима
1. Наблюдение за погодными изменениями
2. Работа с календарем погоды
3. Опытно-эксперементальная деятельность Свойства снега
4. Открытое занятие с родителями В гости к снеговику
Январь – Февраль Тема Птицы
1. Наблюдение за природными явлениями
2. Работа с календарем погоды
З. Наблюдение за птицами на участке
4. Беседы о том как мы помогаем птицам
5. продукттвная птиц
6. совместная деятельность изготовление кормушек
7. сбор кормов для птиц
Март Тема Огород на окошке; Свойства воды
1. наблюдение за комнатными растениями за природными изменениями(капель)
2. изучение строения деревьев, что есть у растения
3. посадка лука
4. открытое занятие с родителями «Экологическая сказка про маленькую капельку»
Апрель Тема Морские обитатели, Насекомые
1. наблюдения в природе
2. работа с календарем погоды
З. Конкурс пчелка праздник улика
4. открытое занятие морское путешествие
5. польза пчелы для людей
Май Тема Цветы
«Природа готовится к зиме»
«В гости к лесным зверюшкам »
«Что нас окружает?»
«Как помочь птицам зимой?»
«Весна пришла!»
«Встреча с растениями»
Игры- тренинги
«Солнышко», «Туча», «Дождик», «Ветер»,«Изобрази животное», «Человечки настроения»,«Ветер дует на …», «Весна, лето, осень, зима», «Прогулка по ручью»,«Я – кузнечик», «Я – цветок»
Дидактические игры
1. Игры для обогащения экологических представлений:
- о многообразии и разнообразии природных объектов:«Загадай, мы отгадаем», «Семена», «Вершки и корешки», «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Угости мишку медом», «На цветочной полянке»
- о взаимосвязях в природе:«Закончи предложение», «Не ошибись!», «Кто, что, из чего и чем?», «Кто дружит с деревом?», «Какое время года?», «Угадай, какой ты зверь», «Хищник-добыча»,
- о человеке как части природы: «Кто и что делает из дерева?», «Что вырастили люди?», «Подбери пару»;
- о культуре поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Угадай правило»,
2.Игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе:
- для развития эстетического восприятия природы: «Кто помогает сохранять красоту цветов»,
- для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие»
3.Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности:«Кто помогает сохранять красоту леса», «Скорая помощь»
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д.
Настольно-печатные игры -«Четыре времени года», «Найди пару. Растения», «Найди пару. Животные.», «Подбери листья», и др.
Словесные игры:«Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др.
Социализация
Рассказы воспитателя о себе, из своей жизни.
Решение «проблемных» ситуаций.
Оформление выставок.
Сюжетно-ролевая игра «Едем отдыхать на природу», «Больница для животных»
Художественная литература
Е. Чарушин «Кошка», «Собака»
Сказки В.Сухомлинского: «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Пчела и тыквенный цветок», «птенец выпал из гнезда», «карасик в аквариуме», «Почему плачет синичка?», «Семь дочерей», «Стыдно перед соловушкой»
Здоровье
Беседа «Чистый воздух – залог здоровья!»
Знакомство с « правилами чистюли» на прогулке
Безопасность
Рассматривание иллюстраций, беседа по ним «Опасно – неопасно» (ситуации в природе)
Беседа о правилах поведения на улице , в лесу, парке.
Труд
Посильная трудовая деятельность детей:
- собрать сломанные веточки на площадке
- очистить песочницу от сухих листьев
- подмести веранду, горку
- труд в уголке природы
- очистить крыльцо от снега
- наполнить кормушки для птиц кормом
Выполнение трудовых поручений в группе и дома.
Наблюдение за трудом взрослых.
Художественное творчество
Рисование
«Такие разные листочки»,
«Пушистая елочка»,
«Зимний пейзаж»,
«Все сосульки плакали»,
«Маленькое солнышко – одуванчик»
«Цветы на полянке»
Лепка
«Птичка», «Зайчик», «Снеговик»
Аппликация
Ручной труд
«Ёлочка», « Цыпленок», «Букет для мамы», «Снеговик», «Веточка мимозы», «Весенние цветы»
III этап – Заключительный
Экологический праздник «День Земли»
Список использованной литературы
1.Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 г.
2. Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010
3.Соломенникова О.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.2009
4.Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.М.2006.
5. Щербанева Е.А. Занимательная экология.2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмпатии в дошкольном возрасте.
В ВВ данной статье описывается, что такое эмпатия, перечисляются основные ее виды. А также раскрывается проблема развития эмпатии у дошкольников. Описывается развитие эмпатии ка...
«Развитие эмпатии как средство объединения детского коллектива разных этнических групп».
СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проблемы. Дети мигрантов детском саду. Развитие эмпатии как средство обьединения детского коллектива разных этнических групп. Детский игровой проект "Какие...
развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...
Активизация нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет посредством авторских сказок и рассказов
Материал (из опыта работы) знакомит с влиянием авторских сказок и рассказов на активизацию нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет. Он содержит обоснован...
методическая разработка "Игры на развитие эмпатии"
картотека игр...
статья "Развитие эмпатии у дошкольников"
статья для родителей и педагогов...
Мастер- класс для педагогов с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Эмпатия"
Материал о развитии эмпатийных чувств средствами театрализованной деятельности...