Активизация нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет посредством авторских сказок и рассказов
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Материал (из опыта работы) знакомит с влиянием авторских сказок и рассказов на активизацию нравственно-этического компонента и эмпатии у детей 5-8 лет. Он содержит обоснование актуальности данной проблемы, освещает историю вопроса. В материале представлено описание задач цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizaciya_nravstvenno.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА И ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ 5-8 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ АВТОРСКИХ СКАЗОК И РАССКАЗОВ.
Необходимость создания, разработки и апробации цикла авторских сказок и рассказов бала продиктована тем, что ежегодно в образовательные учреждения поступают дети с проблемами в личностной, эмоционально-волевой, коммуникативной, поведенческой сферах личности. Поэтому остро встает вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта педагога с детьми, которые отличаются повышенной конфликтностью, а зачастую и отклонениями в развитии.
Опыт подсказывает, что сказки, рассказы – наиболее приемлемая и понятная детям форма подачи материала, способствующая повышению самооценки, сплочению детского коллектива, снижению уровня конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки, наблюдательности, Воспитанию основ нравственности. Данный цикл сказок и рассказов будет полезен при работе с детьми с девиантным поведением.
Обратимся к терминам. Сказка – наиболее древний жанр литературного творчества; художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, в котором сюжет, порожденный действительностью, окрашен элементами фантастического вымысла. Существуют фольклорные сказки, издавна бытовавшие как распространенный жанр устного народного творчества, а также литературные сказки, созданные писателями в качестве самобытного литературного произведения.
Сказка доступна детям с раннего детства. На протяжении дошкольного возраста она выступает одним из основных источников познания и освоения окружающего мира. Сказка играет исключительную роль в усвоении детьми нравственного опыта, накопленного за всю историю существования человечества.
Рассказ – жанр литературного творчества; художественное произведение фантастического или бытового характера, в котором сюжет может как реального, так и вымышленного или фантастического содержания.
Наши сказки и рассказы формируют положительный эмоциональный фон, оптимистичное восприятие мира. Поскольку в них всегда торжествует добро, побеждая зло и несправедливость. Они передают нравственные понятия в увлекательной, ясной по смыслу и забавной форме. Обогащая социальный опыт ребенка, сказки и рассказы воспитывают эстетическое отношение к природе, человеку, творчеству, труду.
Слушая сказку или рассказ, ребенок в воображении, как правило, идентифицирует себя с положительным персонажем, живет его благородными чувствами и поступками, соучаствует в его подвигах. Если же ребенок сопереживает отрицательному герою, то это повод для взрослых серьезно задуматься. Поскольку это свидетельствует обычно о каком-то психическом неблагополучии.
Роль сказок в жизни ребенка, в формировании его личности и воспитании трудно переоценить. Формирование социальной и нравственной зрелости – одна из важнейших задач воспитания. И поэтому не стоит недооценивать сказки и рассказы, являющиеся не только средством развлечения, но и воспитательным инструментом.
Основные задачи цикла:
- активизировать нравственно-этический компонент сознания личности детей; пробудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентиров;
- сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире;
- учить анализировать и соотносить свое поведение с эталонами и образцами, принятыми в обществе и культуре;
- развивать эмпатию;
- повышать самооценку детей, их уровень уверенности в себе;
- воспитывать у детей стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке; доброжелательному взаимодействию;
- способствовать развитию креативных способностей, воображения, индивидуальному самовыражению детей;
- развивать познавательные способности, любознательность, наблюдательность;
- способствовать сплочению детского коллектива;
- обеспечить успешную адаптацию к условиям современного образовательного учреждения, социализацию.
Степа.
Сказка- быль.
Степа был большим красивым гусем с гордой длинной шеей, важной осанкой и крутым нравом. Мимо его двора никто не мог пройти спокойно: ни птица, ни животное, ни человек. На всех он бросался, шипя и вытянув вперед свою длинную шею. Его большой оранжевый клюв беспрестанно кого-то щипал и клевал, а огромные крылья взлетали вверх и стремительно опускались вниз на незадачливую жертву с резким хлопаньем и свистом. Однако Степа не был таким уж злодеем. Так он защищал свою семью и территорию.
Жизнь текла своим чередом. На птичьем дворе гусыни нанесли яиц, и одна из них села на гнездо, высиживать яйца. Когда же вывелись птенцы, маленькие, забавные и желтенькие комочки, у Степы началась жизнь, полная забот и тревог.
Гусыня, высидевшая гусят, оказалась плохой мамой. Она не обращала на них внимания. Стоило только кому-то из гусят оказаться рядом с ней, она немилосердно клевала и щипала их. И, наконец, бросила своих птенцов совсем.
Степа долго наблюдал за несмышленышами, которые сиротливо жались друг к другу и жалобно пищали. Их некому было греть и защищать и, они, скорее всего, погибли бы. Видимо в этот момент он понял, что очень нужен им, и в глубине его сурового сердца проснулись не только отцовские чувства, а, прямо-таки, материнская нежность и любовь. Степа взял под свое крыло осиротевших малышей. Он взбирался на маленький бугорок посередине двора и, притопывая лапками, созывал разбежавшихся во все стороны гусят. И они все, как один, спешили на его зов. Свое потомство, малышей-гусят, Степа нежно любил, трогательно опекал и постоянно о них заботился. Он их кормил, грел, защищал, прогонял всех, кто оказывался в поле его зрения и, по его мнению, угрожал безопасности его деток.
Прошло лето. Гусята выросли: оперились, стали большими и красивыми как их папа. Никто из них, благодаря Степиной опеке, не заболел и не умер.
Вскоре об удивительном гусе узнала вся округа. Весь птичий двор гордился им. И даже люди приходили посмотреть на чудо-птицу.
ТАК ГУСЬ СТАЛ ГЕРОЕМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему нравственно-этического воспитания: «Путешествие в сказку» для детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет
Конспект занятия на тему нравственно-этического воспитания: «Путешествие в сказку» для детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет....
«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр»
Игровое упражнение № 1 «Квадрат»Цели:Учить создавать фи...
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...
Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»...
Методическая разработка: «Сборник авторских сказок и рассказов для использования в работе с пособием В.В. Воскобовича «Чудо-крестики»»
АннотацияСборник предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста, которые в своей деятельности активно используют игры В.В. Воскобовича.Автор сборника – Кононенко Алина Алексан...
Картотека бесед"Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей .
Животные -наши друзья.Формирование доброжелательного отношения к животным,желание обрести в животном друга....
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Haше общество требует взaимоотношений между людьми, построенных на гумaнистической основе, где к человеку относятся кaк к индивидуальности. Рaзвитие эмоциональной стороны в отношениях «человек-ч...