Активизация нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет посредством авторских сказок и рассказов
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лукебанова Ирина Павловна

       Материал (из опыта работы) знакомит с влиянием авторских сказок и рассказов на активизацию нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет. Он содержит обоснование актуальности данной проблемы,  освещает историю вопроса. В материале представлено описание задач цикла. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_nravstvenno.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА И ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКИХ СКАЗОК И РАССКАЗОВ.

         Необходимость создания, разработки и апробации цикла авторских сказок и рассказов бала продиктована тем, что ежегодно в образовательные учреждения поступают дети с проблемами в личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной, поведенческой сферах личности. Поэтому остро встает вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта педагога с детьми, которые отличаются повышенной конфликтностью, а зачастую и отклонениями в развитии.

         Опыт подсказывает, что сказки, рассказы – наиболее приемлемая и понятная детям форма подачи материала, способствующая повышению самооценки, сплочению детского коллектива, снижению уровня конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки, наблюдательности, Воспитанию основ нравственности. Данный цикл сказок и рассказов будет полезен при работе с детьми с девиантным поведением.

         Обратимся к терминам.  Сказка – наиболее древний жанр литературного творчества; художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, в котором сюжет, порожденный действительностью, окрашен элементами фантастического вымысла. Существуют фольклорные сказки, издавна бытовавшие как распространенный жанр устного народного творчества, а также литературные сказки, созданные писателями в качестве самобытного литературного произведения.

         Сказка доступна детям с раннего детства. На протяжении дошкольного возраста она выступает одним из основных источников познания и освоения окружающего мира. Сказка играет исключительную роль в усвоении детьми нравственного опыта, накопленного за всю историю существования человечества.

Рассказ – жанр литературного творчества; художественное произведение фантастического или бытового характера, в котором сюжет может как реального, так и вымышленного или фантастического содержания.

          Наши сказки и рассказы формируют положительный эмоциональный фон, оптимистичное восприятие мира. Поскольку в них всегда торжествует добро, побеждая зло и несправедливость. Они передают нравственные понятия в увлекательной, ясной по смыслу и забавной форме. Обогащая социальный опыт ребенка, сказки и рассказы воспитывают эстетическое отношение к природе, человеку, творчеству, труду.

         Слушая сказку или рассказ, ребенок в воображении, как правило, идентифицирует себя с положительным персонажем, живет его благородными чувствами и поступками, соучаствует в его подвигах. Если же ребенок сопереживает отрицательному герою, то это повод для взрослых серьезно задуматься. Поскольку это свидетельствует обычно о каком-то психическом неблагополучии.

         Роль сказок в жизни ребенка, в формировании его личности и воспитании трудно переоценить. Формирование социальной и нравственной зрелости – одна из важнейших задач воспитания. И поэтому не стоит недооценивать сказки и рассказы, являющиеся не только средством развлечения, но и воспитательным инструментом.

         Основные задачи цикла:

- активизировать нравственно-этический компонент сознания личности детей; пробудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентиров;

- сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире;

- учить анализировать и соотносить свое поведение с эталонами и образцами, принятыми в обществе и культуре;

- развивать эмпатию;

- повышать самооценку детей, их уровень уверенности в себе;

- воспитывать у детей стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке; доброжелательному взаимодействию;

- способствовать развитию креативных способностей, воображения, индивидуальному самовыражению детей;

- развивать познавательные способности, любознательность, наблюдательность;

- способствовать сплочению детского коллектива;

- обеспечить успешную адаптацию к условиям современного образовательного учреждения, социализацию.

Степа.

Сказка- быль.

         Степа был большим красивым гусем с гордой длинной шеей, важной осанкой и крутым нравом. Мимо его двора никто не мог пройти спокойно: ни птица, ни животное, ни человек. На всех он бросался, шипя и вытянув вперед свою длинную шею. Его большой оранжевый клюв беспрестанно кого-то щипал и клевал, а огромные крылья взлетали вверх и стремительно опускались вниз на незадачливую жертву с резким хлопаньем и свистом. Однако Степа не был таким уж злодеем. Так он защищал свою семью и территорию.

         Жизнь текла своим чередом. На птичьем дворе гусыни нанесли яиц, и одна из них села на гнездо, высиживать яйца. Когда же вывелись птенцы, маленькие, забавные и желтенькие комочки, у Степы началась жизнь, полная забот и тревог.

         Гусыня, высидевшая гусят, оказалась плохой мамой. Она не обращала на них внимания. Стоило только кому-то из гусят оказаться рядом с ней, она немилосердно клевала и щипала их. И, наконец, бросила своих птенцов совсем.

         Степа долго наблюдал за несмышленышами, которые сиротливо жались друг к другу и жалобно пищали. Их некому было греть и защищать и, они, скорее всего,   погибли бы. Видимо в этот момент он понял, что очень нужен им, и в глубине его сурового сердца проснулись не только отцовские чувства, а, прямо-таки, материнская нежность и любовь. Степа взял под свое крыло осиротевших малышей. Он взбирался на маленький бугорок посередине  двора  и, притопывая лапками, созывал разбежавшихся во все стороны гусят.  И они все, как один, спешили на его зов. Свое потомство, малышей-гусят, Степа нежно любил, трогательно опекал и постоянно о них заботился. Он их кормил, грел, защищал, прогонял всех, кто оказывался в поле его зрения и, по его мнению, угрожал безопасности его деток.

         Прошло лето. Гусята выросли: оперились, стали большими и красивыми как их папа. Никто из них, благодаря Степиной опеке, не заболел и не умер.

         Вскоре об удивительном гусе узнала вся округа. Весь птичий двор гордился им. И даже люди приходили посмотреть на чудо-птицу.

ТАК ГУСЬ СТАЛ ГЕРОЕМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему нравственно-этического воспитания: «Путешествие в сказку» для детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет

Конспект занятия на тему нравственно-этического воспитания: «Путешествие в сказку» для детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет....

«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр»

                                    Игровое упражнение № 1 «Квадрат»Цели:Учить создавать фи...

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...

Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»...

Методическая разработка: «Сборник авторских сказок и рассказов для использования в работе с пособием В.В. Воскобовича «Чудо-крестики»»

АннотацияСборник предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста, которые в своей деятельности активно используют игры В.В. Воскобовича.Автор сборника – Кононенко Алина Алексан...

Картотека бесед"Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей .

Животные -наши друзья.Формирование доброжелательного отношения к животным,желание обрести в животном друга....

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ

Haше общество требует взaимоотношений между людьми, построенных на гумaнистической основе, где к человеку относятся кaк к индивидуальности. Рaзвитие эмоциональной стороны в отношениях «человек-ч...