Проект "Экологическая Эмпатия"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Смирнова Елена Сергеевна

проект по экологии для младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_dlya_zashchity.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                 

                  Муниципальное бюджетное дошкольное

                       образовательное учреждение

                   детский сад  № 173 «Ромашка»

Проект

«Экологическая эмпатия »

                 Руководитель проекта:

Смирнова Е.С. – воспитатель 1 квалификационной категории;

Актуальность.

Экологическое образование и воспитание – это объективная необходимость для всего человечества. Оно направлено на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков. В процессе экологического воспитания происходит формирование определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Наших детей нужно воспитывать вне вековой потребительской традиции, в совершенно ином, сочувственном и уважительном отношении к природе; в понимании того, что природа - источник всей жизни - духовной, материальной и физической. Разумеется, человек всегда будет брать у природы всё необходимое для жизни и развития, но надо научиться делать это в такой форме, которая не вызывает разрушения природы; нужно не только брать, но и отдавать; оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения  к природе является осознание им себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребенка к сравнению с собой. Например: животному больно, как и мне; оно двигается, питается, дышит – как и я. В этой связи целесообразно применять в экологическом воспитании дошкольников метод экологической эмпатии – сопереживания и сочувствия природным объектам.

В процессе работы по развитию эмпатии также происходит развитие воображения, связной речи детей, значительно обогащается словарный запас.

Цель проекта: участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей систему экологических знаний и представлений;
  2. Познакомить детей с сезонными изменениями природы; 

3.        Воспитывать гуманное отношения к природе;

4. Развивать у детей эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); 

Тип  проекта : долгосрочный, групповой, информационный, исследовательско-творческий.

Срок проекта :  1год.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Этапы работы над проектом:

  • I этап - подготовительный (накопление знаний).
  • II этап – основной (совместная деятельность детей, родителей, воспитателей)
  • III этап – заключительный (результат).

                            Содержание проекта

 1 этап: Подготовительный

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

2 этап: Основной

Сентябрь Тема: Золотая осень; Грибы; Огород

1. Познавательные беседы, наблюдения за природными явлениями;

2. Рассматривание репродукций  и иллюстраций на осеннюю тематику;

3. Работа с календарем погоды;

4. Чтение стихов

5. П/и «птички и дождик»

6. Загадки

7. Рисование «листопад»; аппликация «грибы»; лепка

9. Консультация для родителей «Как привить ребенку бережное отношение к природе»; «Правила поведения в лесу»

10.Совместная деятельность детей и родителей выставка поделок из природных материалов.

Октябрь   Тема: Домашние животные

1. Продолжаем работать с календарем погоды;

2. Рассматриваем иллюстрации с изображением домашних животных.

3. Чтение книг о домашних животных.

4.Загадки

5.Д/и; П/и

6.Консультация для родителей «Иппотерапия для детей»

7. Совместная деятельность родителей и детей Фотовыставка «Мой любимый питомец»

 

Ноябрь  Тема Дикие животные; Правила поведения в лесу

1. Работа с календарем погоды наблюдение за изменениями в природе

2. рассматриваем иллюстраций с изображением диких животных

3. Д/и П/и

4. Продуктивная деятельность

5. Совместная деятельность детей и родителей выставка рисунков «Не опоздай спаси планету»

Декабрь Тема Зимушка зима

1. Наблюдение за погодными изменениями

2. Работа с календарем погоды

3. Опытно-эксперементальная деятельность Свойства снега

4. Открытое занятие с родителями В гости к снеговику

Январь – Февраль Тема Птицы

1. Наблюдение за природными явлениями

2. Работа с календарем погоды

З. Наблюдение за птицами на участке

4. Беседы о том как мы помогаем птицам

5. продукттвная птиц

6. совместная деятельность изготовление кормушек

7. сбор кормов для птиц

Март Тема Огород на окошке; Свойства воды

1. наблюдение за комнатными растениями за природными изменениями(капель)

2. изучение строения деревьев, что есть у растения

3. посадка лука

4. открытое занятие  с родителями «Экологическая сказка про маленькую капельку»

Апрель Тема Морские обитатели, Насекомые

1. наблюдения в природе

2. работа с календарем погоды

З. Конкурс пчелка праздник улика

4. открытое занятие морское путешествие

5. польза пчелы для людей

Май Тема  Цветы

 «Природа готовится к зиме»

«В гости к лесным зверюшкам »

«Что нас окружает?»

«Как помочь птицам зимой?»

«Весна пришла!»

«Встреча с растениями»

Игры- тренинги

«Солнышко», «Туча»,  «Дождик», «Ветер»,«Изобрази животное», «Человечки настроения»,«Ветер дует на …», «Весна, лето, осень, зима», «Прогулка по ручью»,«Я – кузнечик», «Я – цветок»

                                      Дидактические игры

1. Игры для обогащения экологических представлений:

  • о многообразии и разнообразии природных объектов:«Загадай, мы отгадаем», «Семена», «Вершки и корешки», «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», «Угости мишку медом», «На цветочной полянке»
  • о взаимосвязях в природе:«Закончи предложение», «Не ошибись!», «Кто, что, из чего и чем?», «Кто дружит с деревом?», «Какое время года?», «Угадай, какой ты зверь», «Хищник-добыча»,
  • о человеке как части природы: «Кто и что делает из дерева?», «Что вырастили люди?», «Подбери пару»;
  • о культуре поведения в природе: «Путешествие в мир природы», «Угадай правило»,

2.Игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе:

  • для развития эстетического восприятия природы: «Кто помогает сохранять красоту цветов»,
  • для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие»

3.Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности:«Кто помогает сохранять красоту  леса», «Скорая помощь»

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д.

Настольно-печатные игры -«Четыре времени года», «Найди  пару. Растения», «Найди  пару. Животные.», «Подбери листья», и др.

Словесные игры:«Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др.

Социализация

Рассказы воспитателя о себе, из своей жизни.

Решение «проблемных» ситуаций.

Оформление выставок.

Сюжетно-ролевая игра «Едем отдыхать на природу», «Больница для животных»

Художественная литература

Е. Чарушин «Кошка», «Собака»

Сказки В.Сухомлинского: «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Пчела и тыквенный цветок», «птенец выпал из гнезда», «карасик в аквариуме», «Почему плачет синичка?», «Семь дочерей», «Стыдно перед соловушкой»

Здоровье

Беседа «Чистый воздух – залог здоровья!»

Знакомство с « правилами чистюли» на прогулке

Безопасность

Рассматривание иллюстраций, беседа по ним «Опасно – неопасно» (ситуации в природе)

Беседа о правилах поведения на улице , в лесу, парке.

Труд

Посильная трудовая деятельность детей:

- собрать сломанные веточки на площадке

- очистить песочницу от сухих листьев

- подмести веранду, горку

- труд в уголке природы

- очистить крыльцо от снега

- наполнить кормушки для птиц кормом

Выполнение трудовых поручений в группе и дома.

Наблюдение за трудом взрослых.

Художественное творчество

Рисование

«Такие разные листочки»,

«Пушистая елочка»,

«Зимний пейзаж»,

«Все сосульки плакали»,

«Маленькое солнышко – одуванчик»

«Цветы на полянке»

Лепка

«Птичка», «Зайчик», «Снеговик»

Аппликация

Ручной труд

«Ёлочка», « Цыпленок», «Букет для мамы», «Снеговик», «Веточка мимозы», «Весенние цветы»

III этап – Заключительный

Экологический праздник «День Земли»

 Список использованной литературы

1.Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 г.

2. Николаева С.Н.Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010

3.Соломенникова О.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.2009

4.Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.М.2006.

5. Щербанева Е.А. Занимательная экология.2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмпатии в дошкольном возрасте.

В   ВВ данной статье описывается, что такое эмпатия, перечисляются основные ее виды.  А также раскрывается проблема развития эмпатии у дошкольников. Описывается развитие эмпатии ка...

«Развитие эмпатии как средство объединения детского коллектива разных этнических групп».

СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проблемы. Дети мигрантов детском саду. Развитие эмпатии как средство обьединения детского коллектива разных этнических групп. Детский игровой проект "Какие...

развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста

сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...

Активизация нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет посредством авторских сказок и рассказов

     Материал (из опыта работы) знакомит с влиянием авторских сказок и рассказов на активизацию нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет. Он содержит обоснован...

статья "Развитие эмпатии у дошкольников"

статья для родителей и педагогов...

Мастер- класс для педагогов с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Эмпатия"

Материал о развитии эмпатийных чувств средствами театрализованной деятельности...